Авторынок в режиме торможения
По итогам 2015 года рынок новых автомобилей в России упал больше, чем на треть. В массовом сегменте все марки показали отрицательную динамику. У премиум-брендов дела обстоят лучше. Прогноз экспертов на 2016 год – негативный.
Похоже, для большинства россиян автомобиль действительно становится роскошью. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе текущего года было продано 81 849 автомобилей, что на 29% меньше, чем в тот же период 2015 года, и критически близко к показателям января 2010 года – самым низким за последние семь лет.
Плохой старт‑2016 только продолжает негативные тенденции прошлого года. Например, хотя декабрь 2015‑го был лучшим месяцем за весь год, в этот период было реализовано 147 тыс. автомобилей, то есть 45,7% к декабрю 2014‑го. Справедливости ради надо отметить, что конец 2014 года был рекордным по продажам для российского автопрома, так как, опасаясь еще большего падения курса национальной валюты и роста цен, люди стремились вложить средства, в том числе покупая автомобили.
Всего же по итогам 2015 года продажи новых легковых и легких коммерческих машин в России составили 1,6 млн, а падение рынка к уровню 2014 года – 35,7%. При этом импорт легковых автомобилей в прошлом году упал практически вдвое – по данным Федеральной таможенной службы, в 2015‑м было ввезено машин на $6,49 млрд против $13,15 млрд в 2014‑м. Производство дало меньший спад (на 25%), чем продажи, как раз за счет падения импорта в два раза.
Итоги‑2015
Все марки массового сегмента в 2015-м продемонстрировали падение по сравнению с предыдущим периодом. По данным агентства «Автостат», верхние строчки рейтинга производителей‑2015, продавших больше всех машин, занимают: группа AVTOVAZ-Renault-Nissan с 517 800 автомобилями; затем – Hyundai-KIA с 324 700 проданными машинами; на третьем месте – группа Volkswagen с 164 800 шт. Совместная доля российского рынка этих трех групп – более 60%. Наибольшая потеря доли рынка у GM Group (-64,3%), наименьшая – у УАЗа (-2,2%).
Явная тенденция 2015 года среди покупателей автомобилей массового сегмента – стремление приобрести не только более бюджетную машину, но прежде всего вложить деньги, ориентируясь на соотношение цена/качество, чтобы покупка оправдала себя в течение ближайших лет.
Cреди брендов по продажам‑2015 лидирует Lada, которой удалось реализовать 269 096 автомобилей: самая продаваемая модель – Lada Granta (120 182 шт.), при этом другая модель того же производителя – Lada Kalina – стала антилидером рынка, показав наибольшее падение по сравнению с 2014 годом – 45,3%. На прошлой неделе вышел отчет АВТОВАЗа за 2015 год по МСФО, из которого следует, что убытки компании увеличились почти втрое, до 74 млрд руб.; нарушены ковенанты (ограничения) по ряду кредитов на общую сумму в 36,58 млрд руб.; краткосрочные обязательства превышали на конец года оборотные активы на 67,78 млрд рублей. Все это вызвало у аудитора, компании Ernst&Young, сомнения в способности АВТОВАЗа продолжать свою операционную деятельность. То есть компании нечем платить по счетам, и она ждет поддержки от государства и акционеров.
В топ‑10 самых продаваемых марок, по данным АЕБ, вошли также Kia (163 500 автомобилей), Hyundai (161 201), Renault (120 411), Toyota (98 149), (91 100), Volkswagen (78 390), Skoda (55 012), UAZ (48 739), а также ГАЗ с легкими коммерческими автомобилями (51 192).
По подсчетам экспертов «Автостата», большую долю российского рынка (26,6% – 407,8 тыс. экземпляров с учетом LCV) занимают автомобили европейских марок. Самый продаваемый бренд среди них – Renault, занимающий примерно 8% всего рынка. На втором месте по популярности среди покупателей – корейские бренды (22,8% – 350,3 тыс. машин), лидируют KIA и Hyundai, доля каждого из которых превышает 10% рынка. Далее – японские марки (21,4% – 328,7 тыс. шт.), из них больше всего машин продали Toyota (6,4%) и Nissan (5,9%).
