22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как интеллектуальный ассистент поможет в борьбе с водителями-лихачами
Автомобили автомобили

Как интеллектуальный ассистент поможет в борьбе с водителями-лихачами

МВД России не отказывается от намерений ввести штрафы за превышение средней скорости. Однако не факт, что это будет работать. Есть альтернативный способ борьбы с лихачами – интеллектуальная система контроля скорости. Своими мыслями по этому поводу с «Профилем» поделился автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов.

Как интеллектуальный ассистент поможет в борьбе с водителями-лихачами

©Коллаж /Shutterstock/Fotodom

Штрафы за превышение средней скорости на протяженных участках российских автодорог в перспективе все-таки будут введены. В МВД в конце января текущего года объяснили причины, почему эта мера административной ответственности пока не применяется к нарушителям.

Как выясняется, задержка чисто техническая. И вызвана она необходимостью внести коррективы в нормативно-правовую базу. Без устранения существующих пробелов в действующем законодательстве механизм наказания за превышение средней скорости активировать нельзя.

Как сообщил «Коммерсантъ», в МВД хотят сначала устранить правовые пробелы. В частности, разобраться с территориальной подсудностью при обжаловании наказания, а потом уже начать наказывать любителей быстрой езды штрафами.

Однако при ближайшем рассмотрении этот проект далеко не безупречен. С одной стороны, сегодня не представляет труда вычислить среднюю скорость машины, фиксируя время ее проезда между камерами видеонаблюдения. Но, с другой стороны, ничего не мешает водителю на коротком участке маршрута, в так называемой слепой зоне, в два-три раза превысить установленную скорость.

Очевидно, что тем самым он поставит под угрозу и свою жизнь, и жизни окружающих. А потом не составит труда «обнулить» грубейшее нарушение, заехав на автозаправку и избежав наказания. При таком раскладе борьба с лихачами с помощью средней скорости на поверку – фикция.

Поэтому Дмитрий Давыдов предлагает задействовать современные технологии – внедрить интеллектуальную систему контроля скорости, способную работать на каждом автомобиле в режиме реального времени.

Тема более чем актуальна. Согласно статистике, в 2020 году 85% штрафов российским водителям было выписано именно за нарушения скоростного режима. Виновные оплатили около 124 млн рублей, что на четверть больше, чем годом ранее.

Однако не количество наказаний и не суммы штрафов в данном случае имеют значение. Главное то, что превышение скорости чаще всего является причиной наиболее серьезных аварий и катастроф на дорогах, которые уносят тысячи жизней, а многие пострадавшие в ДТП становятся инвалидами.

Выправить ситуацию призван национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», инициированный президентом Владимиром Путиным. Согласно этому документу, к 2030 году необходимо внедрить меры, чтобы обеспечить снижение смертности на российских дорогах в три раза – до четырех человек на 100 тыс. населения. В странах Евросоюза задачу ставят еще более амбициозную – достичь нулевой смертности в ДТП.

Дмитрий Давыдов предлагает взять на вооружение европейский опыт организации соблюдения скоростного режима всеми водителями. Ключ к решению задачи – широкое внедрение специальной интеллектуальной системы контроля за скоростью – Intelligent Speed Assistant (ISA). Оборудование начнут устанавливать на автомобили с июля 2022 года. А уже через полтора года – с 2024 года – автодилеры не смогут предлагать клиентам автомашины, на которых отсутствует система ISA.

В основе работы этого интеллектуального ассистента водителя в ЕС, объясняет Давыдов, – видеокамера, считывающая дорожные знаки, а также информационные базы данных об ограничениях скорости системы GPS. Если случайно или намеренно будет нарушен скоростной режим, в машине включится предупреждающий сигнал.

Если водитель не отреагирует соответствующим образом, в его действия вмешается интеллектуальная система контроля скорости (ISA), начав постепенно сбрасывать газ. Возможность нажать на педаль акселератора, чтобы кратковременно увеличить скорость, у сидящего за рулем все-таки останется. Это можно будет сделать только в крайнем случае, допустим, чтобы предотвратить ДТП, продолжает автор «20 идей».

По его мнению, необходимо закрепить в законодательстве обязанность автопроизводителей, работающих на российском рынке, монтировать во все автомобили систему интеллектуального ассистента скорости. Ну а на машинах, которые находятся в эксплуатации, ISA можно устанавливать в специализированных сервисных центрах. Регистрация автомобилей без этого оборудования должна быть запрещена, как это сделано в Евросоюзе.

Автор «20 идей по развитию России» считает, что, если исполнительная и законодательная ветви власти примут активное участие во внедрении этой реформы, основной объем задач будет реально решить в течение трех-четырех лет. Точка отсчета – принятие закона о повсеместном внедрении интеллектуальной системы контроля скорости.

Нововведение обязательно изменит к лучшему стиль вождения российских водителей. ISA, может, не перевоспитает закоренелого лихача, но не позволит ему нарушать правила дорожного движения. Если на дорогах общего пользования не будет массового превышения скорости, неизбежно должно снизиться и количество смертельных ДТП.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".