«Предлагаемые поправки не только направлены на институционально-правовую модернизацию, но, что практически важно, трансформируют, перезагружают всю государственную матрицу. Ясно вырисовались контуры концептуально нового документа, вбирающего в себя идеалы, принципы и приоритеты современного Казахстана как зрелого государства, обращенного в своем дальнейшем развитии в светлое будущее», – сказал в своем недавнем выступлении президент страны Касым-Жомарт Токаев.
В проекте новой конституции четко артикулированы базовые политические, этические и мировоззренческие основы казахстанской государственности. В преамбулу Основного закона вынесен ценностный ориентир «Справедливый Казахстан» и принцип «Закон и порядок».
Государственные деятели и граждане страны обязаны защищать ее суверенитет, руководствоваться идеями созидательного патриотизма и развивать общественный диалог. В конституции утверждаются ценности труда, прогресса, знаний, необходимость формирования экологической культуры. Русский язык в новой конституции сохраняет статус официального. Статья 9 гласит: «Государственный язык Республики Казахстан – казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Такая формулировка фактически уравнивают языки в правах. Кроме того, в документе уделяется внимание межэтнической и межконфессиональной гармонии как основе устойчивого развития страны.
Существующая в нынешней конституции норма о семье дополнена принципиальным уточнением: «Брак – это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины».
В проекте нового Основного закона подчеркивается: развитие науки, образования и инноваций является конституционным приоритетом, призванным обеспечивать конкурентоспособность Казахстана на глобальной арене.
По-новому и юридически неотвратимо сформулирована новелла о бережном отношении к экологии. В частности, в проекте статьи 8 говорится, что «пользование собственностью должно отвечать интересам общества и государства, не должно наносить вред окружающей среде».
В новой конституции подчеркивается светский характер Казахстана: «религия отделена от государства», «Республика Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство».
Помимо общих государственных принципов, на референдум по конституции будет вынесен ряд новшеств государственного устройства Казахстана.
Планируется введение поста вице-президента, переход к однопалатному парламенту, который будет называться Курултай, а также создание Народного совета Казахстана как высшего консультативного органа.
«Казахстанский Народный совет станет новым государственным органом, вобравшим в себя опыт консультативных структур других стран. В нем получат представительство все этносы, группы населения и регионы. Совет будет обладать статусом высшего консультативного органа страны, а его председатель получит право законодательной инициативы», – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Из проекта обновленного Основного закона следует, что Казахстан останется президентской республикой. В документе детально прописана процедура передачи власти в случае досрочного сложения полномочий главы страны. И что важно, в законе исключается норма о внеочередных выборах, тем самым подчеркивая однократность семилетнего срока президента. Еще одно принципиальное нововведение – кандидат в президенты Казахстана должен не менее пяти лет проработать на государственной службе или в выборных органах. Таким образом Казахстан страхует себя от фактора «политических гастролеров» у власти.
Из этой же серии страховочных механизмов новая статья конституции о том, что «информация о движении денежных средств и активах некоммерческих организаций, получаемых от иностранных государств, международных и иностранных юридических лиц и лиц без гражданства, должна быть открытой и доступной». Это страховка от нежелательного иностранного вмешательства.
Еще одной принципиальной новацией станет то, что ни президент, ни парламент не смогут самостоятельно поменять Основной закон. В статье 92 утверждается: любые изменения и дополнения в конституцию могут вноситься только через всенародный референдум при заключении Конституционного суда об их соответствии закону.
Позитивные изменения
О проекте нового Основного закона Казахстана «Профиль» поговорил с российскими политологами.
Научный сотрудник института востоковедения РАН Александр Воробьёв считает, что изменения конституции ставят целью укрепление стабильности политической системы страны в период будущего транзита власти и последующего правления.
«Продвигая такие реформы, Касым-Жомарт Токаев пытается задать жесткие рамки неизменности политической системы. Это важно для стабильности, важно для того, чтобы в будущем исключить пересмотр правил и какие-либо угрозы, – говорит эксперт. – В целом изменения позитивные, особенно на фоне некоторых стран СНГ. Если их удастся провести, это будет шагом вперед в развитии политической системы Казахстана».
Аналитик Института востоковедения Российской академии наук Дарья Сапрынская отмечает, что сегодня важно зафиксировать современные представления о стране, а для общества – иметь опору, отвечающую изменениям среды.
