17 августа 2025
USD 80.02 +0.26 EUR 93.71 +0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Победы на краю земли

Победы на краю земли

Почему и Путин, и Трамп могут считать саммит в Анкоридже успешным

Тимофей Бордачев

©Наталья Львова/"Профиль"

Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске – это одна из важнейших дипломатических побед в российской истории, обеспеченная несколькими годами военных жертв, политической настойчивости и упорного труда. Но одновременно она представляет собой просто переход к новому этапу борьбы, которая для по-настоящему суверенных государств никогда не прекращается.

В практическом плане самое важное, что произошло, – это отказ самой сильной державы Запада от принятой ранее доктрины «изоляции и стратегического поражения» России. А значит, произошел слом всей парадигмы взаимодействия Запада с остальным миром, когда любой несогласный становился изгоем международного сообщества. Произошло это не благодаря доброй воле США (в международных отношениях проявления доброй воли – дестабилизирующая аномалия), но под давлением с нашей стороны, стран мирового большинства и накопленных внутри Америки неурядиц. Возможность такого перехода в отношениях Москвы и Вашингтона обусловлена новыми взглядами администрации президента Соединённых Штатов на решение важнейших внешнеполитических проблем.

Место встречи: чем известна база, где пройдет саммит Путина и Трампа

Однако, поскольку в результате саммита в Анкоридже американские возможности сокращаются, а российские, напротив, увеличиваются, мы с полным правом можем говорить о победе Москвы. И она неизбежно «потянет» за собой рост самостоятельности других стран мира, пусть от большинства из них мы и не дождемся благодарности за это.

У меня лично нет особых сомнений в том, что ренессанс в отношениях России и США невозможен. В первую очередь, потому что восстанавливать нечего: то, что они собой представляли до 2022 года, было продуктом поражения СССР в холодной войне и вернуться к этому невозможно. Но мы можем с определенной степенью уверенности рассчитывать на стабилизацию диалога уже на новой основе. Ее стержнем станет признание невозможности исключить Россию из международного порядка. А это значит, что проблемы, обусловленные расхождением интересов России и стран Запада, становятся решаемыми в принципе. Конкуренция между Россией и США сохраняется и в будущем может принимать весьма острые формы. Мы не знаем пока, как будет развиваться ситуация вокруг украинского кризиса. Но благодаря достигнутой Владимиром Путиным дипломатической победе на пути решения любых спорных вопросов теперь нет непреодолимого препятствия в виде неспособности Запада признать, что у его оппонентов могут быть собственные интересы и возможность их отстаивать.

Для Дональда Трампа произошедшее – это, в свою очередь, серьезнейшая внутриполитическая победа. Поскольку Россия – единственная страна в мире, способная угрожать самому существованию Соединённых Штатов, отношения с Москвой стали там в последние годы важнейшим вопросом внутренней дискуссии. Ее участники хорошо известны: это силы прошлого, настаивающие на твердолобом сохранении идеологизированной монополии, и те, кто считает, что движение в будущее требует большей гибкости. Команда Трампа принадлежит ко второй группе, и для него самого проведение личной встречи с Владимиром Путиным именно в таком торжественном формате было важной задачей в борьбе с оппонентами. Он эту задачу решил и победу одержал, серьезно усилив свое положение внутри американской политической системы. А поскольку для России традиционно более важное значение имеет внешняя политика, а для США – внутренняя, то с точки зрения укрепления власти победителями стали оба лидера, встретившиеся в Анкоридже.

Игра вдолгую: почему Россия не должна поддаваться соблазну закрутить "новый роман" с Соединёнными Штатами

И не стоит сравнивать Трампа с первым и последним президентом СССР. Михаил Горбачёв за счет внешнеполитических компромиссов добивался поначалу успехов именно там, где они ему, как и любому российскому лидеру, в силу приоритета внешней политики не особо-то и нужны. Трампу же нужны как раз победы над его оппонентами внутри США, твердая экономическая основа которых позволяет рассчитывать на то, что в будущем удастся вернуть утраченные международные позиции. В России настолько гибкой и приспособленной к изменениям экономики пока нет, а, стало быть, намного выше значение внешнеполитических достижений или утрат.

Теперь, после стабилизации Владимиром Путиным и Дональдом Трампом отношений России и Америки, конкуренция двух держав становится игрой вдолгую. Будем надеяться, что финал этой игры не наступит: он в международной политике всегда представляет собой полное поражение или победу одного из участников. А мир одинаково не заинтересован в полном крахе как США, так и России.

Автор – программный директор клуба «Валдай», научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".