5 января 2025
USD 89,69 -101.68 EUR 99,19 -106.1
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Автомобильные итоги 2024 года: новые дороги, новые машины, новые правила
Автомобили автомобили ПДД

Автомобильные итоги 2024 года: новые дороги, новые машины, новые правила

По поводу 2024 года было немало прогнозов, и не все из них отличались оптимизмом. Но с точки зрения экономики год оказался для нашей страны довольно успешным. В том числе в сфере автомобильной: рынок и производство росли, появлялись новые марки и модели, прокладывались дороги, совершенствовалось законодательство. Давайте вместе вспомним о главных автособытиях.

завод Haval

©Игорь Иванко/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

Магистрали и обходы

Строительство новых дорог продолжалось активно и с опережением плана. В середине июля президент России дал старт движению по Северному обходу Твери на трассе М-11. Общая протяженность участка, сданного на год раньше намеченного, – 62,4 км, он включает четыре полосы, четыре транспортные развязки, шесть мостов, 22 путепровода и две площадки отдыха. Теперь время в пути от Санкт-Петербурга до Москвы сократилось на 30–50 минут. И в целом обеспечено скоростное движение по коридору «Север – Юг» от Санкт-Петербурга до Краснодара (2120 км) и Черноморского побережья (через Центральную кольцевую автомобильную дорогу, далее по автодороге М-4 «Дон»).

Дороги, которые мы открываем: что важнее – строить новые трассы или модернизировать имеющиеся

Также летом был введен в строй обход Тольятти в Самарской области – часть транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Скоростная автодорога протяженностью 100 км имеет четыре полосы, на ней 39 мостов и путепроводов, в том числе мост через Волгу длиной 3,7 км. Новая трасса сделала автомобильное движение в регионе более комфортным и безопасным, разгрузила от транспортных заторов дорогу на плотине Жигулевской ГЭС, дала толчок развитию туризма в Поволжье.

В канун Нового года на картах появилась еще одна скоростная трасса, которая позволяет добраться от Краснодара до Крыма всего за 1,5–2 часа. Это новое направление магистрали А-289, дорога проходит в обход всех населенных пунктов. Разрешенная скорость движения – 120 км/ч (летом), пропускная способность рассчитана на 40 тысяч автомобилей в сутки.

В списке введенных в строй федеральных дорожных объектов еще несколько пусть не самых длинных, но важнейших. Например, обход поселка Октябрьский на М-5 «Урал» на территории городского округа Люберцы, обход сел Ульянино (Раменский округ) и Непецино (Коломна). Теперь трасса М-5 на всем протяжении от Москвы до Коломны стала скоростной и бессветофорной.

В декабре на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) открылся небольшой, но очень важный для московского региона участок обхода деревни Малые Вяземы. Теперь можно не стоять на светофорах при пересечении Можайского и Минского шоссе, а самое главное – на переезде через железнодорожные пути смоленского направления. Здесь в час пик поезда ходят с интервалом 2–3 минуты, и, чтобы проехать какие-то 4 км, иногда требуется потратить час. По новой скоростной дороге можно пролететь над магистралями буквально за несколько минут.

Также в Московской области сдали две скоростные платные дороги: Мытищинскую хорду (16 км, соединяет две крупные вылетные магистрали – Ярославское и Дмитровское шоссе) и 16-километровый участок Южно-Лыткаринской автодороги (ЮЛА), а также основной ход Северного обхода Лобни (бесплатный). В планах на 2025 год – новые транспортные развязки и магистрали.

Водительские удостоверения

С 1 апреля 2024-го изменился порядок сдачи на права и получения водительских удостоверений. В частности, уточнен перечень маневров на практических экзаменах в ГИБДД. Например, для категории «В» исключили начало движения и остановку на спуске, а обгон и опережение теперь выполняются только при наличии возможности. Прийти на четвертую и последующие пересдачи можно не ранее чем через шесть месяцев и не позднее девяти месяцев со дня предыдущего экзамена. А еще водители допускаются к управлению транспортным средством (ТС) категории «D» (автобус) только при наличии стажа управления ТС категории «B» или «С» не менее года.

На три года продлено действие водительских удостоверений, которые истекают в 2024 и 2025 годах. Никаких дополнительных изменений в документах не требуется. Впрочем, это правило действует только на российских дорогах, при выезде, к примеру, в соседнюю Белоруссию вы становитесь «бесправным».

