29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1998 года: "Слухи и сплетни. Руководство по эксплуатации"

Архивная публикация 1998 года: "Слухи и сплетни. Руководство по эксплуатации"

Но, оказывается, есть способ поставить это страшное оружие на службу миру и прогрессу.Словно мухи, тут и там ходят слухи по домам...

Поэт был прав только наполовину. Слухи, может быть, и липнут к ушам, но разносят их не беззубые старухи, а вполне респектабельные мужчины и женщины.
Но для начала отделим зерна от плевел. Хотя слова "слухи" и "сплетни" -- синонимы, между ними существует принципиальная разница.
Первый термин имеет нейтральный оттенок, а вот второй подразумевает передачу не только неверной, но и резко негативной информации.
Если проще, "грязными" бывают только сплетни.
И слухи, и сплетни восполняют потребность человека в информации.
Любовь к слухам -- атавистическая, доставшаяся нам от предков черта, восходящая ко временам изустной передачи важнейших сведений, в частности, о приближении опасности или о результатах охоты. Об этом давным-давно писали Леви-Строс и Юнг.
Слухи несут информацию в принципе полезную и для коллектива, и для отдельного человека. Они есть любом нормальном коллективе. Разговоры о слиянии с более крупной фирмой или о дружбе шефа с крупным чиновником в аппарате президента определенным образом ориентируют сотрудников, не принося никому вреда. Если задуматься, все советское диссидентство выросло на слухах о капиталистическом рае. Капитализм, конечно, был не так сказочен, но, вдохновленные слухами о нем, многие пускались во все тяжкие, эмигрируя за границу и делая там отличную карьеру.
Сплетни же касаются, как правило, личной жизни ближних (или знаменитых людей). Это информация абсолютно бесполезная. Она не может быть руководством к действию. Ну что нам с того, есть у Чубайса роман с г-жой Дьяченко или нет? Сплетня -- как бразильский сериал. Она больше говорит о переносчике и потребителе сплетни, чем о предмете обсуждения. Давно замечено: развратник всех подозревает в распущенности, а взяточник уверен, что все на свете воры, а честных людей не бывает.
Пособием к изучению природы сплетен, причин их возникновения и распространения может быть фильм "Служебный роман". Сплетни лучше всего плодятся в среде, где много женщин, мало работы и очень мало денег. Отсутствие счастливой личной жизни, производственной цели и материального вознаграждения компенсируется перемыванием косточек всем подряд.
В такой обстановке сплетня становится оружием. В нормальной конторе, где все заняты делом, народу в принципе наплевать, спит шеф с секретаршей или нет. Но если секретарша хамеет, шеф при этом изображает моралиста, а подчиненным нечем заняться, то сплетня становится главным аргументом в скандале. В каком? Да уж без скандала такие заведения не обходятся.
Сплетни в отличие от слухов персонифицированы. В любом коллективе есть человек или группа товарищей, не удовлетворенные своим положением в официальной иерархии. Но они отлично осведомлены о размерах зарплаты сослуживцев, служебных перестановках и прочих "тайнах мадридского двора". Не щадя живота своего, они передают коллегам все гадости, которые про них слышали. Шефу нашептывают, что сотрудники бездари и лентяи, коллегам -- что скоро сокращение или, того хуже,-- всю лавочку прикрывают. Они вроде бы искренне сочувствуют: "Надо же, Мария Петровна, вам так мало платят! А у вашего друга Иван Иваныча зарплата втрое выше, а обязанности те же". И вот уже начальник не может успокоить рыдающую Марию Петровну, а сотрудники, забыв о работе, ищут новое место службы. Сплетни и сплетники -- страшный бич любого коллектива. Совершенно непонятно, как со всем этим бороться. Часто нет даже формального повода выгнать сплетников.
Не приходится говорить о роли сплетен в политике: редкие выборы американского президента обходятся без слухов о том, что соискатель этой высокой должности двадцать лет назад кого-то изнасиловал. В России к изнасилованиям относятся спокойнее (или, может, политикам отдаются исключительно по любви?), зато нервничают, когда речь заходит о взятках и злоупотреблениях служебным положением.
За что можно уволить сплетника

