Лидируют варяги
Автомобильный рынок России падает четвертый год подряд, по итогам 2016-го – на 11%. Однако несмотря на это, эксперты считают, что «дно кризиса» для российского автопрома пройдено, и рассчитывают, что в 2017 году рынок может вырасти на 4–5%. «Профиль» проанализировал тенденции прошлого года, успех и неудачи автомобильных брендов и отдельных моделей, а также факторы, оказавшие влияние на отечественный авторынок.
В 2012 году Россия с продажами 3 млн легковых автомобилей стала пятым рынком мира и вторым (после Германии) в Европе. Успех закрепить не удалось: последовал непрерывный многолетний спад, из-за которого наша страна превратилась в маргинала, закономерно вылетев по итогам прошлого года из мировой десятки самых крупных автомобильных рынков мира. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, в 2016 году автомобильным дилерам отгружен 1 млн 425 тыс. 791 автомобиль, значит, с учетом падающего тренда и опыта 2015 года можно смело говорить примерно о 1,2 млн зарегистрированных в ГИБДД автомобилей. Как прогнозировал «Профиль», по итогам 2016 года нас уверенно обошли Мексика (1,6 млн), Италия (1,82 млн), Бразилия (1,676 млн). А первенство в продажах непрерывно с 2009 года удерживает Китай (более 23 млн), за ним идут США (17,5 млн), Япония (4,8 млн), Германия (3,35 млн), Индия (2,964 млн), Великобритания (2,629 млн), Франция (2,015 млн), Канада (менее 2 млн). Однако, несмотря на падение авторынка России в 2016 году на 11%, в 2017-м эксперты прогнозируют рост в 4–5%. Если эти оптимистичные прогнозы сбудутся, наша страна через год с нынешнего 12-го места сможет подняться на десятое.
Виртуозы маркетинга
Одним из аргументов в пользу роста российского рынка в нынешнем году считается фактор «отложенного спроса». Действительно, как и при всяком кризисе – что в России, что, скажем, в США в 2008–2009 годах, – резко возрастает время эксплуатации автомобиля первым хозяином. Четыре года падения подряд эксперты и участники рынка посчитали достаточными, чтобы этот фактор наконец-то сработал. Впрочем, отдельные производители, пересмотрев свои стратегии еще при первых признаках затухания спроса, получили в нынешнем году превосходные результаты. Интересно, что среди них и представители «премиум»-сегмента, и «лоукостеры».
Между тем ориентироваться на цифры прошлого года по сегментам рынка бессмысленно – по большей части они отражают «среднюю температуру по больнице». Исключением стал коммерческий транспорт, выросший практически повсеместно и в целом по году прибавивший 15,2%. По всем остальным направлениям требуется тщательная детализация.
Чтобы выявить реальные рыночные тренды в сегменте SUV (так принято называть внедорожники), которые по итогам года остались в символическом плюсе, нужно как минимум разделить его на размерные классы, тогда сразу становятся видны точки роста. Тон задают субкомпактные «паркетники», в которых главной новинкой года стала запущенная в августе Hyundai Creta. К концу года она разошлась даже большим тиражом, чем было запланировано: 22 тыс. против 20 тыс., поэтому не нужно усматривать ниспадающий тренд в ежемесячных продажах – в сентябре дилеры получили 5 тыс. Creta, в декабре – только 4 тыс. Наоборот, весной Hyundai обещает поставить на конвейер завода в Санкт-Петербурге версию с базовым мотором 1,6 л, оснащенную полноприводной трансмиссией, доступной сейчас только с 2‑литровым мотором. Это исполнение, вне всякого сомнения, резко подхлестнет интерес к Creta, поскольку и желаемая многими потребителями модификация 4WD станет доступнее, и, самое главное, к полному приводу в Creta прилагается независимая задняя подвеска, существенно улучшающая комфорт. А если вспомнить, что муфта Creta 4WD разомкнута только при движении по прямой со стационарной скоростью, а значит, владелец получает еще и версию с улучшенной управляемостью, сомнений в грядущем триумфе не остается.
Увы, заслуженный успех Creta обернулся для Hyundai неприятностью: субкомпактный кроссовер стал отбирать покупателей у компактного Tucson. Разогнавшись к концу первого полугодия до ежемесячного объема почти в 1,5 тыс., Tucson «сдулся» до 645 машин в декабре, став в итоге единственным представителем своего класса, по крайней мере, среди тех, которые продаются в ощутимых объемах, потерявшим популярность почти на 50%.