Иностранное удостоверение теперь признается недействительным, если прошел год после получения вида на жительство или гражданства РФ. То есть вначале можно пользоваться национальными или международными правами, но потом придется получать российские. Для водительских прав категорий «М», «А», «В» надо сдать только теоретический экзамен, а вот для категорий «С», «D» и выше – пройти курс обучения в автошколе, а затем сдать теорию и практику. Медицинское освидетельствование придется проходить всем.

С 1 сентября регионы получили право самостоятельно устанавливать штрафы за неоплату проезда по платным дорогам. Пока этим правом воспользовалась только столица: штраф за неоплаченный проезд на легковом автомобиле составляет от 3 тыс. рублей (для физлиц) до 10 тыс. (для юрлиц), на грузовике или автобусе – от 5 тыс. до 15 тыс. рублей соответственно. Для сравнения: неоплаченный проезд по федеральным дорогам обойдется в сумму от 1,5 до 5 тыс. рублей. В начале 2025 года ужесточить наказание для «зайцев» планируют Московская область и Санкт-Петербург.

ОСАГО

Система обязательного страхования автогражданской ответственности в 2024 году претерпела серьезные изменения. Со 2 марта вступили в силу очередные поправки в закон об ОСАГО, позволившие автовладельцам покупать краткосрочные полисы. Теперь можно заключить договор сроком от одного дня до трех месяцев.

Камера для ОСАГО: чем может обернуться отмена страховки при регистрации машины

Правда, такие полисы имеют отсроченное действие: они вступают в силу через три дня после заключения договора (если в документе не предусмотрен более ранний срок). Стоимость краткосрочных полисов определяют страховщики самостоятельно, при этом цена «короткого» полиса не может превышать цену годовой страховки.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) подсчитали, что за девять месяцев величина средней премии по краткосрочным договорам уже упала в восемь раз – до 449 руб. Всего было оформлено более 517 тыс. краткосрочных договоров. Преимущественно услугой пользуются водители такси (93,4% всех случаев).

Новые модели и бренды

Количество моделей, которые официально вышли на российский рынок, в 2024-м превысило сотню, подсчитали аналитики агентства «Автостат». В то же время число новых брендов в сравнении с прошлым годом сократилось. Тенденция, по мнению экспертов, продолжится и в 2025 году, а некоторые иностранные автомобильные марки покинут Россию.

"За трубу": АвтоВАЗ готовит к выпуску модель Lada Iskra

АвтоВАЗ в мае на своей ижевской площадке запустил производство популярного универсала Lada Largus – пассажирскую и грузовую версии. Автомобиль оказался очень востребованным на рынке и быстро попал в топ продаж. Выпуск семиместного универсала возобновили уже в декабре. В декабре же стартовало производство в Тольятти бизнес-седана Lada Aura – наш ответ ушедшим из России Toyota Camry, Kia K5 и прочим. Отдельно отметим, что с конца лета все автомобили Lada Vesta сходят с конвейера АвтоВАЗа только с полным набором систем безопасности – от подушек до системы стабилизации, а также с рядом новых опций.

Сразу три перспективные модели российских автомобилей под маркой Volga были показаны в начале лета на промышленной выставке в Нижнем Новгороде – Volga K30, K40 и C40В. Сборку двух кроссоверов и седана обещали организовать в одном из арендованных цехов Горьковского автозавода (ГАЗ). Только пока никаких новостей по этому поводу нет.

Зато ГАЗ порадовал целой россыпью новинок из области коммерческого транспорта. Одна из действительно важных для России – полноприводная «Газель NN».

«Автотор» продолжал сборку автомобилей китайских марок Kaiyi, BAIC, SWM, а также легковых и коммерческих машин под собственными марками «АмберАвто» и «АмберТрак». Появились и новые партнеры из КНР – Forthing и Jetour, эти авто теперь тоже собирают в Калининграде.

Медленно, но верно: нужна ли российскому автопрому стопроцентная локализация

Группа «Соллерс» отчиталась о запуске на заводе в Ульяновске второй модели пикапа – ST8. Там же теперь собирают и целую линейку среднетоннажных автомобилей Sollers серии TR грузоподъемностью от 3,5 до 18 т. На заводе во Владивостоке стартовало серийное производство автобусов нового поколения под брендом Sollers. На конвейер встали две модели – флагманский туристический автобус Sollers SA9 и междугородный Sollers SA6.