Увы, окончательно и бесповоротно расправиться со слухами и сплетнями на производстве вряд ли кому-нибудь удастся. Всегда любопытно узнать, не намечается ли рокировка в руководстве и, следовательно, есть ли перспектива повысить собственные положение и зарплату. Поскольку ни в одном коллективе рядовые сотрудники не знают о фирме всей правды, они стараются компенсировать недостаток информации слухами.
Однако передачу неформальной информации можно упорядочить. Исключить нежелательные сплетни, сделав вместо них инъекцию полезных и плодотворных слухов.
К нежелательным относятся лишние разговоры о зарплате и планах развития фирмы. К счастью, призрак налогового инспектора заставил нас всех более осторожно говорить о своих доходах, а тем более хвастаться ими. Тем не менее всегда найдется "сердобольная" кассирша, которая по секрету всему свету сообщит, кто сколько получает. Так вот, в фирме, где все организовано "по науке", такая кассирша не проработает и одного месяца.
В любой уважающей себя компании при приеме на работу новому сотруднику дают ознакомиться с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну. Конечно, в зависимости от должности этот список содержит больше или меньше пунктов. Но вот категорическое требование молчать о размерах своего вознаграждения едино для всех -- от уборщицы до генерального директора. В случае невыполнения этого пункта сотрудник может быть уволен.
Зарплата в таких фирмах выдается в конвертах (в общей же ведомости человек расписывается за совсем другие суммы). Причем, выдавая зарплату новому сотруднику первый раз, кассир должен еще раз напомнить ему, что размер заработка -- его личная тайна.
Делается это отнюдь не для того, чтобы "обмануть" наивных граждан и заставить их трудиться почти бесплатно. Иногда обстоятельства складываются так, что начальник хочет повысить сотруднику оклад, но только пару месяцев спустя: в данный момент у него нет средств. Вопрос зарплаты касается двоих -- работодателя и работника. Если один согласен платить, а второй -- за эти деньги работать, никакого конфликта нет. Комментарии сторонних наблюдателей здесь совершенно ни к чему.
То же самое касается и перспектив роста фирмы. Разглашение любой информации, особенно тревожной, должно быть полностью исключено. Иначе -- немедленное увольнение.
Это, конечно, не искоренит сплетни, но значительно уменьшит их поток. К тому же всегда будет законный повод быстро избавиться от слишком болтливого сотрудника.
Впрочем, сплетни не источник бед, а всего лишь симптом неблагополучия. Сплетники процветают там, где их поощряет начальство. Если шеф сам не прочь вызвать тайного осведомителя к себе в кабинет и пошушукаться с ним о настроениях в коллективе, работы не будет. Будет бразильский сериал, бесконечное выяснение, кто из сотрудников предан начальнику, а кто затевает бунт. В таких коллективах оценка работника зависит от чего угодно, только не от деловых качеств. Там действует логика гарема: если ты любимая жена, тебе и зарплату положу побольше.
Услугами сплетников пользуются, как правило, неуверенные в себе руководители, те, кто не доверяет своему чутью, сам не может разобраться в людях, для кого цель не дело делать, а лишь удержаться на своем посту. Тут возникает вполне резонный вопрос: надо ли вообще в таком коллективе работать?
В процветающих компаниях, где люди трудятся как пчелки с утра до 18.00, не остается времени долго впустую чесать языками, ведь собрались-то совсем по другому, производственному поводу!
Уверенный в себе начальник поступит со сплетником так, как в "Служебном романе" героиня Алисы Фрейндлих поступила с не в меру активной общественницей,-- отправит его на рабочее место и придумает дополнительную производственную нагрузку.
Полезные слухи