Главный конкурент Creta, родиной для которого стала Россия, – Renault Kaptur, стартовавший ни шатко ни валко двумя месяцами раньше, к концу года разошелся и почти догнал соперника – в декабре дилерам отгрузили 3,7 тыс. машин. Между тем у Kaptur имеется слабое звено – автоматическая трансмиссия. Исполнение 4WD оснащается морально устаревшей 4‑ступенчатой гидромеханической АКП, не лучшим образом влияющей на расход горючего, а переднеприводная версия и вовсе идет с вариатором, в который российский покупатель так и не поверил. Как итог, два этих исполнения, которые могли бы стать самыми ходовыми, продаются хуже остальных. Впрочем, это означает лишь то, что у Kaptur большой потенциал, реализуемый при условии появления современного «автомата».
С запуском Renault Kaptur иные эксперты ожидали некоторого падения продаж Duster, однако маркетологи виртуозно развели две эти технически одинаковые машины, в том числе и благодаря оригинальному свежему дизайну, близкому к «созвучной» европейской модели Captur. Это очень важное достижение менеджеров Renault, учитывая, что Duster по итогам года даже вышел в небольшой плюс. Более того, Nissan Terrano, дрогнувший было с появлением Renault Kaptur, к концу года отыграл потерянное и с достоинством остался в нуле. Таким образом, констатируем блистательный успех альянса Renault-Nissan по части увеличения загрузки конвейера московского завода Renault, где и выпускают по полному циклу все три упомянутые модели.
Платформа дегтя
Между тем не по всем производственным мощностям альянса имеется тенденция по увеличению загрузки. Так, данные по продажам моделей на платформе В0, собираемых на соответствующей «нитке» конвейера Автоваза в Тольятти, внушают тревогу. Суперпопулярный некогда Renault Logan упал в 2016 году на 29%; Lada Largus – на 25%, Nissan Almera – на 43%. Отметим, что все это модели одного сегмента – субкомпактные седаны, где не у всех дела идут так плохо. Скажем, Volkswagen Polo и Skoda Rapid даже чуть прибавили в популярности. В прошедшем году «ветка» В0 простаивала с середины февраля по середину августа. За счет запуска Lada XRAY, спроектированного на этой же платформе, удалось несколько компенсировать падение популярности перечисленных машин, однако пока не ясно, какие меры в 2017 году помогут переломить эту тенденцию.
Еще одним важным событием сегмента седанов В/B+ стала смена лидера: Lada Granta, начавшая терять покупателей с запуском Lada Vesta, уступила первую строчку Hyundai Solaris, таким образом, впервые в истории российского рынка автомобиль зарубежной марки стал самым покупаемым. И в этом году «кореец» совершенно точно не упустит своего, своевременно сняв с производства версии в кузове хэтчбек (наряду с Kia Rio хэтчбек) и освободив место под Creta. Кроме того, уже в феврале Hyundai представит Solaris второго поколения, ею станет версия китайского автомобиля, дебютировавшая в Поднебесной в конце 2016 года.
Что касается Vesta, собираемой, напомним, в Ижевске, план по ее производству недовыполнен на 5 тыс. машин – вместо 60 тыс. изготовили только 55 тыс. Главной причиной участники рынка называют отнюдь не слабый спрос, а нестабильные поставки комплектующих и их «плавающее» качество. Эту проблему не смог решить предыдущий президент Автоваза Бу Андерсон, и его преемник Николя Мор совершенно логично включает самый важный ресурс, имеющийся на территории нашей страны, – административный. В ноябре завод в Тольятти посетил Михаил Бабич, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе, и сообщил, что возобновляется практика ежемесячных совещаний с поставщиками, присутствовать на которых будут представители правительства Самарской области, что обеспечит «государственный контроль за ситуацией».
«Бюджет» или «премиум»?
У седанов в С-классе тоже не все ровно: наряду с сильным падением VW Jetta и Kia Cerato, видим стабильные продажи у Ford Focus и Skoda Octavia. В среднеразмерном сегменте машин с трехъобъемными кузовами самым ярким новичком стала Kia Optima, которая за счет запуска нового поколения и демпинга по ценам на складские запасы по предыдущему взлетела на несколько позиций, заняв второе место в группе. Между тем до традиционно феноменальных результатов лидера сегмента Toyota Camry корейской модели далеко.
Еще одна перестановка в этой группе характеризует одну из наметившихся тенденций: бюджетные модели, постоянно обрастающие если не люксовыми, то по крайней мере полулюксовыми опциями, все увереннее оттягивают покупателей у «премиалов». Mazda 6, по осени появившаяся у нас в рестайлинговом виде, наконец-то одолела Mercedes-Benz E, который в 2016 году продавался в основном в кузове W213, то есть как седан последнего поколения, представленный в Детройте в январе 2015 года.
