21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Износ особых отношений
Александр Лукашенко Белоруссия союзное государство Экспертное мнение

Износ особых отношений

С чем Москва и Минск подходят к 20-му дню рождения Союзного государства

На первый взгляд в российско-белорусских отношениях все по-старому. Торги по энергоносителям и кредитам, острые реплики Александра Лукашенко и попытки Минска показать «многовекторность».

Но есть и новое – «износ» постсоветской конструкции отношений. Союз с Россией позволил сохранить белорусскую промышленность и высокие соцгарантии за счет рынка сбыта и дешевых энергоресурсов. Но индустриальная база Белоруссии постепенно устаревает, денег на ее модернизацию нет. Поскольку Запад покупает у Белоруссии в основном сырье и полуфабрикаты, вкладываться в ее промышленность он не будет. Но и с Москвой наладить внятный механизм взаимодействия пока не получается: общего регулятивного пространства нет, попытки слияния ведущих предприятий провалились.

2019 год проходит под знаком разработки на уровне правительств так называемых дорожных карт интеграции, призванных перезапустить Союзное государство. Объединению исполняется 20 лет, но главные цели не достигнуты, по ряду вопросов взгляды Москвы и Минска расходятся. При этом большинство граждан двух стран поддерживают дальнейшую интеграцию.

Предложения, сделанные Москвой на высшем уровне, например, по размещению авиабазы или по транзиту через российские порты на Балтике, Минск не принимает, указывая на отсутствие в них прагматики. Из-за этого в Москве усиливается желание «прагматизировать» экономические отношения с Белоруссией.

До сих пор не удалось решить вопросы реэкспорта санкционной продукции через Белоруссию. Нет движения и в политических вопросах – признание Крыма, Южной Осетии и Абхазии. Минск пытается усилить переговорные позиции, демонстрируя готовность уйти из-за стола переговоров. Белорусское руководство заявляет и о желании пересмотреть договор об охране границ с Россией. В Москве к демаршам относятся холодно, и не такое слышали. Отсутствие пограничных барьеров необходимо Белоруссии для торговли и транзита. А желающие установить контроль на границе есть и в России, поскольку Минск в одностороннем порядке ввел безвизовый режим для 50 стран, а «союзный шенген» так и недоподписан.

«Замораживание» союзных отношений с Москвой и связанных с ними финансовых потоков ударит по экономике Белоруссии. Половина ее внешней торговли приходится на Россию, которая является и главным инвестором. «Премиальные» условия по закупке энергоносителей и кредитам – это миллиарды долларов, без которых выполнять социальные обязательства в привычном объеме будет невозможно.

МИД Белоруссии заявляет о курсе на внешнеполитическую «диверсификацию», развитие отношений с ЕС и Китаем, так как «зависимость от одной страны пагубна для экономики». Пять лет такой политики заметных изменений не принесли. Запад по-прежнему требует политических реформ, КНР жестко продвигает свои интересы. Соседняя Литва тоже «диверсифицировалась» до того, что начала закупать российский СПГ.

Визит Джона Болтона (в ту пору помощника президента США) в Минск и последовавшая затем встреча представителя Белоруссии с советниками президентов по безопасности стран НАТО и Украины оказали медвежью услугу Минску – сомнения Москвы в перспективности особых отношений усилились. Теперь переговоры по дорожным картам воспринимаются сквозь «американскую призму».

При этом маневрирования Белоруссии не помогают ей обрести на Западе имидж «славянской Швейцарии», а лишь закрепляют за ней образ очередной площадки для спарринга с Россией.

8 декабря планируется встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, на которой могут быть подписаны дорожные карты интеграции. Большинство пунктов согласовано, но противоречия по ключевым вопросам – энергетике, общему налоговому кодексу, единой валюте – остаются. Перспективы реального оживления интеграции выглядят туманно. Карты принять можно, расставить галочки, отчитаться, но главное в другом – будут ли в итоговом документе четкие критерии эффективности и механизмы контроля?

Сценарий затяжного конфликта маловероятен, так как противоречит интересам обеих сторон. Лукашенко важно перед выборами-2020 показать успехи на российском направлении. Но вкладывать миллиарды в поддержание «фасада» интеграции, когда законы и стандарты двух стран расходятся, едва ли интересно Москве. Можно ли остановить дезинтеграцию, и если нет, то зачем инвестировать в статус-кво? Не удивлюсь, если смысл сегодняшней ситуации именно в ответе на этот вопрос. По-старому уже не получается, привычная система отношений сбоит все чаще, но чем конкретно ее можно заменить – не ясно.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".