22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Попутчик в законе: как будут контролировать совместные поездки на автомобиле
BlaBlaCar автомобили Автомобили пассажиры

Попутчик в законе: как будут контролировать совместные поездки на автомобиле

Чиновники планируют ввести правила для совместных поездок россиян на автомобилях – так называемого карпулинга (car-pool; автомобиль и объединение). Но раз за разом идея сталкивается с критикой. Теперь не вмешиваться во взаимоотношения между пассажиром и водителем попросил президентский Совет по кодификации гражданского законодательства.

©Shutterstock/FOTODOM

Минтранс с 2019 года готовит законопроект о регулировании взаимоотношений между попутчиками, которые договариваются о совместной поездке через специальные агрегаторы. Сейчас такие перевозки никак не регламентируются, поэтому претензии в случае конфликта предъявлять некому. Зачастую недобросовестные лица таким образом ведут коммерческую деятельность по перевозке пассажиров, не получая необходимых разрешений и не регистрируясь в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, объясняют чиновники.

Активное обсуждение законопроекта началось после громкого убийства в декабре 2018 года молодой женщины, которая подвозила из Москвы в Тулу найденного на сервисе BlaBlaCar попутчика. Виновного быстро нашли, и весной 2021 года он был приговорен судом к 25 годам заключения.

Контроль и ограничения

Авторы документа считают, что зарабатывать на совместных поездках водители не должны – максимум они вправе рассчитывать на компенсацию своих затрат на топливо и проезд по платным дорогам. Предельно допустимый размер такой компенсации установит правительство: в расчет будут браться расстояние, марка автомобиля и средняя стоимость топлива и смазочных материалов. Для этого сервис должен позволять автовладельцу рассчитать максимально возможную стоимость, а более дорогие предложения должны будут скрываться от потенциальных пассажиров, следует из законопроекта Минтранса, опубликованного президентским Советом по кодификации гражданского законодательства. Туда он поступил для получения заключения.

У водителя должно быть национальное водительское удостоверение, стаж за рулем – не менее двух лет, а автомобиль должен стоять на учете в России, устанавливает проект.

Кроме того, проектом ограничивается для водителя максимальное число поездок с попутчиками, найденными через агрегатор. Короткие поездки – до 100 км – допустимо будет совершать два раза в сутки, но не более 10 за неделю. При расстоянии от 100 до 500 км разрешается одна поездка в сутки или пять за неделю, на более дальние расстояния – раз в три дня. В один рейс разрешается брать не более четырех пассажиров.

Появляются требования и к самим агрегаторам для попутчиков. Эти услуги смогут оказывать только компании, зарегистрированные в России, или индивидуальные предприниматели. Они должны будут заключить соглашение об информационном взаимодействии с Ространснадзором, предусматривающее обмен информацией для проверки водителей и транспортных средств. Кроме того, агрегатор будет обязан предоставлять чиновникам данные пользователей, в том числе их индивидуальный налоговый номер (ИНН), будут раскрываться также сведения о количестве и времени поездок водителей.

Информацию о пользователях и поездках, предложениях о них, а также внесенные изменения в профили и объявления агрегатор будет обязан хранить в течение трех лет.

Такие новации позволят упорядочить деятельность по организации совместных поездок и исключить возможность незаконной предпринимательской деятельности под их видом, считают авторы документа.

Позволить договориться

Инициативу Минтранса неоднократно критиковали эксперты, в частности, Минэкономразвития не соглашалось с идеей разрешить исключительно безналичные расчеты между пассажиром и водителем. Теперь в доработанном проекте ничего не говорится о форме оплаты.

Однако замечания к проекту все равно остались. На этот раз у президентского Совета по кодификации гражданского законодательства. По его мнению, нет «убедительных оснований» к тому, чтобы запретить перевозчику свободно определять цену поездки и обсуждать ее с пассажиром.

Почти свой автомобиль: почему набирает популярность владение машиной по подписке

Возможны ситуации, когда пассажир настолько заинтересован в поездке, что готов компенсировать водителю все затраты на нее, даже если поедет один. Например, если нет регулярных пассажирских рейсов в это время. «В этом случае водитель не извлекает никакой прибыли из своей деятельности и, как уже отмечалось, вряд ли может быть признан лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность», – говорится в заключении.

По мнению Совета, однократное извлечение прибыли водителем автотранспорта само по себе еще не позволяет говорить о ведении им предпринимательской деятельности. И принятие законопроекта в предложенном виде «повлечет грубое и ничем не обоснованное нарушение» принципа свободы договора.

Предлагаемое регулирование, считает Совет, приведет к тому, что клиенты агрегаторов карпулинга перейдут на наличную форму оплаты в размере, который устроит обе стороны.

Против предложенного регулирования и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он полагает, что, как правило, водители на совместных поездках не зарабатывают и сервис, скорее, имеет некую альтруистическую и саморегулируемую природу. Поездки для пассажиров обходятся дешевле, чем на такси.

Ранее эксперты обращали внимание, что проект не решает вопрос с безопасностью участников поездки. Петр Шкуматов напоминает, что водители, к примеру, в BlaBlaCar, сейчас должны быть идентифицированы. Встречаются, конечно, и фальшивые аккаунты, но пассажиры тут «голосуют ногами» и могут отказаться от поездки, если приехал не тот человек или не тот автомобиль, считает Шкуматов. По его мнению, предлагаемое в законопроекте регулирование избыточно.

Однако Шкуматов обращает внимание на такой аспект: пассажир может перевозить запрещенные предметы, но водитель зачастую узнать об этом не может. И ему придется трудно и долго убеждать правоохранителей в своей непричастности к преступлению, если те заинтересуются пассажиром.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".