Однако не всегда российский потребитель предпочитает машину рангом ниже. К примеру, в среднеразмерных кроссоверах в этом году не только захватил лидерство, но и существенно его упрочил Lexus RX, причиной чего стала опять же смена поколений. Однозначно говорит о стремлении покупателя держаться за «премиум» и уверенная третья позиция Mercedes-Benz GLC. И хотя в этой группе имеется сильный игрок – Kia Sorento Prime, еще не утративший своей свежести (машина поступила в Россию только полтора года назад), кореец не может пока даже войти в пятерку. Зато прежняя версия, предлагаемая у нас под названием Sorento и собираемая по полному циклу в Калининграде, едва не сдвинула с четвертого места люксовый паркетник Audi Q5. Однако в IV квартале, когда пресса уже раструбила о втором поколении «немки», представленном на сентябрьском салоне в Париже, российские дилеры ингольштадтской марки по привычке начали устраивать «аукционы неслыханной щедрости».
Впрочем, самую большую кассу дилеры, торгующие «премиальными» автомобилями, собрали за счет полноразмерных SUV. В этом сегменте растут практически все, а если кто теряет, то весьма несущественно. С одной стороны, здесь так же, как в «лоукосте», высока ценовая конкуренция, с другой – возможности для демпинга практически неисчерпаемые, ведь полноразмерные SUV – это самые высокомаржинальные модели рынка, которые к тому же в России разлетаются как горячие пирожки. Интересно, что продавцы Audi и здесь учат жизни остальных: если в течение года BMW X5 опережал своего главного соперника Q7, то в IV квартале количество отгрузок по Q7 возросло аж в 1,5 раза!
Поднявшись на уровень брендов, обнаруживаем, что прогноз на рост продаж в 2017 году можно распространить далеко не на всех участников рынка: Nissan, Mazda, Mitsubishi, Suzuki упали в два и более раз сильнее рынка. Тревожная ситуация в паре Peugeot-Citroёn, которые просели в три раза сильнее. Между тем лидером по набору динамики стал Jaguar (+113%) за счет вывода на рынок среднеразмерного кроссовера F‑Pace, однако его объемы продаж все же невелики. Настоящие герои – Lexus (+19%) и Lifan (+11%). Причем «китаец», сохраняющий положительную динамику второй год подряд, еще подрастет не только на старых «дрожжах», но и на новых: в 2017 году Lifan планирует завести в Россию новую модель в успешном для себя сегменте кроссоверов. Жаль только, что компания заморозила строительство российского завода.
ГЛОНАСС не спас
Как водится, в прошедшем году с рынка ушло несколько моделей, однако не по всем позициям, как, к примеру, по Nissan Tiida, сборку которой свернули на заводе в Ижевске с апреля, представительства автомобильных компаний дают подтверждения. К примеру, к концу года иссякли продажи Brilliance H230 и H530, однако в PR-отделе марки утверждают, что в связи с обновлением, намеченным на 2017 год, заказы на образцы 2016 года производства не оформляли и дилеры были вынуждены распродавать склады. Похожая история с Mitsubishi Pajero: директор российского отделения Накамуро Наоя не сообщает, есть ли договоренность о поставках машин 2017 года выпуска, однако подчеркивает, что внедорожник нельзя считать выведенным из России.
Между тем большое число моделей, правда, в основном либо нишевых, либо премиальных, убил ГЛОНАСС. Напомним, что комплекс был введен в промышленную эксплуатацию совсем недавно – с 2015 года (оператором системы стал Минтранс). Уже начиная с 2017 года получить «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС), без которого нельзя начать продажи модели на рынке, может только автомобиль с установленным модулем «Эра-ГЛОНАСС». Само по себе устройство копеечное, однако к сертификации добавляются лишние краш-тесты, что делает эту процедуру совершенно невыгодной, если объемы продаж по машине невелики. Логично, что многие компании решили сократить модельный ряд: об этом заявили BMW, Audi, Nissan. А вот Daimler пошел на принцип – ГЛОНАСС не стал для компании помехой. К слову, ОТТС действует три года, так что, получив сертификат в 2016 году, можно по 2019 год включительно предлагать машину рынку. Многие компании так и сделали, ведь давать в российских реалиях прогноз на такой срок никто не возьмется. Но к тому времени рынок может измениться кардинально, поскольку в конце 2018 года заканчивается льготный период по вхождению России в ВТО. Согласно обязательствам нашей страны, взятым перед Всемирной торговой организацией, российское правительство обязано отменить льготы на ввоз комплектующих для местной сборки. Напомним, что сейчас «льготники» платят налог 5% вместо 25%.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".