Почему США против сближения Китая и Ватикана
В сентябре текущего года стало известно, что Ватикан и КНР готовы продлить действие подписанного в 2018-м соглашения о назначении епископов. Подробности новой договоренности не разглашаются, но само по себе то, что стороны сумели прийти к согласию по этому вопросу, говорит о том, что отношения Пекина и Святого престола заметно улучшились.
Это, казалось бы, благое обстоятельство по нраву далеко не всем. Так, госсекретарь США Майк Помпео разразился полемической статьей «Китайские католики и моральная позиция церкви». Обращаясь к папе, он демонстративно выбрал для своей филиппики не традиционное католическое издание, а весьма консервативное экуменическое First Things. Шеф американской дипломатии обвиняет Святой престол в потакании китайскому режиму, который «ужасно обращается с верующими». В статье Помпео упомянуты и христиане, и тибетские буддисты, и последователи запрещенной в КНР секты Фалуньгун (синкретический культ, представляющий собой смесь гимнастики цигун с элементами буддизма, традиционных китайских учений и народных верований). Не забыты и более миллиона уйгурских мусульман и этнических казахов «в застенках КПК». Госдеп, по словам Помпео, не намерен мириться с этим и собирается призвать к ответу всех, кто нарушает религиозные свободы. Об этом госсекретарь намерен серьезно поговорить с папой.
В конце сентября госсекретарь посетил Рим, где убеждал тамошнее правительство отказаться от масштабных китайских инвестиций в местные порты. В прошлом году Италия отмечала 50-летие установления дипотношений с КНР и первой из стран «Большой семерки» выразила желание присоединиться к инициативе «Пояс и путь». А в августе этого года еще и подписала с Китаем крупные соглашения в области энергетики и торговли, которые должны помочь восстановлению экономики страны, сильно пострадавшей из-за коронавируса.
А вот встретиться с Понтификом в Риме Помпео не удалось. Святой престол отказался от запланированных ранее переговоров, прямо указав на то, что госсекретарь пытается втянуть его в американскую предвыборную гонку.
Чем же объясняется такая ажитация? Дело в том, что налаживание отношений Ватикана и КНР будет иметь последствия, выходящие далеко за рамки религиозной сферы. Без преувеличения можно сказать, что политические последствия этого сближения будут мирового масштаба.
«Безбожный коммунизм»
Так получилось, что в Китае есть две католические церкви. В 1949-м коммунисты победили в гражданской войне партию Гоминьдан. И уже на следующий год было создано Государственное управление по делам религий (ГУДР). Речь, однако, шла не об искоренении религии как таковой, но о подавлении реакционных элементов. В отношении китайской католической церкви был взят курс на «освобождение от империалистического влияния».
Официальный Ватикан всегда был антикоммунистическим. Уже через год после выхода «Манифеста Коммунистической партии» папа Пий IX откликнулся на него энцикликой «Nostis et nobiscum» (1849), в которой резко осудил попытки смущать умы верующих новыми доктринами и призвал к послушанию властям. В 1864-м он издал энциклику «Quanta cura», с приложением знаменитого «Списка важнейших заблуждений нашего времени», куда помимо социализма с коммунизмом попали также свобода совести и вопрос об отделении церкви от государства. Документ вообще был против либерализма, в первую очередь экономического. Его крайне негативно восприняли протестанты, особенно в Америке. Впрочем, в католической Франции энциклику тоже запрещали – ничего личного, просто бизнес. В 1891 году Лев XIII в своей «Rerum novarum» раскритиковал теорию классовой борьбы и обвинил коммунизм в стремлении разрушить основные человеческие права, в том числе право на частную собственность.
В 1930-х Пий XI обличал большевиков и «безбожный коммунизм, чья цель – разрушение общественного порядка и подрыв самих основ христианской цивилизации».
Но особенно отличился его преемник Пий XII. На период его понтификата пришлось время Второй мировой войны. В 1941-м он прямо запретил католикам помогать коммунистам, в том числе оказывать военную помощь СССР. Для китайцев особенно важно, что в марте 1942 года Пий XII установил дипломатические отношения с Японской империей, а в июне – с гоминьдановским правительством (без дипломатической аккредитации апостольская миссия действовала в Китае с 1922-го).
