Тупое копье Европы
Когда в середине сентября главы генеральных штабов всех 28 стран — членов НАТО собрались в литовской столице, это должно было сигнализировать силу в их отношениях с Россией. Но результат оказался отрезвляющим. Как выяснилось, планы создания сил быстрого реагирования, принятые главами государств и правительств двумя неделями ранее, нереалистичны.
Привести в состояние боевой готовности 5 тысяч человек за два дня? Неосуществимо, гласил вердикт генералов. Дескать, для этого военнослужащим придется «спать в форме», возмущался самый высокопоставленный американский генерал Мартин Демпси.
«Объединенная оперативная группа повышенной готовности» появится не ранее 2016 года. До этого времени устрашению России должна будет служить своего рода «облегченная версия» острия натовского копья — такое решение министры иностранных дел НАТО планируют принять в первых числах декабря. По сути, речь идет об уже существующих «силах реагирования НАТО». Правила их применения было регламентировано годы назад, задолго до начала украинского кризиса — тогда Россию на Западе еще считали «миролюбивым партнером». В рамках «сил реагирования» альянс в течение 30 дней должен иметь возможность привести в состояние боеготовности до 25 тысяч военнослужащих, а также тяжелую военную технику, такую как танки. Было проведено несколько учений, в реальных операциях «силы реагирования» до сих пор не участвовали. 1 января командование ими на год перейдет к Германо-нидерландскому корпусу. Штаб командования — около 4 тысяч военнослужащих и гражданский персонал — размещен в городе Мюнстер в Вестфалии.
Теперь около 5 тысяч военнослужащих «сил реагирования НАТО» должны будут сформировать временное «острие копья». О приведении в боевую готовность в течение 48 часов уже никто и не говорит, для этого установлен срок в пять суток. Но даже это головная боль для командования, особенно для немецкого.
Прежде всего проблемы связаны с непроясненными вопросами финансирования. До сих пор в НАТО действовал принцип, согласно которому расходы ложатся на страну, предоставляющую войска. Американцы и канадцы считают, что деньги должны найти европейцы, но в связи с почти повсеместным сокращением военных бюджетов это уже сейчас оказывается узким местом. Так, страны, предоставляющие самый большой контингент, — Германия, Франция и Великобритания — не желают брать на себя основную нагрузку. Но без их участия с учетом ежегодной ротации «силы быстрого реагирования» не смогут осуществлять свои функции. Ведь когда одна страна принимает командование, другая уже готовится заступить на вахту, а третья сталкивается с серьезными «последствиями» своей смены. И если останутся всего три «рамочные страны» — Германия, Франция и Великобритания — это станет для них исполинским трудом с точки зрения как логистики, так и финансирования, отмечает один из натовских генералов.
Если нужно, чтобы «острие копья» за пять дней можно было перебросить в любую точку Европы, необходимо арендовать дополнительный транспорт для личного состава, который должен быть готов к выезду практически круглые сутки. Это солидные расходы, только проведение так называемых учений по переброске обходится в 25 млн евро. «Да, формирование ударных сил является политическим символом решимости альянса, — говорит натовский генерал, — но на их реальное применение не рассчитывает никто».
В настоящий момент едва ли стоит ждать классической военной агрессии России против какого-либо государства, входящего в альянс. Нет ни соответствующих политических намерений в Кремле, ни явных признаков подготовки к вторжению на территорию Украины, считают в кругах западных спецслужб. Теми силами, которые в настоящий момент стянуты к украинской границе, невозможно занять даже Новороссию, тем более что Москва не получила там той поддержки, на которую рассчитывала, говорит высокопоставленный источник. Он отмечает: не стоит считать, что население в сепаратистских Донецкой и Луганской областях воодушевленно поднялось на борьбу «за дело Москвы».
В странах НАТО сегодня все чаще критикуют работу альянса с общественностью. «Они постоянно передают в СМИ информацию, проверенную только наполовину», — сетует представитель одной из стран.
Так, какое-то время назад появилась информация, что повстанцев на востоке Украины поддерживает тысяча российских военнослужащих. А позднее командующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав «скостил» эту цифру в два раза. Часто неточным оказывается и подбор слов. В середине ноября Бридлав заговорил о «спецназе и регулярных частях российской армии на Украине». Несколько дней спустя американский генерал уточнил: речь идет «главным образом об инструкторах и консультантах», а не о «боевых формированиях».
Критические замечания поступают и со стороны спецслужб государств — членов НАТО: их эксперты по России опровергают тревожные сообщения из штаб-квартиры альянса, согласно которым в последние недели наблюдалась «высокая активность российских ВВС в Европе». Да, спецслужбы уже не один год наблюдают «постоянное нарастание интенсивности рутинных операций», но не более. До сих пор фактов нарушения воздушного пространства НАТО не отмечалось — дескать, русские «не дураки».
Перевод: Владимир Широков
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".