Путешествие на Восток
Как введение безвизового режима повлияло на российский турпоток в Китай
Иван Зуенко
©"Профиль"С 15 сентября китайские власти не требуют от российских туристов оформления визы. Мера эта временная – «безвиз» для наших сограждан введен в тестовом режиме на год. Впрочем, скорее всего, режим этот будет продлен и, может быть, даже оставлен насовсем, особенно если Россия ответит на него зеркально. Что такой шаг действительно будет сделан, пообещал лично Владимир Путин, но пока виза для граждан КНР все еще требуется.
Полноценно проанализировать ситуацию и оценить, что дала отмена визового режима, можно будет в феврале-марте, когда появится статистика за год. Однако уже сейчас есть данные, позволяющие сделать промежуточные выводы.
Так, показатели третьего квартала зафиксировали самое высокое число поездок россиян в Китай за последние 13 лет – 383 тыс. Это почти на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем надо учитывать, что из трех отчетных месяцев только две недели были безвизовыми. Резонно предположить, что отмена виз приведет к еще большему росту количества поездок. Особенно памятуя о скором наступлении горячего периода – новогодние праздники, которые в этом году в России будут длинными (12 дней), идеально подходят для путешествия в КНР.
В самом Китае с размахом принято отмечать не начало календарного года, а Чуньцзе – Праздник весны, выпадающий в 2026-м на 17 февраля. Соответственно, в январе можно рассчитывать на отсутствие ажиотажа и сезонных наценок на гостиницы. Что касается погоды, то если на севере Китая она в это время будет мало отличаться от погоды в самой России, то на южном побережье вполне можно будет купаться и загорать. Не говоря уже о том, что культурные и экономические центры страны (Пекин, Шанхай, Чэнду, Чунцин, Ухань, Сиань) интересны для посещения в любое время года.
Отмена виз привела к росту числа самостоятельных поездок. И авиабилеты, и бронь гостиниц доступны через известные всем агрегаторы. Современные онлайн-переводчики облегчают решение бытовых вопросов тем, кто не владеет китайским языком.
К слову, рассчитывать на то, что можно будет обойтись знанием английского, не стоит: вероятность того, что официант в кафе, таксист или портье в небольшой гостинице будут знать этот язык, ничтожно мала.
Почему не надо перенимать у КНР опыт внедрения единого мессенджера
И это, безусловно, не единственная проблема, поджидающая самостоятельного путешественника в Китае. Здесь существует своя цифровая экосистема, в которую турист не сможет полноценно включиться при всем желании. Да, появилась возможность переводить деньги из российских банков в электронный кошелек Alipay и расплачиваться им, не используя наличные и банковские карты (они в Китае тоже уже почти вышли из обихода). Но если у вас нет аккаунта в соцсети WeChat, привязанного к счету в китайском банке, вы все равно будете отрезаны от значительной части доступных самим китайцам услуг.
Отказываться от привычных интернет-ресурсов после пересечения китайской границы теперь необязательно. Если находиться в КНР в роуминге (от 400 до 500 руб. в день в зависимости от оператора), оформить виртуальную eSim или купить в аэропорту одноразовую сим-карту для иностранных путешественников, то можно будет пользоваться даже забаненными в Китае соцсетями, поисковиками и мессенджерами. Но если из соображений экономии вы все же решите перейти на местную симку, будьте готовы, что без хорошего платного VPN открываться будут в основном только китайские сайты.
Впрочем, это все хорошо известные проблемы, о которых написано не раз. А вот что появилось нового после отмены виз, так это резкий рост цен на авиабилеты. В первую очередь на перелеты между главными городами двух стран (Москва, Пекин, Шанхай) лайнерами крупных авиакомпаний («Аэрофлот», Air China). Если из Владивостока или, например, Иркутска еще можно улететь за относительно небольшие деньги (15–20 тыс. руб. в одну сторону), то билет из Шанхая в Москву на начало декабря стоит от 60 тыс. руб., на новогодние праздники – 70–80 тыс. руб. И это только в одну сторону.
Таково следствие увеличившегося спроса, который явно обгоняет предложение со стороны авиакомпаний. Хочется верить, что они сделают выводы и уже вскоре появится больше как рейсов на прежних направлениях, так и новых маршрутов.
В конце концов, помимо Пекина и Шанхая, в Китае есть что посмотреть, изучить, попробовать на вкус: горы Сычуани, пустыни Ганьсу, острую кухню Хунани и древние мавзолеи Шэньси.
Автор – старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".