Даже выдуманное событие становится фактом, если оно умело вплетено в сюжет реальности. Как-то французский терапевт Арман Труссо лечил больную истерией, которая была уверена, что проглотила лягушку. При очередном визите к пациентке врач захватил с собой лягушку. Дав больной рвотное, он подождал, когда начнется рвота, и незаметно пустил в таз лягушку. Предусмотрительная женщина поинтересовалась, не могло ли злосчастное земноводное оставить у нее в желудке потомство, на что доктор не задумываясь ответил: "Мадам, вам страшно повезло: экземпляр, извлеченный из вашей утробы,-- самец".
Вот из таких событий и выпекаются впоследствии слухи, легенды и анекдоты. И как всякое творение, они начинают жить своей собственной жизнью, независимой от породившего их события, никем не контролируемой и непредсказуемой.
Американский профессор социологии Джек Левин провел необычный эксперимент. Он пустил среди учеников слух, будто двое его студентов недавно поженились. (Естественно, "жертвы эксперимента" были заранее поставлены в известность.) Для этого Левин как бы ненароком оставил в лекционной аудитории несколько свадебных приглашений. Через неделю любознательный профессор опросил сто человек. Подавляющее большинство опрошенных в мельчайших подробностях рассказали о церемонии бракосочетания, описали роскошный свадебный кортеж, платье невесты и костюм жениха, меню праздничного ужина и подарки. И даже назвали число приглашенных.
Но самое удивительное, что через год, к изумлению профессора, "жертвы" эксперимента действительно поженились! Молодожены заявили, что им было лестно пристальное внимание общественности, они не могли не оправдать всеобщего доверия и, взявшись за руки, отправились за родительским благословением.
Итак, слухи сплетням рознь.
Службы безопасности большинства стран отслеживают слухи, циркулирующие в обществе, иначе грамотная внутренняя политика просто немыслима. У КГБ, как известно, была широкая сеть осведомителей, докладывавших о "настроениях". И своя лаборатория, фабриковавшая слухи. Бывший первый секретарь Ленинградского обкома партии, член Политбюро ЦК КПСС Григорий Романов утверждает, что слух, будто он якобы устроил свадьбу дочери в Таврическом дворце, с царским сервизом, запустил Михаил Горбачев, чтобы прорваться к власти.
Вполне вероятно, что слух о болезни Ельцина был запущен в прессу самими властями. А когда выяснилось, что болезнь президента потрясений не вызовет, слух был официально подтвержден.
В передовых японских фирмах, где есть компьютерная сеть (впрочем, где ее сейчас нет?!), слухами "занимается" специальный сотрудник. Если кто-нибудь из работников хочет получить неформальную информацию о коллегах, достаточно нажать кнопку компьютера -- и на мониторе появляется файл со свежими "данными": кто назначен на новую должность, что об этом думает сам счастливчик, как отреагировали на повышение его домашние и вообще какова его семья, чем он увлекается, как любит проводить свободное время.
Конечно, это не досье из отдела кадров. Все сведения здесь правдивы, но преподнесены с изрядной долей юмора и художественного преувеличения. Начальство через такой безымянный источник "скачивает" в коллектив полезные для себя слухи.
Через систему слухов можно проводить социологические опросы. Например, руководство хочет поменять профиль компании, но до конца не уверено в целесообразности нововведения. Оно может запустить слух, а потом устроить встречу с коллективом. Если сотрудники будут бурно возражать, от идеи можно легко отказаться. Она же не была заявлена как официальное решение руководства, а возникла вроде бы сама по себе, из воздуха. И так же сама по себе может исчезнуть.
Еще один вариант позитивного использования слухов -- анонимная компьютерная линия "подчиненный -- начальник". "Что я мог бы сделать, чтобы предприятие работало более эффективно?" -- обращается к сотрудникам шеф, а они, в свою очередь, шлют ему на компьютерный адрес свои анонимные замечания и предложения. Особенно полезно это в фирмах, где очень уж сильна дистанция между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками.
Наконец, слухи позволяют создать миф о фирме, о ее особом пути. Существует несколько вариантов. Первый можно назвать "сказкой о Золушке". Это легенды о директорах или топ-менеджерах, которые начинали с простых разносчиков газет и заработали свой первый доллар, сэкономив на школьном завтраке.
Еще один тип легенд -- "мой босс тоже человек." Душещипательный рассказ о том, как кто-то из сотрудников встретился с директором при весьма необычных обстоятельствах, например, за городом, на даче. И шеф, как самый обыкновенный сельский житель, научил подчиненного правильно сажать картошку или окучивать черную смородину.
Красивы легенды "о катастрофах", в которых описываются события чрезвычайные, например пожар или неожиданное нападение хулиганов. Вот в такой сложной ситуации шеф якобы повел себя как герой. Хотя почему "якобы"? На дачу к редактору журнала "Октябрь" Анатолию Ананьеву залез вооруженный грабитель. Дело было накануне семидесятилетнего (!) юбилея писателя. Тот не сробел (вот что значит фронтовик!) -- разоружил вора и сдал милиции. Естественно, коллектив "Октября" гордится своим шефом.
Впрочем, слухи можно распускать и о рядовых сотрудниках, восхвалять их героизм и смекалку -- они от этого будут только лучше работать. Пример того, как правильно обращаться со слухами, дает журнал "Столица". В нем есть рубрика внутриредакционных новостей. Признаться, эти новости не всегда интересны читателям, но в коллективе они, вероятно, выполняют важную психотерапевтическую функцию.
Правильно поданные небылицы не только информируют -- они помогают снизить напряженность, устранить последствия конфликтов, без которых не обходится ни одно производство. Легенды делают нас лучше и помогают почувствовать свои силы.