В 1949-м, в том числе под впечатлением от победы красных в Китае, папа утвердил принятый Конгрегацией доктрины веры «Декрет против коммунизма». Коммунизм был объявлен антихристианским учением, чьи «действия являют враждебность по отношению к Богу, истинной религии и Церкви Христовой», а его последователи подлежат отлучению.
Одна страна, две церкви
Неудивительно, что китайские власти часть служителей католической церкви выслали из страны, а большинство из тех, кто остался в КНР, подверглись репрессиям, деятельность иностранных миссий была запрещена, а все связи с Ватиканом оборваны. Но скоро партия пришла к выводу, что с верующими допустили перегибы и правильнее будет размежеваться. В 1957–1958 годах ГУДР приступило к созданию официальных религиозных организаций: буддистской, даосской, исламской, протестантской. В том числе учредили Китайскую католическую патриотическую ассоциацию (ККПА), функционирующую на принципах церковной автономии и коллективного самоуправления. Согласно уставу, цель ККПА – поддержка политики партии, укрепление государства и национального единства, а также постепенная адаптация католической церкви к принципам социалистического общества. Собственно религиозным вопросам в уставе посвящен небольшой пассаж, гласящий, что надлежит «ободрять братьев по вере, которые являются ударниками труда, ...быть светом миру и солью земли».
Пий XII тут же издал энциклику «Ad Apostolorum principis», в которой осудил создание ККПА, наложил запрет на ее деятельность, а тех, кто будет осуществлять рукоположение, постановил отлучать от церкви. ККПА, в свою очередь, не признает Ватикан. Это в том числе означает, что технически не признаются решения Второго Ватиканского собора. Этот собор, проходивший с 1962 по 1965 год, принял целый ряд основополагающих документов, изменивших и обновивших Римско-католическую церковь. При этом в КНР продолжают существовать нелегальная (она же «подпольная») римско-католическая церковь и диоцезы Гонконга и Макао. Сколько всего католиков в Китае, сказать трудно. Считается, что в стране около 50 миллионов христиан. Подавляющее большинство – представители различных протестантских конфессий. Католиков – примерно девять миллионов (в основном в провинции Хэбэй). Православных – не более 20 тысяч. Но эти цифры вызывают серьезные сомнения. Одни утверждают, что они завышены как минимум вдвое. Другие, напротив, рассказывают про 100 миллионов китайских христиан.
Ветер перемен
Отношения Пекина с Ватиканом оставались враждебными до 1980 года. Тогда Дэн Сяопин освободил Доминика Тана (Тан Имин). Во время войны Тан был апостольским администратором Кантонского диоцеза (Гуанчжоу). В 1958-м его арестовали. Официально обвинения так и не предъявили, ограничившись словами, что он «самый верный пёс Ватикана». Почти 30 лет Тан провел в исправительных лагерях, вышел по болезни (за него ходатайствовал в том числе президент Джимми Картер) и получил разрешение выехать в Гонконг на операцию. Иоанн Павел II тут же назначил его епископом Гуанчжоу, что вызвало резкий протест Пекина. Тем не менее папа решил, что пора налаживать отношения с Китаем. В феврале 1981-го в Гонконг отправился государственный секретарь Святого престола кардинал Агостино Казароли.
Как не стоит интерпретировать события на площади Тяньаньмэнь
Начались долгие дипломатические маневры. Они шли до 1989 года, пока по брусчатке площади Тяньаньмэнь не загрохотали танки. Эти события сильно подпортили имидж КНР. Запад ввел санкции. Китайские власти заняли жесткую позицию по вопросу об иностранном влиянии. Были установлены новые требования к регистрации и деятельности религиозных общин. Попутно арестовали 12 подпольных католических епископов. Диалог с Ватиканом оказался заморожен.
Очередной импульс он получил в 1996 году, когда Китай подал олимпийскую заявку. Казалось, международная ситуация благоприятствует и можно решить с Ватиканом ключевой вопрос об «одном Китае». Святой престол остается единственным европейским государством (технически это государство-юрисдикция со статусом наблюдателя ГА ООН), которое имеет дипотношения с Тайванем. Китайскую Республику (так официально называется расположенное на острове Тайвань государство) признают еще 16 стран: Белиз, Гватемала, Гаити, Гондурас, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы Острова, Свазиленд и Тувалу. С остальными Тайвань работает через систему представительств. Сам Ватикан имеет дипотношения практически со всеми странами за исключением Королевства Бутан, Мальдивской Республики, КНДР и КНР. В 1998-м папу даже пригласили на будущие Олимпийские игры. Но при условии, что Святой престол разорвет дипотношения с Тайванем и установит их с КНР. Торговались. В 1999 году тогдашний госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано честно признался журналистам, что Святой престол готов перенести посольство из Тайбэя в Пекин «хоть сегодня вечером, если позволят китайские власти».
