- Главная страница
- Статьи
- На бюджет наложат шину: как российские заводы восстанавливают выпуск автопокрышек
На бюджет наложат шину: как российские заводы восстанавливают выпуск автопокрышек
Российская шинная промышленность является одной из ключевых отраслей химического комплекса. Предприятия способны выпускать десятки миллионов шин в год, причем как для внутреннего рынка, так и на экспорт. После ухода западных брендов в 2022 году заводы перешли под контроль российских собственников, которые сумели восстановить производство.

На днях СМИ сообщили об официальном возобновлении работы шинного завода Gislaved в Ульяновске. Предприятие полного цикла, ранее принадлежавшее японской компании Bridgestone, снова выпускает продукцию премиум-класса. Сегодня одно из самых современных производств входит в холдинг «Кордиант», принадлежащий «Севергрупп» Алексея Мордашова.
«Несмотря на высокое санкционное давление, в прошлом году шинная отрасль продемонстрировала рост более чем на 8%. Благодаря усилиям заинтересованных инвесторов в России развиваются инновационные технологии производства шин, включая премиальный сегмент, сохраняется уникальная производственная культура и поддерживается высокий уровень квалификации персонала», – заявил замглавы Минпромторга Михаил Юрин.
Со своей стороны, Алексей Мордашов подчеркнул, что запуск в Ульяновске имеет важное значение как для устойчивого развития холдинга «Кордиант», так и для всей отечественной шинной отрасли. По его словам, «Севергрупп» обладает большим опытом построения и управления промышленными компаниями, которые являются признанными лидерами по уровню развития корпоративной культуры и бизнес-системы.
«Мы уверены, что при поддержке региональных и федеральных властей холдинг "Кордиант" в результате локализации отрасли окажет стабилизирующее влияние на рынок и сможет удовлетворить растущий спрос отечественного потребителя – как в массовом, так и в премиальном сегменте», – сказал Алексей Мордашов.
Надо понимать, что для российских производителей потенциальный интерес представляет не только внутренний рынок, но и возвращение на рынки других стран. В отрасли насчитывается полтора десятка предприятий, которые в 2021 году произвели в общей сложности до 65,1 млн шин, причем не все работали на полную мощность. Продукция экспортировалась в более чем 40 стран мира, в том числе в США и Канаду.
Весной 2022-го российские заводы в числе первых попали под жесткие западные санкции. В апреле Евросоюз ввел запрет на импорт автомобильных шин из РФ. Иностранные бренды – Nokian, Michelin, Continental, Bridgestone – ушли из нашей страны, а Pirelli и Yokohama – остались. Последствием вынужденной остановки ряда заводов стал резкий спад объемов производства автопокрышек в 2022-м и 2023-м.
Хватит ли автомобилистам летних шин, и какие бренды представлены на российском рынке в 2025 году
Тренд начал меняться после того, как активы перешли под контроль российских акционеров. В частности, бывший завод Michelin – к «Пауэр Интернэшнл Тайрс», Nokian – к «Татнефти», Continental и Bridgestone – к «Кордиант». На полную мощность предприятия вывести сразу не удалось, ульяновский завод примерно полгода назад возобновил работу в тестовом режиме.
Как бы то ни было, уже в 2024 году отрасль продемонстрировала уверенный восстановительный рост, выпустив 34,6 млн шин, что на 13% больше, чем годом ранее. По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ – оператор системы маркировки «Честный знак»), летних шин было произведено 14,67 млн (+21,4%), зимних шипованных – 12,83 млн (+8%), зимних нешипованных – 5,02 млн (+2,03%), всесезонных – 1,37 млн (+11,4%).
Эксперты видят потенциал для дальнейшего активного развития российской шинной промышленности. Уход западных брендов не только не привел к необратимым последствиям, но и позволил отечественным компаниям занять ниши, оставленные конкурентами.
Фактически благодаря санкциям сегодня на рынке РФ появились новые крупные игроки, готовые инвестировать в техническое перевооружение и модернизацию предприятий. Так, холдинг «Кордиант» объединяет пять заводов – в Ярославле, Омске, Калужской области и Ульяновске – общей проектной мощностью 15 млн шин в год. Как сообщалось ранее, на полную загрузку акционеры планируют вывести предприятия в 2026 году.
Наращивание выпуска продукции на территории России, полностью соответствующей лучшим мировым стандартам, важно для удовлетворения внутреннего спроса. В 2024 году российский рынок шин для легковых автомобилей вырос на 23% – 56,4 млн штук. Почти половина – 48% – пришлась на импорт, который всегда зависит от колебаний валютного курса.
В июле 2022 года доллар на Мосбирже торговался в диапазоне 56–60 руб., в декабре 2024 года – выше 100 руб., что обусловило существенное удорожание шин зарубежного производства. Расширение выпуска автопокрышек отечественными производителями позволит стабилизировать внутренние цены, а восстановление поставок на экспорт обеспечит доходы госбюджета, причем за счет продукции с высокой добавленной стоимостью.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".