Но, оказывается, есть способ поставить это страшное оружие на службу миру и прогрессу.Словно мухи, тут и там ходят слухи по домам...


Поэт был прав только наполовину. Слухи, может быть, и липнут к ушам, но разносят их не беззубые старухи, а вполне респектабельные мужчины и женщины.

Но для начала отделим зерна от плевел. Хотя слова "слухи" и "сплетни" -- синонимы, между ними существует принципиальная разница.

Первый термин имеет нейтральный оттенок, а вот второй подразумевает передачу не только неверной, но и резко негативной информации.

Если проще, "грязными" бывают только сплетни.

И слухи, и сплетни восполняют потребность человека в информации.

Любовь к слухам -- атавистическая, доставшаяся нам от предков черта, восходящая ко временам изустной передачи важнейших сведений, в частности, о приближении опасности или о результатах охоты. Об этом давным-давно писали Леви-Строс и Юнг.

Слухи несут информацию в принципе полезную и для коллектива, и для отдельного человека. Они есть любом нормальном коллективе. Разговоры о слиянии с более крупной фирмой или о дружбе шефа с крупным чиновником в аппарате президента определенным образом ориентируют сотрудников, не принося никому вреда. Если задуматься, все советское диссидентство выросло на слухах о капиталистическом рае. Капитализм, конечно, был не так сказочен, но, вдохновленные слухами о нем, многие пускались во все тяжкие, эмигрируя за границу и делая там отличную карьеру.

Сплетни же касаются, как правило, личной жизни ближних (или знаменитых людей). Это информация абсолютно бесполезная. Она не может быть руководством к действию. Ну что нам с того, есть у Чубайса роман с г-жой Дьяченко или нет? Сплетня -- как бразильский сериал. Она больше говорит о переносчике и потребителе сплетни, чем о предмете обсуждения. Давно замечено: развратник всех подозревает в распущенности, а взяточник уверен, что все на свете воры, а честных людей не бывает.

Пособием к изучению природы сплетен, причин их возникновения и распространения может быть фильм "Служебный роман". Сплетни лучше всего плодятся в среде, где много женщин, мало работы и очень мало денег. Отсутствие счастливой личной жизни, производственной цели и материального вознаграждения компенсируется перемыванием косточек всем подряд.

В такой обстановке сплетня становится оружием. В нормальной конторе, где все заняты делом, народу в принципе наплевать, спит шеф с секретаршей или нет. Но если секретарша хамеет, шеф при этом изображает моралиста, а подчиненным нечем заняться, то сплетня становится главным аргументом в скандале. В каком? Да уж без скандала такие заведения не обходятся.

Сплетни в отличие от слухов персонифицированы. В любом коллективе есть человек или группа товарищей, не удовлетворенные своим положением в официальной иерархии. Но они отлично осведомлены о размерах зарплаты сослуживцев, служебных перестановках и прочих "тайнах мадридского двора". Не щадя живота своего, они передают коллегам все гадости, которые про них слышали. Шефу нашептывают, что сотрудники бездари и лентяи, коллегам -- что скоро сокращение или, того хуже,-- всю лавочку прикрывают. Они вроде бы искренне сочувствуют: "Надо же, Мария Петровна, вам так мало платят! А у вашего друга Иван Иваныча зарплата втрое выше, а обязанности те же". И вот уже начальник не может успокоить рыдающую Марию Петровну, а сотрудники, забыв о работе, ищут новое место службы. Сплетни и сплетники -- страшный бич любого коллектива. Совершенно непонятно, как со всем этим бороться. Часто нет даже формального повода выгнать сплетников.

Не приходится говорить о роли сплетен в политике: редкие выборы американского президента обходятся без слухов о том, что соискатель этой высокой должности двадцать лет назад кого-то изнасиловал. В России к изнасилованиям относятся спокойнее (или, может, политикам отдаются исключительно по любви?), зато нервничают, когда речь заходит о взятках и злоупотреблениях служебным положением.

За что можно уволить сплетника


Увы, окончательно и бесповоротно расправиться со слухами и сплетнями на производстве вряд ли кому-нибудь удастся. Всегда любопытно узнать, не намечается ли рокировка в руководстве и, следовательно, есть ли перспектива повысить собственные положение и зарплату. Поскольку ни в одном коллективе рядовые сотрудники не знают о фирме всей правды, они стараются компенсировать недостаток информации слухами.

