16 июля 2025
USD 77.96 -0.41 EUR 91.15 -0.62
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Спасти пешехода: главные пункты проекта Стратегии повышения безопасности дорожного движения

Спасти пешехода: главные пункты проекта Стратегии повышения безопасности дорожного движения

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликована «Стратегия повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», подготовленная МВД по поручению президента. Объем документа – почти 60 страниц, и осилить его непросто. Но содержит он много интересного. Попробую разложить все по полочкам – так, чтобы было понятно любому автомобилисту.

Пешеходный переход машины автомобили отец сын ребёнок

©Smolina Marianna/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Про хорошо и плохо

Начинается Стратегия с описания ситуации в сфере безопасности дорожного движения в РФ. За 20 лет (с 2004 по 2024 год) число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) сократилось более чем в два раза – с 34.506 до 14.403 человек. По оценке Всемирной организации здравоохранения, Россия вошла в число десяти стран, которым удалось добиться снижения этого показателя как минимум на 50%, притом что в мире такое снижение составило в среднем только 5%.

Среди стран с населением свыше 100 млн человек РФ является одним из лидеров по безопасности дорожного движения. Уровень социального риска (число погибших в ДТП в течение года на 100 тыс. населения) у нас составляет 9,86. Это куда лучше, чем в Бангладеш (19), Вьетнаме (18), Китае (17), Бразилии (16), Индии (15), США (14), Мексике (12) и Индонезии (11). Но хуже, чем в Египте (9) и в странах ЕС (в среднем 4,4). Максимальные успехи показали Норвегия (1,6), Швеция (2), Япония (3), Нидерланды (3,1), Германия (3,3), Испания (3,5), Франция (4,8). Кстати, в Белоруссии на дорогах тоже куда более безопасно – коэффициент 4,8. В общем, нам есть куда стремиться.

Проверка на дорогах: часто ли попадают в аварии такси, чем опасны электросамокаты и в каких ДТП гибнут люди

Ущерб от дорожно-транспортных происшествий в целом по миру оценивается в 1–3% ВВП, в некоторых странах (не у нас) достигает 6%. В России, по экспертным оценкам, социально-экономический ущерб от ДТП превысил 1 трлн рублей. Это, кстати, в 1,5 раза больше, чем выделяется на систему здравоохранения. Среди погибших в ДТП, по данным на 2024 год, почти половина (46,6%) – водители, по четверти смертей приходится на пассажиров и пешеходов; велосипедисты и самокатчики (лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности, СИМ) – менее 3%. Кстати, с 2017-го наиболее существенные темпы снижения числа смертности в ДТП (почти на 40%) достигнуты в категории «пешеходы».

Однако люди все равно гибнут на дорогах! Поэтому в документе делается единственно правильный вывод: «Смертность и серьезный травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий являются устранимыми факторами и должны быть предотвращены». Согласен. Но на пути к этому существует целый ряд нерешенных пока проблем, и они в проекте обозначены.

Как мы ездим

Основные показатели аварийности с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения с 2017-го снизились почти в 1,5 раза. Однако растет число случаев управления машиной водителями в состоянии опьянения наркотического: за семь лет – более чем в 1,5 раза (и это только официально, а ведь еще есть шоферы, отказавшиеся от медицинского освидетельствования). Количество погибших в ДТП с участием таких людей в 2024 году увеличилось на 34,5%.

Остается нерешенной проблема управления транспортными средствами водителями под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание: соответствующий закон пока не принят. Растет аварийность с участием детей-водителей (до 16 лет), водителей старше 60 лет, велосипедистов, самокатчиков и других людей на СИМ.

Госдума вводит ответственность за вождение под воздействием лекарств

(Иллюстрация)

juefraphoto/Shutterstock/Fotodom

Система учета раненных в дорожно-транспортных происшествиях также нуждается в доработке: оказывается, в России нет разделения в зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью. Таким образом, в одну категорию попадают люди, получившие незначительные травмы (сломал палец), и те, кто в итоге стал инвалидом. В некоторых зарубежных странах (из числа добившихся значительных успехов в повышении безопасности дорожного движения) эффективность принимаемых мер оценивается по снижению числа не только погибших, но и тяжелораненных в ДТП. Может, нам стоит перенять их опыт?

Автомобилистов смогут на законных основаниях лишать прав за употребление лекарств

Огромной бедой остается наплевательское отношение части наших граждан к собственной безопасности. Вроде все в курсе, что ремни безопасности и мотошлемы в среднем в два раза снижают тяжесть последствий аварии. Но в прошлом году не был пристегнут каждый пятый из числа погибших в ДТП. Самое печальное – не пристегивают детей! Две трети среди общего количества расставшихся с жизнью в ДТП детей были пассажирами транспортных средств, из них каждый третий оказался не пристегнут (или его перевозили без специального кресла). Ситуация осложняется тем, что в продаже в огромном количестве суррогаты детских удерживающих устройств, которые к безопасности никакого отношения не имеют. Еще более остро стоит проблема с мотошлемами: каждый третий погибший в 2024 году мотоциклист ехал без него, причем за семь лет число таковых удвоилось.

Следуем дальше. Водители автомобилей во всех странах, в том числе и у нас, постоянно отвлекаются на разные гаджеты (которых с каждым годом становится больше), что часто становится причиной ДТП. Проблема касается не только их, но и других участников дорожного движения – пешеходов, велосипедистов и т. д.

Еще один аспект, отмеченный в проекте Стратегии, – транспортные средства, которые выпущены (и продолжают выпускать) в России, недостаточно оснащены современными системами безопасности. В 2022–2023 годах, в частности, было собрано большое количество автомобилей, где отсутствовали даже минимально необходимые системы, что уже привело к росту тяжести последствий ДТП.

Вообще, отечественному автопрому и авторынку посвящена отдельная глава, и тут много правильного. Например, что произошел рост потребительских цен на автомобили и комплектующие, а введение долгосрочной шкалы индексации утилизационного сбора способствует дальнейшему росту их стоимости. И, как следствие, ведет к падению продаж. В результате автопарк страны быстро стареет, а при обслуживании и ремонте все чаще используются неоригинальные и контрафактные запчасти, качество которых неизвестно. Но, как ни странно, при ДТП стали реже фиксироваться технические неисправности транспортных средств: в общей структуре аварийности такие факты составляют менее 4%. И это притом что средний возраст автомобиля у нас превысил 15,5 года!

Где мы ездим

Протяженность дорог общего пользования в России за последние семь лет увеличилась на 5% и к 2025-му составила 1,58 млн км, – по данному показателю наша страна занимает 5-е место в мире. За шесть лет реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (2019–2024) отремонтировано, реконструировано и построено более 150 тыс. км дорог, установлено свыше 13 тыс. светофоров, обустроено 4,9 млн погонных метров барьерного ограждения…

Шестилетку – в срок: правительство утвердило план дорожной деятельности до 2030 года

По уровню развития дорожной сети мы занимаем 7-е место среди десяти наибольших по площади стран, уступая США, Индии, Австралии, Канаде, Китаю и Бразилии. При этом скорость роста автопарка у нас ‎более чем в два раза превышает темпы увеличения протяженности дорог. Следовательно, надо активнее развивать транспортную систему. Например, скоростные дороги в РФ занимают всего 0,6% от общей протяженности дорожной сети – это куда меньше, чем во многих передовых странах. Значит, пора строить именно такие магистрали. Кроме того, есть проблема недостаточного покрытия федеральных трасс мобильной связью, но решить ее (на 99%) предполагается только к 2031 году.

Вызовы и риски

В этом разделе документа более 30 пунктов, и все важные. Особо выделю несколько. Во-первых, решения в области безопасности дорожного движения часто принимаются без учета результатов анализа ситуации, оценки последствий и прогнозов, «‎в том числе в пользу конъюнктурных (популистских) мер». Во-вторых, значительная доля парка транспортных средств – очень старая, без современных систем безопасности. В-третьих, нет достаточной инфраструктуры для пешеходов, велосипедов, средств индивидуальной мобильности. Кто бы с этим поспорил?

Авария автоавария ДТП
©Rokas Tenys/Shutterstock/Fotodom

Последняя большая глава называется «Цели, принципы и приоритеты, задачи и основные направления государственной политики ‎в области обеспечения безопасности дорожного движения». Тут прописано множество направлений деятельности, собраны пожелания типа «совершенствовать, оптимизировать, реализовать, повысить, установить». Однако все это возможно только при «обеспечении соответствия уровня финансирования», а с ним могут возникнуть трудности. Например, пока в бюджете не предусмотрены масштабные меры, направленные на стимулирование обновления парка транспортных средств, скажем, за счет расширения программ льготного автокредитования и лизинга, субсидирования, налоговых и страховых преференций.

Шестилетку – в срок: правительство утвердило план дорожной деятельности до 2030 года

Для решения кадровой проблемы в транспортной отрасли предлагается заняться вопросами «повышения престижа и конкурентоспособности профессий, в том числе за счет расширения социальных гарантий, повышения заработной платы, создания комфортных условий труда, перспектив карьерного роста…».

Система проведения экзаменов на право управления транспортными средствами тоже нуждается в доработке. Может быть, «за счет внедрения автоматизированного приема экзаменов». Кстати, жителям Приморья вряд ли понравится следующий пункт: «Пересмотр подходов к допуску к участию в дорожном движении транспортных средств с правым расположением рулевого управления на основе оценки рисков в области безопасности дорожного движения».

Среди планов и перспектив, связанных с дорожной инфраструктурой, выделю три. Первое – развитие опорной сети автодорог «с учетом необходимости обеспечения высокого уровня нормативного состояния, отвечающего требованиям безопасности дорожного движения, а также приведения технических категорий дорог в соответствие с фактической интенсивностью движения». Второе – развитие инфраструктуры в городских агломерациях и опорных населенных пунктах «с учетом приоритета уязвимых участников дорожного движения, транспорта общего пользования и форм активной мобильности, включая развитие инфраструктуры для передвижения пешеходов, велосипедов и СИМ, выделенных полос для маршрутных транспортных средств». И, наконец, строительство обходов крупных населенных пунктов.

***

Все вышеперечисленное должно способствовать достижению главной цели Стратегии – повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году, в два раза – к 2036-му. Получится ли достичь таких показателей в эти сроки? Не уверен. Потому что время «быстрых решений» прошло. Кратным увеличением числа камер или ужесточением разных статей КоАП мгновенных хороших результатов уже не добьешься.

Надо перекраивать систему образования и вводить в школах гораздо больше занятий по правилам дорожного движения. Воспитывать водителей, прививать нормы культурного вождения. Строить новые, безопасные дороги, выпускать больше современных, безопасных автомобилей. И стимулировать людей покупать новые машины взамен старых… Все это – долго, дорого и эффект даст далеко не сразу. Но стремиться к тому, чтобы мы меньше теряли людей на дорогах страны, жизненно необходимо. Уж простите за пафос.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".