А 1 октября 2000 года, аккурат в День образования КНР, Иоанн Павел II разом канонизировал 120 китайских мучеников – местных католиков и иностранных миссионеров, казненных во время восстания ихэтуаней в 1900 году. Дата, возможно, была выбрана не для провокации, а по ошибке. Ватикану всегда катастрофически не хватало экспертов по Китаю – здесь он сильно уступал оппоненту. Пекин отреагировал жестко, указав, что эти люди были преступниками, «нарушавшими китайские законы, в то время как страна подверглась вторжению колониалистов», а их канонизация «извращает историческую правду, оправдывает империализм и клевещет на миролюбивый китайский народ».
Торг шел до самой Олимпиады 2008 года. Папа Бенедикт XVI призывал китайских католиков к примирению. Государственный филармонический оркестр КНР исполнял в Ватикане реквием Моцарта. В самом Ватикане «голуби клевали ястребов»: в 2007-м учредили Китайскую комиссию, куда вошли люди, хорошо разбирающиеся в китайских делах. Теперь тянуть резину стало выгодно уже китайцам. Они даже завернули папские предложения о постепенном слиянии ККПА с подпольной католической церковью. Отметив положительные моменты, Пекин жестко указал, что документ неприемлем, поскольку в нем ничего не сказано насчет Тайваня. И в очередной раз отклонил предложение папы посетить КНР.
И вот в 2013 году папой стал Франциск, который предпринял энергичные шаги по нормализации отношений с Китаем. К 2016-му стороны смогли найти компромисс по болезненному вопросу о назначении епископов. На тот момент в стране было 110 епископов ККПА, около 30 епископов подпольной церкви (имена некоторых не разглашаются из-за опасений возможного преследования) и 97 свободных диоцезов. Китайские власти отстояли свое право назначать епископов. А Ватикан получил право отклонять кандидатуры, но при этом должен обосновывать свое решение. В 2018-м наконец заключили временное соглашение. То самое, которое теперь собираются продлевать.
Америка против
Очевидно, главным камнем преткновения продолжает оставаться тайваньский вопрос. И в Тайбэе не зря опасаются, что в ближайшем будущем признание суверенитета острова в очередной раз станет разменной монетой. Причем Ватикан даже ничего особо не потеряет, понизив свои отношения с Тайванем. А вот выигрывает очень много. Папа, конечно, глава вселенской церкви, но всемирное сообщество без Китая сегодня выглядит не вполне полноценно.
А вот у США подгорает. Американцам не привыкать использовать Тайвань как пешку в своих политических играх. Но сейчас ситуация к этому не располагает. Вот и бросается пресвитерианец Помпео на амбразуру. Сильно рискуя, ведь католики – традиционный электорат демократов. Хотя в марте избирательный штаб Трампа заявил о создании движения «Католики за Трампа». И за лето сумели подтянуть поддержку действующего президента на несколько процентов. Главный редактор католического портала EWTN News вообще считает, что без набожных католиков и евангелистов Трамп просто не сможет победить на предстоящих выборах. А вот проиграть из-за ватиканской рокировки вполне вероятно.
Лучше всех Пекину. Он тоже поспешает, но без цейтнота. Китайцы умеют играть вдолгую. Тем более когда на кону такой куш. И дело не только в моральном удовлетворении. Китаю очень нужна дополнительная легитимизация. Особенно в странах Африки и Латинской Америки, где он нацелился на активную экономическую и политическую экспансию. Да и хорошо понимают в Пекине, что чисто социалистическая платформа – слабая заявка на идеологическое лидерство в современном мире. При этом КНР отнюдь не собирается плясать под ватиканскую дудку. Весь китайский опыт – это опыт адаптации и синкретического слияния. Та же ККПА регулярно проводит конференции и теологические форумы по инкультурации и китаизации Китайской католической церкви. А с человеческим, организационным и материально-техническим ресурсом у китайцев всё в порядке. Так что в перспективе еще большой вопрос, кто там кардинал, а кто бакалейщик.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".