Руководители германских автоконцернов, отмечает ТАСС, призывают правительство оказывать активную поддержку в переходе на климатически нейтральные виды транспорта. Это совпадает с планами властей ФРГ к 2030 году довести парк электромобилей в стране до 14 млн штук.
Городской электрокар ID. Life от Volkswagen
Sven Hoppe/dpa/GLOBSAL LOOK PRESSУместно напомнить, что в 2020 году Евросоюз впервые обогнал Китай по числу регистраций новых электромобилей – 1,36 млн против 1,24 млн соответственно. Переход осуществляется в соответствии с программой сокращения выбросов CO2 в атмосферу. К концу 2030-го страны Евросоюза намерены снизить объемы вредных выбросов до 55% от уровня 1990 года. Аналогичную задачу решает и Япония – к 2050 году сократить выбросы CO2 на 78%. Один из путей решения задачи – отказ от авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в пользу машин на электротяге.
В странах Европы и Азии спрос на экологически чистый транспорт власти стимулируют при помощи налоговых льгот для владельцев, субсидий и преференций, предоставлением бесплатных парковочных мест. Помимо этого, некоторые государства частично компенсируют затраты на покупку электрокаров. И это имеет успех. Например, в Германии резкий скачок продаж электромобилей был зафиксирован в 2020 году, когда выплата правительства за покупку экологически чистого транспорта составила €6 тыс. В свою очередь, во Франции покупатель нового электромобиля получает кешбэк в размере €6 тыс. и €1 тыс., если приобретает машину с пробегом.
В Германии резкий скачок продаж электромобилей был зафиксирован в 2020 году
Stefan Härtel/ GLOBAL LOOK PRESSУ России свое понимание места и роли электротранспорта в контексте сокращения выбросов CO2. Правда, обязательства, которые готово подтвердить правительство, заметно скромнее, чем у европейцев и японцев, – всего -36% выбросов CO2 за ближайшие 30 лет.
По состоянию на 1 января 2021 года в нашей стране было зарегистрировано 10836 электрокаров. Формальный повод для радости: это на 71% больше показателя предыдущего года. Впрочем, есть основания разочароваться – в росте сказался главным образом эффект низкой базы, а не ажиотажный спрос на электромобили среди россиян.
Сложности продвижения в РФ экологически чистого продукта современного автопрома объясняются высокой стоимостью машин с электродвигателем (по некоторым брендам цена доходит до 15 млн рублей) и отсутствием развитой дорожной инфраструктуры. В огромной стране сегодня крайне мало станций для подзарядки – всего несколько сотен. Неудивительно, что их сложно найти не только на загородных трассах, но даже в пределах населенных пунктов.
Меняем литры на амперы: когда по российским дорогам поедут электромобили
География распространения электрокаров в России крайне неравномерна. Большинство эксплуатируется в регионах Дальневосточного федерального округа. При этом надо понимать, что речь идет о секонд-хенде, ведь практически все эти электромобили – подержанные, причем праворульные, поскольку ввезены из Японии. Их популярность у жителей Приморья или Хабаровского края определяет прежде всего низкая цена. Электрические «японки» с пробегом на 400–600 тыс. рублей дешевле любого «европейца».
Кроме того, нельзя забывать, что жители Дальнего Востока имеют субсидии на оплату электроэнергии в отличие от потребителей оптового энергорынка европейской части России, Урала и Сибири. Это в немалой степени компенсирует отсутствие зарядных станций в городах и на трассах. Владельцы просто подключают свои электрокары к розеткам даже во дворах многоквартирных домов, просто спуская удлинитель из окна.
В ближайшие годы ситуация должна измениться. Правительство 23 августа утвердило Концепцию по развитию производства электрического автотранспорта. Цена вопроса, как ожидается, составит более 800 млрд рублей – инвестиции до 2030 года. Документ предполагает создание соответствующих мощностей на территории РФ. В результате к 2024 году должно быть выпущено не менее 25 тыс. отечественных электрокаров, а также построено более 9 тыс. зарядных станций.
Кроме того, власти обещают пересмотреть стандартные требования к строительству автопарковок, предусмотрев отдельные места для электромобилей, которые станут доступны для массового потребителя, например, по программе льготного кредитования. За счет реализации перечисленных мер поддержки в период с 2025 по 2030 годы выпуск электромобилей на отечественных предприятиях должен составить 10% от общего объема производства.
Отметим: в кризисном (из-за пандемии коронавирусной инфекции) 2020 году в России было выпущено 1 438 540 легковых автомобилей. Годом ранее производители отчитались о 1 723 376 сошедших с конвейеров машин. Получается, электрокаров, согласно плану правительства, на отечественных заводах должно собираться от 140 тыс. до 170 тыс. штук в год. На самом деле контрольная цифра должна быть еще больше – порядка 220 тыс.
Электромобили забуксовали: что мешает россиянам отказаться от привычных машин
Проект хотят реализовать в два этапа: до конца 2024 года предстоит создать ресурсную базу для массового производства электромобилей, в течение следующих шести лет – наладить серийный выпуск. Параллельно планируется построить современную дорожную инфраструктуру для «зеленого» транспорта – сеть из 72 тыс. зарядных станций и не менее 1 тыс. водородных заправок.
Увеличивать год от года парк электрокаров в стране можно и более быстрыми темпами – за счет импорта. Для этого пришлось вернуть нулевую таможенную пошлину. Однако правительство не считает такой вариант целесообразным. С целью поддержки отечественных предприятий, выпускающих электромобили, оно готово не только повышать ввозную пошлину. До 2024 года она составит 5%, затем вырастет до 15%. Резко увеличат и утильсбор: с 32 тыс. рублей до 360 тыс. рублей в 2022–2025 годах, 400 тыс. рублей в 2026–2027 годах и 600 тыс. рублей с 2028 года.
Стимулировать спрос на отечественную продукцию можно было бы отменой транспортного налога на электрокары, программами льготного кредитования и лизинга, бесплатным проездом по платным автомагистралям и т.п. Перед глазами есть зарубежный опыт. В частности, Германии и Франции, где именно меры государственной поддержки во многом обеспечивают продвижение на рынке электротранспорта.
Автор – независимый эксперт транспортной отрасли