На условном четвертом месте – российские бренды (20,7% – 317,8 тыс. шт.), среди которых абсолютное лидерство принадлежит Lada (17,5%). На американские марки приходится 6% российского рынка (91,6 тыс. шт.), из них больше половины занимает Chevrolet (3,2%).
Мы находимся в ситуации, когда есть возможность вложить ресурсы в построение платформы для будущего роста. 2015 год стал для нас годом стабилизации продаж. Возможности роста также были найдены – BMW X5 или BMW X6 росли на более чем 35% к прошлому году. Это значит, что мы «попали в точку» с продуктом. Возможности роста всегда есть, главное – уметь искать и быстро реагировать. И в 2016 году по каждому из ключевых направлений у нас есть своя стратегия и видение развития на текущем рынке».
Оставшиеся 2,5% рынка занимают китайские бренды (38,7 тыс. шт.); лучший из них – Lifan (1%). Несмотря на такие низкие показатели, китайцы продолжают работать на российском рынке, регулярно обновляя модельный ряд. Однако, по прогнозам экспертов, если в ближайшее время экономическая ситуация не улучшится, большинство китайских марок могут остаться в России лишь номинально.
Наибольший рост в 2015 году среди моделей, вошедших в двадцатку лучших по продажам, показала Datsun on-Do (+107,1% по сравнению с 2014 годом). Положительную динамику продемонстрировали также наиболее популярные у россиян Skoda Rapid (+22,9%), KIA Rio (+3,7%) и Hyundai Solaris (+1,1%). Продажи остальных моделей упали к 2014 году.
По мнению практически всех аналитиков, падение премиального сегмента было гораздо меньше, чем массового. Два бренда премиум-класса даже продемонстрировали положительную динамику – Porsche (+12,4%) и Lexus (+5,6%). Однако лидирует в этом сегменте все-таки Mercedes-Benz, продавший в 2015 году 41,6 тысячи автомобилей – на 15,4% меньше, чем в предыдущем. Продажи других представителей «большой немецкой тройки» – BMW и Audi, традиционно популярных в России, в прошлом году упали на 22,6% и 24,6% соответственно. Общая доля рынка автомобилей премиум-класса по итогам 2015 года составила 9,8%: за прошедший год было продано 149,9 тысячи машин, то есть на 23% меньше, чем в 2014‑м.
Что касается вторичного авторынка, то и он упал больше чем на 20%. По данным агентства «Автостат», среди российских марок самым популярным автомобилем с пробегом в 2015 году была Lada Samara (465,3 тыс. шт., –23%). А Lada Granta, которая лидирует среди новых машин, показала положительную динамику и на рынке автомобилей с пробегом – 39,3 тыс., то есть на 29% больше, чем в 2014 году.
На верхней строчке рейтинга иномарок с пробегом – Ford Focus (117,4 тыс. машин, –17% к 2014‑му), далее – Toyota Corolla (96,2 тыс. авто, –27%), на третьем месте – Daewoo Nexia (66,2 тыс. штук, –20%). Все модели с пробегом в десятке лучших показали падение продаж в 2015 году. При этом меньше всех этот показатель у Chevrolet Niva (-14%).
Российский рынок важен для Audi, так что даже в такое непростое время мы не планируем сокращать модельный ряд. Сегодня Audi предлагает свои автомобили практически во всех сегментах. Для нас очень важно, чтобы покупатели премиум-сегмента могли выбрать из широкого спектра моделей, вариантов и комплектаций.
В 2016 году Audi планирует немало интересных запусков на российском рынке. Сейчас уже можем анонсировать такие модели, как Audi S4, Audi A4 allroad quattro, мировая премьера которого состоялась в прошлом месяце на автосалоне в Детройте. В марте на Женевском автосалоне нас ждут еще более интересные новинки, которые впоследствии выйдут на российский рынок».
