Архивная публикация 2006 года: "Всемирная история. «Дневной дозор»"
До того как последовательно снять сначала «Ночной», а потом и «Дневной дозор», кинорежиссер Тимур Бекмамбетов создавал главным образом рекламные ролики. В одном из них действовал великий и ужасный Тимур, основатель крупной средневековой империи (в России он известен под именем Тамерлана). Практически с этого ролика, только с неизмеримо лучшим качеством благодаря неизмеримо большему бюджету, и начинается «Дневной дозор». Но дело не в фильме, дело в одной фразе, которая в нем звучит: «Самарканд — древняя столица Узбекистана».
Спору нет: хужожник имеет право на вымысел, даже если это касается исторических произведений. К тому же оба «Дозора» — никакая не история, а чистая ненаучная фантастика. Просто так устроен современный мир, что огромное число людей узнают о реальной истории из блокбастеров. Сказать «Самарканд — древняя столица Узбекистана» — примерно то же самое, что сказать «Киев — древняя столица СССР». Основания те же. Самарканд был столицей империи Тимуридов, часть территории которой много веков спустя вошла в состав Узбекистана. Самого же Узбекистана во времена Тамерлана, естественно, не было и в помине. Точно так же часть территории Киевской Руси много веков спустя входила в советскую империю.
Эта идиотская фраза никакого отношения к сути фильма «Дневной дозор» не имеет, она совершенно не важна для развития сюжета. Получается просто довесок «псевдознания». Но вдруг зрители с хорошей памятью запомнят эту несусветную чушь? Спрашивается, зачем давать людям такую возможность? В советские времена «блокбастерную» историю успешно заменяла «бестселлерная». Например, народ зачитывался романами Валентина Пикуля, который так искусно смешивал историческую правду с «художественным» вымыслом, что правда там совершенно растворялась. Я помню, как замечательный писатель Виктор Конецкий — автор, пожалуй, лучших морских рассказов в советской литературе — в одном из интервью на вопрос о творчестве Пикуля ответил, что тот, когда они в Великую Отечественную учились в мореходном училище, все экзамены сдал на «двойки». А главным, по мнению Конецкого, грехом Пикуля было то, что он постоянно путал названия морских ветров. В этой желчной оценке, как ни странно, имелась доля совершенно объективного здравого смысла: исторический писатель не имеет права путать названия ветров, даже если ветер вымысла дует у него в голове с ураганной скоростью.
Превращение масскульта в главный источник знаний о мире для большинства обывателей должно заставить творцов очередных рекордов кассовых сборов с большей щепетильностью подходить к тому, что вымыслом не является. Вы можете придавать какой угодно облик вселенскому Добру и Злу, наделять их рогами и копытами, микрочипами и жидкокристаллическим мозгом. Но никакой вымысел не должен быть пропагандой лжефактов. Или переименуйте Самарканд и Тамерлана, или не говорите про этот город как про древнюю столицу Узбекистана.
Мы и так достаточно наигрались с историей. Десятилетиями ее приспосабливали к официальной государственной идеологии, ради этого удаляя одни факты и до неузнаваемости искажая другие. Эту самую историю и так не больно-то хотят учить и знать большинство людей. И если с помощью высокобюджетного кинокомикса, каковым, по сути, является «Дневной дозор», до нас пытаются донести исторические знания, делать это нужно на уровне хотя бы элементарной грамотности.
До того как последовательно снять сначала «Ночной», а потом и «Дневной дозор», кинорежиссер Тимур Бекмамбетов создавал главным образом рекламные ролики. В одном из них действовал великий и ужасный Тимур, основатель крупной средневековой империи (в России он известен под именем Тамерлана). Практически с этого ролика, только с неизмеримо лучшим качеством благодаря неизмеримо большему бюджету, и начинается «Дневной дозор». Но дело не в фильме, дело в одной фразе, которая в нем звучит: «Самарканд — древняя столица Узбекистана».
Спору нет: хужожник имеет право на вымысел, даже если это касается исторических произведений. К тому же оба «Дозора» — никакая не история, а чистая ненаучная фантастика. Просто так устроен современный мир, что огромное число людей узнают о реальной истории из блокбастеров. Сказать «Самарканд — древняя столица Узбекистана» — примерно то же самое, что сказать «Киев — древняя столица СССР». Основания те же. Самарканд был столицей империи Тимуридов, часть территории которой много веков спустя вошла в состав Узбекистана. Самого же Узбекистана во времена Тамерлана, естественно, не было и в помине. Точно так же часть территории Киевской Руси много веков спустя входила в советскую империю.
Эта идиотская фраза никакого отношения к сути фильма «Дневной дозор» не имеет, она совершенно не важна для развития сюжета. Получается просто довесок «псевдознания». Но вдруг зрители с хорошей памятью запомнят эту несусветную чушь? Спрашивается, зачем давать людям такую возможность? В советские времена «блокбастерную» историю успешно заменяла «бестселлерная». Например, народ зачитывался романами Валентина Пикуля, который так искусно смешивал историческую правду с «художественным» вымыслом, что правда там совершенно растворялась. Я помню, как замечательный писатель Виктор Конецкий — автор, пожалуй, лучших морских рассказов в советской литературе — в одном из интервью на вопрос о творчестве Пикуля ответил, что тот, когда они в Великую Отечественную учились в мореходном училище, все экзамены сдал на «двойки». А главным, по мнению Конецкого, грехом Пикуля было то, что он постоянно путал названия морских ветров. В этой желчной оценке, как ни странно, имелась доля совершенно объективного здравого смысла: исторический писатель не имеет права путать названия ветров, даже если ветер вымысла дует у него в голове с ураганной скоростью.
Превращение масскульта в главный источник знаний о мире для большинства обывателей должно заставить творцов очередных рекордов кассовых сборов с большей щепетильностью подходить к тому, что вымыслом не является. Вы можете придавать какой угодно облик вселенскому Добру и Злу, наделять их рогами и копытами, микрочипами и жидкокристаллическим мозгом. Но никакой вымысел не должен быть пропагандой лжефактов. Или переименуйте Самарканд и Тамерлана, или не говорите про этот город как про древнюю столицу Узбекистана.
Мы и так достаточно наигрались с историей. Десятилетиями ее приспосабливали к официальной государственной идеологии, ради этого удаляя одни факты и до неузнаваемости искажая другие. Эту самую историю и так не больно-то хотят учить и знать большинство людей. И если с помощью высокобюджетного кинокомикса, каковым, по сути, является «Дневной дозор», до нас пытаются донести исторические знания, делать это нужно на уровне хотя бы элементарной грамотности.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".