Однако передачу неформальной информации можно упорядочить. Исключить нежелательные сплетни, сделав вместо них инъекцию полезных и плодотворных слухов.

К нежелательным относятся лишние разговоры о зарплате и планах развития фирмы. К счастью, призрак налогового инспектора заставил нас всех более осторожно говорить о своих доходах, а тем более хвастаться ими. Тем не менее всегда найдется "сердобольная" кассирша, которая по секрету всему свету сообщит, кто сколько получает. Так вот, в фирме, где все организовано "по науке", такая кассирша не проработает и одного месяца.

В любой уважающей себя компании при приеме на работу новому сотруднику дают ознакомиться с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну. Конечно, в зависимости от должности этот список содержит больше или меньше пунктов. Но вот категорическое требование молчать о размерах своего вознаграждения едино для всех -- от уборщицы до генерального директора. В случае невыполнения этого пункта сотрудник может быть уволен.

Зарплата в таких фирмах выдается в конвертах (в общей же ведомости человек расписывается за совсем другие суммы). Причем, выдавая зарплату новому сотруднику первый раз, кассир должен еще раз напомнить ему, что размер заработка -- его личная тайна.

Делается это отнюдь не для того, чтобы "обмануть" наивных граждан и заставить их трудиться почти бесплатно. Иногда обстоятельства складываются так, что начальник хочет повысить сотруднику оклад, но только пару месяцев спустя: в данный момент у него нет средств. Вопрос зарплаты касается двоих -- работодателя и работника. Если один согласен платить, а второй -- за эти деньги работать, никакого конфликта нет. Комментарии сторонних наблюдателей здесь совершенно ни к чему.

То же самое касается и перспектив роста фирмы. Разглашение любой информации, особенно тревожной, должно быть полностью исключено. Иначе -- немедленное увольнение.

Это, конечно, не искоренит сплетни, но значительно уменьшит их поток. К тому же всегда будет законный повод быстро избавиться от слишком болтливого сотрудника.

Впрочем, сплетни не источник бед, а всего лишь симптом неблагополучия. Сплетники процветают там, где их поощряет начальство. Если шеф сам не прочь вызвать тайного осведомителя к себе в кабинет и пошушукаться с ним о настроениях в коллективе, работы не будет. Будет бразильский сериал, бесконечное выяснение, кто из сотрудников предан начальнику, а кто затевает бунт. В таких коллективах оценка работника зависит от чего угодно, только не от деловых качеств. Там действует логика гарема: если ты любимая жена, тебе и зарплату положу побольше.

Услугами сплетников пользуются, как правило, неуверенные в себе руководители, те, кто не доверяет своему чутью, сам не может разобраться в людях, для кого цель не дело делать, а лишь удержаться на своем посту. Тут возникает вполне резонный вопрос: надо ли вообще в таком коллективе работать?

В процветающих компаниях, где люди трудятся как пчелки с утра до 18.00, не остается времени долго впустую чесать языками, ведь собрались-то совсем по другому, производственному поводу!

Уверенный в себе начальник поступит со сплетником так, как в "Служебном романе" героиня Алисы Фрейндлих поступила с не в меру активной общественницей,-- отправит его на рабочее место и придумает дополнительную производственную нагрузку.

Полезные слухи


Даже выдуманное событие становится фактом, если оно умело вплетено в сюжет реальности. Как-то французский терапевт Арман Труссо лечил больную истерией, которая была уверена, что проглотила лягушку. При очередном визите к пациентке врач захватил с собой лягушку. Дав больной рвотное, он подождал, когда начнется рвота, и незаметно пустил в таз лягушку. Предусмотрительная женщина поинтересовалась, не могло ли злосчастное земноводное оставить у нее в желудке потомство, на что доктор не задумываясь ответил: "Мадам, вам страшно повезло: экземпляр, извлеченный из вашей утробы,-- самец".

Вот из таких событий и выпекаются впоследствии слухи, легенды и анекдоты. И как всякое творение, они начинают жить своей собственной жизнью, независимой от породившего их события, никем не контролируемой и непредсказуемой.

Американский профессор социологии Джек Левин провел необычный эксперимент. Он пустил среди учеников слух, будто двое его студентов недавно поженились. (Естественно, "жертвы эксперимента" были заранее поставлены в известность.) Для этого Левин как бы ненароком оставил в лекционной аудитории несколько свадебных приглашений. Через неделю любознательный профессор опросил сто человек. Подавляющее большинство опрошенных в мельчайших подробностях рассказали о церемонии бракосочетания, описали роскошный свадебный кортеж, платье невесты и костюм жениха, меню праздничного ужина и подарки. И даже назвали число приглашенных.