«Автомобильный завод АГР» с момента перезапуска в феврале собрал 20 тысяч машин марки Solaris, юбилейным стал полноприводный кроссовер Solaris HC (в «прошлой жизни» – Hyundai Creta). На другом заводе в Санкт-Петербурге, под названием «Автозавод Санкт-Петербург», по итогам года планируют выпустить около 20 тысяч автомобилей бренда XCite X-Cross 7 (перелицованный кроссовер Chery Tiggo 7 Pro) и X-Cross 8 (бывший Chery Tiggo 8 Pro). Но, говорят, продажи пока идут не слишком бойко.

То ли дело модель Haval M6, сборка которого (говорят, по полному циклу) началась в Калуге на заводе «Автомобильные технологии», – эти доступные кроссоверы разлетаются как горячие пирожки. А конвейер собственного завода компании в Тульской области загружен под завязку: там собирают целых шесть моделей.

Какие новинки показали российские автопроизводители на выставке "Иннопром-2024"

Так вот китайские производители больше всего и радовали в 2024 году новыми моделями. Бренд Нaval запустил обновленный Jolion, H3, H9, рестайлинговые H5 и F7. Плюс к тому компания GWM (куда входит и Haval) привезла в Россию флагманский внедорожник Tank 700, премиальный кроссовер Wey 07 и роскошный минивэн Wey 80.

Пять моделей представила Geely. Это Preface и Сityray, Atlas нового поколения, обновленный Monjaro, рестайлинговый Okavango. Кроме того, компания запустила новый бренд Knewstar и расширила линейку Belgee белорусской сборки.

Chery направила в РФ Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 нового поколения и открыла предзаказы на Tiggo 9. Три вида кроссоверов под брендом DFSK привез в Россию Dongfeng. Сhangan обновил кроссовер CS75 Plus и пообещал официально завозить в нашу страну премиальные электромобили и гибриды Avatr. GAC теперь экспортирует в РФ минивэн М8 и кроссовер GS3. Omoda в конце ноября начала поставлять дилерам обновленные кроссоверы С5. Свои новинки в течение года демонстрировали также BAIC, JAC, Jaecoo, Hongqi, Eхееd и другие.

При этом на наш рынок вышло меньше новых марок, чем в 2023 году. Если тогда «Автостат» насчитал их 19, то в 2024-м – только 13. Большинство – китайские: Avatr, Oting, VGV, Knewstar, Soueast, M-Hero, MG, Wey, Seres Aito, Lynk & Co... Но есть и российские – Xcite, Solaris, «АмберАвто». Некоторые из ранее заявленных пока так и не появились. Так же, как и не заработали (хотя и обещали) отдельные автозаводы, например, бывшее предприятие VW в Калуге.

Рост импорта китайских автомобилей в Россию
©Кирилл Брага/РИА Новости

Некоторые, к слову, считают, что количество брендов на российском рынке стало избыточным, ведь лидеры уже определены. По результатам года треть займет АвтоВАЗ, примерно 60% – китайские марки. В целом на долю «большой китайской четверки» (Нaval, Chery, Geely, Changan) приходится около 40% рынка. А доля десятки самых популярных в России автобрендов (помимо Lada и ведущих китайских марок в нее входит и белорусский бренд Belgee) в этом году достигла 80% рынка.

Разнообразие моделей и марок в России будет сокращаться, уверены эксперты. Они назвали марки, которые могут покинуть отечественный рынок после повышения утилизационного сбора. В их числе Livan, Haima, Kaiyi, SWM и Skywell. Последний – самый вероятный кандидат на вылет, так как заморозил активность в России и до сих пор распродает машины выпуска прошлых лет.

Итоги продаж

Окончательные итоги автопроизводства будут подведены в январе, но уже понятно, что они неплохие. За 11 месяцев 2024-го на предприятиях в нашей стране собрано в общей сложности 967,4 тыс. единиц автомобильной техники, по данным «Автостата». Это на 31% больше, чем за январь–ноябрь предыдущего года.

Все сегменты продемонстрировали рост производства, наиболее значительный – у легковых автомобилей (+37% год к году): за 11 месяцев их выпущено 720,5 тыс. штук. Кроме того, с января по ноябрь в РФ произведено 133,9 тыс. легких коммерческих автомобилей (+19%), 98,9 тыс. грузовиков (+12%) и 14,1 тыс. автобусов (+18%).

Согласно расчетам экспертов, по итогам года с конвейеров нашей страны сойдет в общей сложности более 1 млн единиц автомобильной техники. По продажам прогнозы тоже неплохие: ожидается, что в 2024-м в России будет реализовано 1,59 млн новых легковых машин (в 1,5 раза больше, чем годом ранее). Только вот автоперспективы на 2025-й весьма нерадужные, но это уже совсем другая история.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".