«В нынешнем проекте закреплен принцип "Закон и порядок", а также концепция Токаева "Справедливый Казахстан" – это идейная рамка отношений государства и общества. Для граждан страны важны статьи о развитии науки и образования, защите их прав в цифровой среде. А также социальные вопросы – закрепление брака как союза мужчины и женщины, формирование бережного отношения к природе, – всё это ответ на запросы казахстанского общества», – говорит эксперт.
Политолог Сергей Станкевич считает принципиальным положение о русском языке как об официальном. Это формирует современную гармоничную нацию, устойчивую к попыткам внутренней и внешней дестабилизации, и служит примером для соседних стран в Центральной Азии.
«Тот факт, что статья о браке впервые дополнена существенным уточнением о том, что это союз мужчины и женщины, свидетельствует о том, что Казахстан выбирает магистральную дорогу, не пускаясь в сомнительные и зачастую болезненные эксперименты, – говорит Станкевич. – Еще очень разумна норма о том, что должна быть открытой и доступной информация о финансировании НКО от иностранных государств».
Доктор политических наук Виталий Млечин также обращает внимание на сохранение официального статуса русского языка.
«Язык – не только инструмент бытового общения, но и средство сохранения межэтнических отношений внутри страны и даже международного взаимодействия. Поэтому Казахстан последовательно проводит политику балансирования между укреплением государственного казахского языка и уважением к русскому, который знает большинство казахстанцев. Президент Токаев называл русский язык общим достоянием, и именно он предложил создать Международную организацию по русскому языку. При этом глава государства считает, что казахстанская молодежь может легко овладеть тремя-четырьмя языками. Его пример это подтверждает – Токаев свободно говорит на пяти языках. А закрепление статуса русского языка в конституции – четкий ответ провокаторам, которые пытаются, играя на страхах и стереотипах, дестабилизировать ситуацию и поссорить наши страны».
Сотрудник Центра евразийских исследований Томского университета Артём Данков подчеркивает масштабность изменений, предусмотренных новой конституцией. Изменяется вся конфигурация политической системы, появляется должность вице-президента, трансформируется парламент, появляется Народный совет.
«Это очень важные моменты, придающие главный смысл всех этих изменений – завершенность и стабильность, крепость политической системы. Очевидно и однозначно в ближайшие годы Казахстан нуждается именно в стабильности с точки зрения всех общественно-политических процессов, потому что ключевой акцент должен быть смещен на трансформацию экономики и общественной жизни. И в этом случае новая, на мой взгляд, более устойчивая система, которая предлагается новым вариантом конституции, на самом деле будет полезна стране и обществу, – говорит эксперт. – В главе о правах и обязанностях президента исключена норма о внеочередных выборах. Это тоже интересный момент, поскольку ни для кого не секрет, что в 1990-е, 2000-е, 2010-е годы внеочередные выборы, в первую очередь именно президентские, были достаточно частым явлением. Сейчас эта норма полностью исключена. На мой взгляд, это дает очередной ориентир с точки зрения долгосрочной стабильности».
Директор Аналитического центра Российского общества политологов Андрей Серенко считает, что документ конституционно закрепляет категории национальной идеи и гражданской идентичности. Введение в преамбулу конституции нарратива «Справедливый Казахстан» и принципа «Закон и порядок» задает смысловой каркас для всей политики современного казахстанского государства, фиксирует переход от общих деклараций к формулированию конкретной цели развития страны и общества.
Особого внимания, по мнению Серенко, заслуживает закрепление в конституции принципов ответственного патриотизма, трудолюбия и общественного диалога как ценностных социальных и политических категорий. В свою очередь выделение развития науки, образования и инноваций (включая сферу ИИ) в отдельный конституционный приоритет является «авангардным политическим решением, стратегическим шагом, закладывающим основу для принципиально новой экономики знаний».
«В целом предлагаемые Токаевым изменения, несомненно, нацелены на модернизацию страны и общества, фиксируя в качестве приоритетов право, порядок, инновации, человеческий капитал и ответственность перед следующими поколениями. Они легитимизируют и закрепляют курс на построение современного сильного, социально ответственного и конкурентного государства. Казахстан вступает в новую эпоху исторического развития и "токаевская" конституция – это стратегический компас, позволяющий не сбиться на этом пути», – заключает Андрей Серенко.