Но самое удивительное, что через год, к изумлению профессора, "жертвы" эксперимента действительно поженились! Молодожены заявили, что им было лестно пристальное внимание общественности, они не могли не оправдать всеобщего доверия и, взявшись за руки, отправились за родительским благословением.

Итак, слухи сплетням рознь.

Службы безопасности большинства стран отслеживают слухи, циркулирующие в обществе, иначе грамотная внутренняя политика просто немыслима. У КГБ, как известно, была широкая сеть осведомителей, докладывавших о "настроениях". И своя лаборатория, фабриковавшая слухи. Бывший первый секретарь Ленинградского обкома партии, член Политбюро ЦК КПСС Григорий Романов утверждает, что слух, будто он якобы устроил свадьбу дочери в Таврическом дворце, с царским сервизом, запустил Михаил Горбачев, чтобы прорваться к власти.

Вполне вероятно, что слух о болезни Ельцина был запущен в прессу самими властями. А когда выяснилось, что болезнь президента потрясений не вызовет, слух был официально подтвержден.

В передовых японских фирмах, где есть компьютерная сеть (впрочем, где ее сейчас нет?!), слухами "занимается" специальный сотрудник. Если кто-нибудь из работников хочет получить неформальную информацию о коллегах, достаточно нажать кнопку компьютера -- и на мониторе появляется файл со свежими "данными": кто назначен на новую должность, что об этом думает сам счастливчик, как отреагировали на повышение его домашние и вообще какова его семья, чем он увлекается, как любит проводить свободное время.

Конечно, это не досье из отдела кадров. Все сведения здесь правдивы, но преподнесены с изрядной долей юмора и художественного преувеличения. Начальство через такой безымянный источник "скачивает" в коллектив полезные для себя слухи.

Через систему слухов можно проводить социологические опросы. Например, руководство хочет поменять профиль компании, но до конца не уверено в целесообразности нововведения. Оно может запустить слух, а потом устроить встречу с коллективом. Если сотрудники будут бурно возражать, от идеи можно легко отказаться. Она же не была заявлена как официальное решение руководства, а возникла вроде бы сама по себе, из воздуха. И так же сама по себе может исчезнуть.

Еще один вариант позитивного использования слухов -- анонимная компьютерная линия "подчиненный -- начальник". "Что я мог бы сделать, чтобы предприятие работало более эффективно?" -- обращается к сотрудникам шеф, а они, в свою очередь, шлют ему на компьютерный адрес свои анонимные замечания и предложения. Особенно полезно это в фирмах, где очень уж сильна дистанция между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками.

Наконец, слухи позволяют создать миф о фирме, о ее особом пути. Существует несколько вариантов. Первый можно назвать "сказкой о Золушке". Это легенды о директорах или топ-менеджерах, которые начинали с простых разносчиков газет и заработали свой первый доллар, сэкономив на школьном завтраке.

Еще один тип легенд -- "мой босс тоже человек." Душещипательный рассказ о том, как кто-то из сотрудников встретился с директором при весьма необычных обстоятельствах, например, за городом, на даче. И шеф, как самый обыкновенный сельский житель, научил подчиненного правильно сажать картошку или окучивать черную смородину.

Красивы легенды "о катастрофах", в которых описываются события чрезвычайные, например пожар или неожиданное нападение хулиганов. Вот в такой сложной ситуации шеф якобы повел себя как герой. Хотя почему "якобы"? На дачу к редактору журнала "Октябрь" Анатолию Ананьеву залез вооруженный грабитель. Дело было накануне семидесятилетнего (!) юбилея писателя. Тот не сробел (вот что значит фронтовик!) -- разоружил вора и сдал милиции. Естественно, коллектив "Октября" гордится своим шефом.

Впрочем, слухи можно распускать и о рядовых сотрудниках, восхвалять их героизм и смекалку -- они от этого будут только лучше работать. Пример того, как правильно обращаться со слухами, дает журнал "Столица". В нем есть рубрика внутриредакционных новостей. Признаться, эти новости не всегда интересны читателям, но в коллективе они, вероятно, выполняют важную психотерапевтическую функцию.

Правильно поданные небылицы не только информируют -- они помогают снизить напряженность, устранить последствия конфликтов, без которых не обходится ни одно производство. Легенды делают нас лучше и помогают почувствовать свои силы.

ОКСАНА СВЕРГУН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама