25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему застопорился закон о новых правилах получения автомобильных номеров
Автомобили

Почему застопорился закон о новых правилах получения автомобильных номеров

В конце июля Государственная дума приняла решение перенести срок начала действия закона «О государственной регистрации транспортных средств» с 4 августа 2019 года на 1 января 2020‑го. Сделано это было, чтобы у правительства и МВД было больше времени подготовиться к вступлению в силу документа. Ведь закон этот во многом грозит стать революционным, в нем появляются интересные нововведения, которые так или иначе коснутся всех автомобилистов.

©Артем Геодакян / ТАСС

Вообще многострадальный закон готовился больше 10 (!) лет; до сих пор все процессы так или иначе регулировались постановлением правительства. Но депутаты решили, что все-таки в таком важном и ответственном деле нужен закон; проект был внесен в Госдуму в 2009 году. Небыстрых девять лет его обсуждали, переписывали, уточняли формулировки и в конце концов приняли – в августе 2018 года.

Среди важнейших нововведений – возможность зарегистрировать новый автомобиль прямо на месте, в автосалоне, без визита в ГИБДД (если компания получит разрешение на такую деятельность). Конечно, сам процесс регистрации и присвоение госномера по-прежнему будут зоной ответственности ГИБДД, осмотр автомашины и составление всех документов доверят дилеру. И тому в результате останется только вручить владельцу комплект свеженапечатанных номеров, которые, кстати, могут иметь непривычную форму, а не только нынешнюю, стандартную. Скажем, для американских и японских автомобилей – ближе к квадратной…

Кроме того, здорово упрощается процедура легализации авто, если заводской номер на кузове или раме проржавел, сгнил, поврежден в аварии и не читается. В новом законе более четко прописаны основания для прекращения регистрации. И хотя порядок выдачи государственных регистрационных знаков подробно опишут уже потом в отдельном постановлении правительства, сразу решили: автовладелец может регистрировать автомобиль в любом месте на территории страны (как сейчас), но номер получит с кодом того региона, где он прописан (как раньше). Это необходимо для нормального учета.

На тормозах

Словом, очень прогрессивный вышел закон! Но, поскольку для его вступления в силу предстояло провести огромную административную и подготовительную работу, принять добрую дюжину подзаконных актов, срок назначили через год – 4 августа. И поначалу все, казалось, так и будет: в МВД подготовили целый ряд проектов приказов, в канун нового, 2019 года был опубликован проект постановления правительства РФ «О порядке государственной регистрации транспортных средств».

Но прошло уже больше полугода, а последний так и числится в режиме «публичного обсуждения», хотя все сроки давно прошли. Говорят, что никаких козней «тайных недоброжелателей» нет: довольно быстро выяснилось, что не все положения закона выполнимы во всех регионах страны (за 9 прошедших лет почему-то не все предусмотрели…). В думском комитете по транспорту начали собирать предложения и поправки, которые оформили в виде законопроекта в марте 2019 года.

Главная из них вот какая. В первоначальной версии закона было записано, что автовладельцу в подразделении ГИБДД (или в салоне уполномоченного дилера, который информацию получает из ГИБДД) выдают на руки только документ, где указана комбинация цифр и букв. А сам номер печатает специальная частная фирма (станок для печати может быть установлен тут же, у дилера, или в помещении регистрационного органа). Но тут обнаружилось, что таких частных фирм множество в Москве, Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках, а в целом ряде регионов страны таких нет вовсе. То есть надо было срочно прописать, что право выдавать номера остается и у ГИБДД, а у владельца появляется выбор, где их получать.

Тут же прописали формулу стоимости этой услуги, чтобы в обоих случаях она примерно совпадала. Кроме того, появились и другие важные поправки. Обсуждение в Госдуме шло строго по регламенту, то есть не слишком быстро, пока не пришло понимание: не успевают принять закон в новом виде! А в правительстве, видимо, решили даже не тратить время на доработку существующего проекта постановления, а дождаться нового закона, внести в соответствии с ним поправки и уже потом править (или переписывать заново) свой документ.

Притормозилась и подготовка некоторых нормативных актов в других ведомствах – постановления-то нет, зачем суетиться? И только в середине июля процесс резко ускорился, а в перечне поправок появился заключительный пункт – о переносе сроков вступления закона на полгода, до 1 января 2020‑го. Этот новый закон (о поправках к старому закону и переносе сроков) президент подписал 30 июля.

Долгий путь к идеалу

Но не стоит считать, что весной и летом работа над новым порядком регистрации остановилась. В МВД подготовили целый ряд проектов, по которым идет обсуждение, некоторые документы уже вступили в силу. Так, совсем недавно, 19 июля, был опубликован приказ МВД «Об утверждении квалификационных требований к уполномоченным на проведение осмотра транспортных средств лицам специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств». Речь идет о требованиях к тем сотрудникам дилерских центров, которые должны подготовить документы для регистрации автомобиля и осуществлять связь с ГИБДД.

