Кто бы мог подумать, что после затянувшегося кризиса авторынок столь стремительно начнет демонстрировать рост. Причем достаточно эффективный. Судите сами: в период с января по октябрь 2017 года объем реализации новых легковых автомобилей в России, по данным «Автостата», составил более 1,155 млн штук.
Спрашивается: неужели прагматичные россияне на время качелей курсов валют попросту попрятали свои кровные от греха подальше, а как экономическая ситуация стабилизировалась, стали неспешно доставать отложенные сбережения и приносить их в шоурумы? Иначе как объяснить тот факт, что уже восемь месяцев кряду сегмент новеньких легковушек показывает положительную динамику продаж. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 10 месяцев 2017-го рынок вырос на 15,4 %.
Покупаем отечественное
По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), лидерство в сегменте новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта по-прежнему удерживает отечественный бренд LADA. «АвтоВАЗ» в октябре смог реализовать 28 638 своих машин, а за десять месяцев – без малого 250 000. Второе почетное место в рейтинге продаж занимает корейская марка KIA, пристроившая во второй осенний месяц 17 407 автомобилей, а в период с января по октябрь – 152 630 штук. Замыкает тройку лидеров еще один корейский бренд – Hyundai, чьи машины разошлись в октябре тиражом 15 712 единиц, а за десять первых месяцев года – 127 597 автомобилей. Вслед за ними идет французская Renault с октябрьским показателем 13 036 авто и 108 754 за десять месяцев. Пятую позицию по итогам продаж в России занимает немецкий Volkswagen с результатами 8014 и 70 108 машин соответственно.
Что касается моделей, то абсолютное лидерство удерживает KIA Rio – в период с января по октябрь корейский седан нашел 82 311 новых хозяев. Если говорить об октябрьском показателе, счастливыми обладателями «Рио» стали 8779 россиян. На пятки «корейцу» наступает тольяттинская LADA Granta, предпочтение которой в указанный период отдали 8208 человек. За десять месяцев бестселлер «АвтоВАЗа» разлетелся в количестве 75 910 единиц.
В спину «Гранте» дышит еще одна вазовская модель – флагманский седан LADA Vesta. Его выбрали 61 270 российских покупателей, из них 6629 – в октябре. Примечательно, что если по итогам десяти месяцев Hyundai Solaris завоевал сердца 58 374 человек, заняв четвертую строчку в рейтинге продаж, то в октябре его подвинул «родственный» Hyundai Creta. Дилеры корейской марки передали клиентам 6460 кроссоверов и чуть больше 5100 седанов. А вот с января по октябрь объем реализации «Креты» с результатом 43 648 автомобилей позволил «паркетнику» занять только пятую позицию в общей таблице.
Кузбасс прибавил на треть
Как сообщают эксперты аналитического агентства «Автостат», ключевым рынком сбыта легкового транспорта по-прежнему остается Москва. За десять месяцев этого года владельцами новых машин в столице стали немногим больше 168 тыс. человек, что без малого на 3% эффективнее, чем за аналогичный период минувшего года. Куда больше вырос рынок Подмосковья – продажи легковушек в регионе превысили отметку 93 тыс. единиц, что на 20,8% выше прошлогоднего показателя. Третьей по объему реализации новых машин стала Северная столица – в период с января по октябрь в Санкт-Петербурге было продано более 79 тыс. автомобилей, что на 16,3% больше по сравнению с тем же периодом 2016 года.
Весьма неплохо покупали легковой транспорт в Татарстане – в указанный срок в республике было реализовано 56,5 тысячи «железных коней», а это на 21,1% эффективнее прошлогодних продаж. Неожиданно в топ‑5 снова попал Краснодарский край, где за десять месяцев дилерам удалось пристроить 43 тыс. машин, продемонстрировав 11,1‑процентный рост. Уступивший ему свою позицию рынок Башкирии проиграл всего лишь несколько десятков проданных автомобилей, при этом показав по сравнению с прошлым годом динамику 25,8%. В десятку также вошли Самарская область, где владельцами новехоньких легковушек стали более 39 тыс. человек (+11,8%), Свердловская область с показателем без малого 35 тыс. реализованных авто (+30%), а также Ростовская и Челябинская области. Последние показывают увеличение объемов продаж на 12,5% и 28,2% соответственно. Стоит отметить, что абсолютно все вошедшие в топ‑30 субъекты РФ продемонстрировали уверенный рост. Причем лишь только у двух из них он составил менее 10%: у Воронежской области, чьи объемы реализации новых авто вышли в плюс на 9,2%, и у Москвы с положительным результатом 2,8%. Все остальные регионы отличились двузначным увеличением продаж – наибольший рост отмечается в Кемеровской области, где динамика достигла отметки 35,2%.
Россияне предпочитают премиальных «корейцев»
Что касается лучших показателей продаж, то здесь отличился премиальный суббренд марки Hyundai – Genesis, прибавивший по сравнению с прошлым годом аж на 7245%. В абсолютных цифрах это составило 808 реализованных с января по октябрь «люксовых» машин против 11 (!) годом ранее. Хорошо выступил узбекский Ravon, предлагающий потребителям бюджетного ценового сегмента перелицованные Daewoo и Chevrolet. Марка показала рост 1150%, а это на 10 255 автомобилей больше, чем было продано за аналогичный период прошлого года. Поползли вверх и некоторые китайские автопроизводители. Например, свои позиции укрепили Foton (+812%), Zotye (+256%) и Changan (+159%). Последний смог привлечь внимание 1162 наших соотечественников, в то время как год назад машины этой марки выбрали всего 449 человек.
Говоря о худших результатах, стоит отметить 91‑процентное падение корейского бренда SsangYong, кое-как пристроившего 103 своих автомобиля. На 81% «просел» китайский автостроитель Brilliance, реализовавший в нашей стране 156 машин. Потерял в продажах и Geely, долгое время удерживавший второе место на российском рынке среди всех производителей из КНР. Его продукции отдали свои голоса 1872 человека, что на 53% меньше, чем годом ранее. Не лучшим образом отметился его конкурент-соотечественник Dongfeng, чья модельная линейка в нашей стране включает всего два автомобиля. По итогам десяти месяцев изделия этой марки из Поднебесной разошлись тиражом 564 экземпляра – на 45% меньше, чем за аналогичный период минувшего года. Чуть меньше упал FAW – на 36%. Дилеры китайской компании с января по октябрь распродали 469 своих машин.
Lada XRAY против Duster
Если рассматривать взлеты и падения отдельно взятых моделей, то нельзя обойти вниманием положительную динамику продаж Lada XRAY и минусовый результат Renault Duster. По итогам первых десяти месяцев этого года псевдокроссовер Волжского автозавода смог обаять 27 060 наших потребителей, а это на 11 936 человек больше, чем в прошлом году. Популярный же французский вседорожник столичного производства, наоборот, потерял 1846 клиентов – владельцами «Дастера» с января по октябрь стали 34 690 россиян. Кстати сказать, народная любимица Lada Kalina тоже недосчиталась будущих владельцев – «ягодкой» обзавелись 16 677 наших соотечественников, что на 1187 человек меньше, нежели в минувшем году. А вот модный кроссовер Renault Kaptur, построенный на агрегатной базе того же Duster, привлек внимание 24 836 новых хозяев – без малого на 17 000 потребителей больше, чем год назад. Отлично показал себя немецкий кроссовер Volkswagen Tiguan – благодаря выводу нового поколения модели он разошелся тиражом 21 643 экземпляра, что на 13 781 машину больше, чем в указанный период 2016 года. Любопытно: пусть и незначительно, но лишился своих клиентов японский бизнес-седан Toyota Camry. По сравнению с прошлым годом дилеры марки продали на 289 автомобилей меньше, передав за десять месяцев покупателям 23 394 машины.
Среди двадцати пяти самых продаваемых легковых автомобилей на российском рынке последнюю строчку в октябре заняла KIA Optima. Корейским седаном среднего класса обзавелись 1582 человека, в то время как годом ранее его купили на 738 человек меньше. А если рассматривать общий показатель продаж с января по октябрь, то тут замыкающую позицию застолбила за собой Mazda CX‑5. Японский кроссовер выбрали 14 903 россиянина, что на 2251 «маздовода» больше, чем в минувшем году. Интересно, как поменяется картина ближе к новогодним праздникам?