Наверх
Новое бесплатное мобильное приложение
СКАЧАЙ И ЧИТАЙ
16 октября 2025
USD 78.84 -1.12 EUR 91.73 -0.96
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Стоп машина: рынку электрокаров и гибридов в России предрекли обвальное падение продаж

Стоп машина: рынку электрокаров и гибридов в России предрекли обвальное падение продаж

Мы живем в интересное время! Я имею в виду развитие технологий и связанного с ними рынка. А поскольку я разбираюсь в реалиях автомобильного рынка, то речь пойдет, естественно, о нем. Так вот, примерно два десятилетия назад в мире начался «электрический бум», когда некие ученые, а под их влиянием и политики решили, что наше светлое будущее – электромобили. Они не загрязняют окружающую среду (что очень спорно, ведь нужно как-то вырабатывать электричество и добывать материалы для изготовления батарей), дешевы в эксплуатации (что временно) и так далее.

Электрический автомобиль

©Евгений Павленко/Коммерсантъ/Vostock Photo

Были приняты грандиозные меры, чтобы человечество на эти самые электромобили быстро пересадить. Покупателям «электричек» предоставили льготы, параллельно вводились ограничения по въезду в города «неэкологичных» машин. Плюс к тому для производителей придумали жесткие меры, чтобы они меньше выпускали авто с ДВС, и даже обозначили крайние сроки. Например, уже через 10 лет никто из них не должен был такие «мерзкие машины» в Европе собирать и продавать! Словом, по большевистской традиции, «железной рукой загоним всех в светлое будущее».

Тест-драйв Eonyx М2: смотрите, "Желток" поехал!

Увы, подобный эксперимент, похоже, в очередной раз может оказаться неудачным: продажи электромобилей практически во всех странах (за исключением разве что Китая, но это отдельная история) просели. А как только в какой-то стране отменяют или просто сокращают льготы для покупателей, продажи «электричек» и вовсе падают. Потому что электромобиль, как показала практика, хорош как второе авто в семье. Или в случае, когда владелец ездит по стандартному непродолжительному маршруту, скажем, дом в пригороде – офис в городе. Где есть свои зарядки. Но как универсальное транспортное средство он не годится: не дозрели технологии.

На этом фоне во всем мире резко вырос интерес к новой технологии – гибридной. Это когда колеса автомобиля вращает электромотор, но есть и небольшой двигатель внутреннего сгорания, который служит генератором. То есть он отвечает только за подзарядку батареи и может вовсе не включаться, если она полная. Технология называется PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle, или «подзаряжаемый гибрид»).

Такой автомобиль несколько дороже, чем обычный с ДВС, потому что там как минимум два мотора, но дешевле «чистого» электромобиля и может без подзарядки проехать тысячу и более километров, причем только на электричестве – порядка 200 км. Кстати, по международной классификации гибридные авто тоже считаются «электричками» и в статистике проходят с ними по одной графе, так что если сейчас и фиксируют рост продаж электромобилей, то исключительно за счет таких гибридов. В ряде стран пропорция сегодня – пятьдесят на пятьдесят.

Тест-драйв Evolute i-Space: крепкий брак по расчету

А теперь вернемся к нам. Как обычно, мировые тенденции до России доходят с некоторым опозданием. Статистика показывает, что взрывной рост интереса к «электричкам» в нашей стране начался два года назад, хотя специальную Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года глава правительства подписал еще в 2021-м (документ действующий, можете ознакомиться).

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2023 году продажи электромобилей в РФ увеличились по сравнению с 2022-м в 4,7 раза, в 2024-м – на 26,4%. Но надо сказать, что рост идет с низкой базы и не в самом удачном для «электричек» 2024 году было продано 17,8 тыс. таких автомобилей. Параллельно с этим вдруг бешено начали расти продажи гибридов – до 62,9 тыс. шт. в прошлом году! А это, между прочим, целых 4% рынка... За восемь месяцев 2025-го реализовано уже 20 тыс. гибридов, при том что рынок в целом падает.

Эксперты считают, что в большей степени бум продаж гибридных машин связан с популярностью китайского премиум-бренда Lixiang, который появился у нас три года назад. Он как раз предлагает последовательные гибриды. По итогам прошлого года, бренд остался лидером: покупатели забрали 23,18 тыс. автомобилей. Следом идут Voyah (принадлежит китайской Dongfeng), который увеличил продажи в 2,4 раза, до 8680 шт., и BMW (+63,7%, 7300 шт.). Замыкают топ-5 Mercedes-Benz (3960 шт.) и Tank (3870 шт.).

Самыми продаваемыми моделями стали Lixiang L7, Lixiang L9 и Voyah Free. Кстати, появился на рынке и первый отечественный гибрид Evolute-iSpace (тоже разработка Dongfeng) – автомобиль собирают на заводе в Липецкой области.

Среди «чистых» электромобилей самым популярным брендом в прошлом году был признан китайский Zeekr (суббренд Geely), на втором месте «Москвич», замыкает тройку марка Evolute. Следом идут Volkswagen и Avatr (суббренд Changan). Лидерами в модельном рейтинге оказались Zeekr 001, «Москвич 3е» и Zeekr X.

Электромобиль Evolute i-Space
©Алексей Никольский/РИА Новости

Что интересно, на падающем рынке эксперты прогнозируют замедление роста реализации электромобилей, тогда как гибриды может ожидать увеличение продаж. Потому что гибридный формат практичнее для российских климатических условий и доверие граждан к такому транспорту выше, чем к полностью электрическому. При этом понятно, что оба сегмента по-прежнему остаются нишевыми в масштабах российского авторынка и все из-за цены. Ну нет пока у нас в линейке полноценных доступных гибридов в бюджетном классе! Сегодня цена самой популярной гибридной модели Lixiang L7 – около 7 млн руб., лидера продаж в электрическом сегменте Zeekr 001 – 7,2 млн руб.

При этом меры поддержки спроса на электромобили в России совсем небольшие, если сравнивать с тем же Китаем. Есть у нас льготное автокредитование и лизинг, которые распространяются на автомобили российского производства, то есть на все модели Evolute, «Амберавто A5», Voyah Free, Voyah Dream и «Москвич 3е». Субсидия составляет 35% от стоимости авто, но не более 925 тыс. руб. Вот только скидку эту можно получить, если взять кредит в банке, а они в условиях высокой ставки ЦБ иногда выкатывают такие требования, что все эти программы становятся непривлекательными. Что касается гибридов, то их наше правительство не считает «автомобилями на новых источниках энергии» и никаких льгот тут нет.

Тест-драйв Voyah Dream: мечта бизнесмена-эколога

И хотя рынок электромобилей и гибридов в России еще очень далек от насыщения, есть вероятность, что его ждут непростые времена. И связаны они с подготовленным в правительстве проектом постановления о значительном увеличении утилизационного сбора. Напомню, что это по сути прямой разовый налог с каждой произведенной в стране или ввезенной автомашины, никакого отношения к утилизации он не имеет. Более того, деньги эти «неокрашенные» и поступают напрямую в бюджет. Правда, некая часть из них идет на поддержку автопрома и автомобильного рынка, но не самая большая часть…

Так вот, согласно проекту, коммерческий утилизационный сбор будет начисляться при ввозе в страну автомобилей с ДВС мощностью свыше 160 л. с., а также взиматься со всех электромобилей и гибридов. Поэтому даже машины, которые завозят в страну официально, могут значительно подорожать.

Возьмем для примера кроссовер (гибридный) Seres M7. Его цена сейчас – примерно 7,5 млн руб. Бензиновый мотор-генератор тут совсем небольшой (1,5 л), но суммарная (пиковая) мощность впечатляет – 439 л. с. По российским правилам, налоговая мощность автомобиля составляет всего 188 л. с., она измеряется как средняя 30-минутная мощность двух двигателей. И если сейчас компания-дистрибьютор платит в виде утильсбора в казну 667,4 тыс. руб., то с 1 ноября (или с 1 декабря) сумма может вырасти до 2,054 млн. руб. И это только утильсбор, а ведь бюджет получает еще и таможенные платежи, и акцизы, и НДС… Видимо, недополучит: цена вырастет на 1,3 млн руб., а спрос, соответственно, упадет.

Производство электромобилей Москвич 3е
©Павел Бедняков/РИА Новости

Если рассматривать автомобили, которые приходят по параллельному импорту, то и вовсе цифры получаются удручающие. Допустим, у популярного гибрида Lixiang L6 (цена сейчас в Москве – около 5 млн руб.) параметры примерно те же: бензиновый мотор-генератор (1,5 л), пиковая мощность – 408 л. с. Завозили такие автомобили, как правило, на физических лиц для личных нужд, без права перепродажи в течение года. Утильсбор при этом был мизерным – 3400 руб. А будет (вероятно) – 1,8 млн руб., чтобы впоследствии каждый год увеличиваться…

Тест-драйв Ora 03: "котенок" в стиле ретро плюс современные технологии

Словом, взлетят цены на машины под заказ, ввозимые под конкретное физическое лицо, которые ранее удавалось выводить из-под коммерческого утильсбора. Видимо, в этом и состоит цель будущего постановления. Но многие эксперты предполагают: как следствие, таможенные сборы могут упасть. И в целом пополнение госбюджета, связанное с новым утильсбором, сократится. Глава «Автостата» Сергей Целиков, в частности, считает, что полностью сойдет на нет ввоз электромобилей и гибридов.

Конечно, у нас есть локализованные электрические модели, которые доступны для клиентов: Voyah, Evolute, «Москвич». Скоро появится и «Атом». Есть как минимум две гибридные модели Voyah Free и Evolute iSpace. Но они тоже подорожают, если новые правила уплаты утильсбора будут введены. А в этом сомнений практически нет.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".