Прогнозы‑2016
Конечно, в этом году российский авторынок ждут те же проблемы, что и всю экономику страны, которая зависит от цен на нефть, мировых фондовых индексов и колебаний курса валют. Так что прогнозы экспертов оставляют мало надежд на позитивное развитие ситуации. Например, по словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, в 2016 году свои позиции на рынке смогут удержать Lada, Hyundai и Kia, а «представителям дилерских компаний таких брендов, как Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus или Porsche, беспокоиться особо не о чем», так как в премиум-сегменте будет меньше проблем, чем в массовом. По его мнению, в 2016 году продажи новых автомобилей в России будут на уровне 1 100 000 –1 300 000 экземпляров. Если этот прогноз оправдается, то в этом году будет продано на 15–25% меньше автомобилей, чем в 2015‑м.
Чуть больше оптимизма проявляют эксперты Ассоциации европейского бизнеса. «Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год – 1 530 000 автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора, – заявил глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту». Также, по его словам, автопроизводители будут вынуждены пере-смотреть цены на новые автомобили уже в I квартале 2016 года.
Мы не предвидим быстрого восстановления рынка, хотя полагаем, что рынок по самым оптимистичным прогнозам может стабилизироваться в 2016 году на уровне 1,3 –1,5 млн, то есть без изменений по сравнению с 2015 годом. Конечно, это будет зависеть в большой степени от мер государственной поддержки и внешней экономической ситуации. Ford Sollers верит в долгосрочную перспективу восстановления и развития российского автомобильного рынка, и наш план на 2016 год остается неизменным: мы продолжим обновлять наш модельный ряд, адаптировать автомобили к потребностям российских клиентов, а также прикладывать все усилия к работе по локализации».
Меры предосторожности
Российские власти также озабочены судьбой автопрома. Недавно Владимир Путин подписал перечень поручений правительству, которое должно «разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 года, направленную на обеспечение импортозамещения продукции и технологий».
Чтобы откликнуться на этот «вызов времени», многие иностранные автопроизводители уже давно идут по пути локализации производства на территории России. Другие пытаются найти новые подходы ведения бизнеса. Чтобы удержать лояльных покупателей и привлечь новых, практически всем автокомпаниям приходится придумывать разнообразные бонусы, которые сделают приобретение новой машины выгодной даже в нынешней экономической ситуации. Среди них – многочисленные кредитные программы, скидки, бесплатное или очень дешевое каско, фиксация цен в валюте по выгодному курсу, снижение стоимости техобслуживания и запчастей, лизинг, trade-in и даже турпутевки в подарок при покупке нового авто.
Тем временем автомобильная промышленность все-таки не останется без поддержки государства. В конце января премьер-министр подписал распоряжение о выделении российскому автопрому в 2016 году субсидий на 50 млрд руб. «Отрасль получит в текущем году наибольший объем субсидий из всех гражданских отраслей. Предполагается, что общий объем финансирования составит около 50 млрд рублей», – заявил Медведев, выступая на совещании по поддержке автопрома. По его словам, в 2016 году стартуют два новых проекта. Это поддержка экспорта российских авто, на которую, по сообщениям СМИ, планируется выделить 5 млрд руб., а реализована она будет «путем компенсации части транспортных затрат на приведение нашей техники в соответствие со стандартами покупателей»; а также обновление парка машин скорой помощи.
Напомним, что в конце декабря правительство приняло решение продлить программу поддержки спроса на автомобили на первое полугодие 2016 года. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, на финансирование этой программы, включающей льготный лизинг, льготное автокредитование и поддержку спроса через программу утилизации и trade-in, выделено около 20 млрд руб. В окончательно утвержденной в январе программе также предполагается «обновление парка колесных транспортных средств». По мнению чиновников, это «позволит обеспечить дополнительное производство автомобилей и сохранить рабочие места на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях». Кроме того, правительство намерено субсидировать автокомпании «в целях компенсации части процентных платежей по инвестиционным кредитам». Однако, как заявил министр еще в конце 2015 года, дальнейшая судьба программы зависит от того, как будет складываться ситуация на рынке производства.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".