Надо сказать, требования эти довольно строгие, даже чрезмерные, на мой взгляд, примерно такие же предъявляются к самим сотрудникам ГИБДД. Итак, этот сотрудник должен иметь диплом о высшем (или, в крайнем случае, среднем специальном) инженерном образовании, а также пройти профессиональную подготовку, которая даст право на проведение осмотра транспортных средств. Кроме того, специалист должен знать все об «устройстве, технических характеристиках, конструктивных особенностях, назначении и правилах эксплуатации» автомашин, владеть методиками «контроля технического состояния автомобиля и выявления признаков его неисправностей».

А еще хорошо разбираться «в технических требованиях и особенностях порядка внесения изменений в конструкцию машины» и, естественно, «обладать знаниями в части классификации и системы обозначений транспорта, правил маркировки». Уверяю, это далеко не полный список. Только, боюсь, в штате дилерских салонов очень непросто будет найти человека, который полностью соответствовал бы всем требованиям. Да, он еще должен будет пройти специальную профподготовку в ГИБДД! Но пока неизвестны ни программа обучения, ни сроки, ни цены.

©Тарас Литвиненко / РИА Новости
Непростые требования (пока это только проект) и к организации «рабочего места» этого «спецсотрудника». Нужно отдельное помещение, которое должно отвечать самым строгим требованиям: решетки на окнах, система тревожной сигнализации… Отдельно и очень подробно оговариваются требования к замкам и сейфам. А все документы в бумажном виде должны храниться под могучим замком в течение трех лет.

Несмотря на это, интерес со стороны крупных дилерских центров к новой услуге есть, и большой. Акционер крупной сети автосалонов в Москве и целом ряде российских городов рассказал, что даже сейчас есть спрос на регистрацию автомобилей без участия владельца. «Только это дорого и непросто: владелец пишет доверенность на постановку на учет, автомобиль без номеров на эвакуаторе отправляется в пункт регистрации, а сопровождает его наш сотрудник. Потом он уже на автомобиле возвращается в наш центр, где его получает счастливый хозяин. Понятно, что, как только заработает закон, мы постараемся получить соответствующий статус. Три наших салона популярных марок в Москве расположены на одной площадке, поэтому открыть один такой пункт регистрации, как нам кажется, будет выгодно. Мы не собираемся на этом зарабатывать, просто это очень важное конкурентное преимущество – предложить клиенту еще и возможность сразу уехать из салона на новом автомобиле с номерами».

Глава РОАД (Российской ассоциации автодилеров) Олег Мосеев говорит, что переговоры с государственными органами о появлении такого закона шли с переменным успехом с 2012 года. И наконец успешно завершились! Правда, пока не очень понятно, в какие затраты выльется участие дилера в новой программе, какое оборудование придется покупать, поэтому руководители компаний выражают умеренный оптимизм. Но, считает он, «в городах-миллионниках многие дилеры (или объединения дилерских центров) однозначно откроют у себя центры регистрации. В городах поменьше, возможно, крупные автосалоны возьмут на себя процедуру регистрации, а за готовым номером и СТС придется все-таки ехать в ГИБДД».

Сделайте нам красиво

Есть еще один пункт, по которому власти пока не могут никак принять решение, хотя по этому поводу даже есть указание президента. Речь идет о возможности при регистрации выбрать красивый номер. А что? Спрос на такие есть и не проходит; пока на этом успешно зарабатывают предприимчивые дельцы, которые скупают пользующиеся спросом номера и продают их вместе с ничего не стоящими старыми машинами.

Сумма сделки доходит до миллиона рублей. Процедура эта вполне законная, но долгая и какая-то… некрасивая. И деньги идут мимо бюджета. Так почему же не ввести, как в большинстве стран мира, узаконенную практику? Хочешь обычный номер – плати только госпошлину и стоимость печати номера (сегодня это 2–2,5 тыс. руб.). А дальше цена красивого номера повышается в зависимости от спроса. За какой-нибудь 777, да еще в сочетании с тремя «ольгами» люди готовы сотни тысяч отвалить, так почему бы им не предложить такую услугу? Но что-то останавливает депутатов и чиновников. Говорят о какой-то возможной коррупции, но как назвать действующую сегодня схему?

Однако надежда, что подобная процедура в какой-то форме у нас может появиться, все-таки есть. В законе записано только, что «государственные регистрационные номера присваиваются без резервирования за юридическими, физическими лицами или индивидуальными предпринимателями их отдельных серий или сочетаний символов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством». А как они присваиваются, какой при этом назначен порядок – это решает правительство. Сейчас как раз пишут новый проект постановления по регистрации… Собственно, особой надежды на то, что пункт про красивые номера появится завтра, нет, но в обозримом будущем все может быть. Ведь сумели же за какие-то 10 лет обсудить и принять решение о передаче некоторых прав по регистрации дилерам!

Не знаю, сколько потребуется времени на то, чтобы подготовить все необходимые документы. Надеюсь, к новому сроку будут готовы и постановление кабмина, и приказы МВД. Надежды, что уже сразу после зимних каникул можно будет получить номера в ходе покупки новой машины, точно нет, ведь компании должны обучить сотрудников, закупить оборудование, наладить устойчивую (закрытую!) связь с ГИБДД. Наверное, в полную силу закон заработает к весне. Но и это хорошо, потому что весна традиционно – высокий сезон продаж автомобилей; в хороший год за три месяца фирмы делают больше 40% годового плана. Так что, надеемся на хороший год?

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".