22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему мы смотрим сериалы
сериалы Экспертное мнение

Почему мы смотрим сериалы

Сериалы популярны потому, что их снимают исключительно ради того, чтобы они нравились

Историю сериалов можно начать с того момента, когда новорожденное телевидение освоило популярный формат радиошоу с продолжением. Можно и раньше – с того, когда в газетах придумали публиковать новые романы по главам. И то, и другое имело одну цель – число пользователей повышается, если читателя (или зрителя) подсаживают на интерес к регулярно появляющимся героям и их приключениям.

Можно считать, что любой телесериал – маркетинговый ход. И, как всякая рекламная акция, сериал доброжелателен к клиенту, выполняя любые прихоти. Телезритель не привязан к просмотру, как в кинотеатре, а может отвлечься на еду, на разговор, не вглядываться в экран и даже отойти, а когда вернется, снова включиться в просмотр, не потеряв суть происходящего. Сериал разговаривает со зрителем внятно и просто, как с глухим дедушкой.

Сериалы принято было ругать, особенно отечественные: герои примитивные, ситуации шаблонные. Но персонажи и должны быть легко считываемы, иначе зрителю придется тратить дополнительные усилия, чтобы разобраться, кто есть кто. Правильный баланс между типичностью и новизной – редкое и ценное свойство для авторов, но если уж выбирать, то любой продюсер предпочтет узнаваемое нестандартному. Поэтому сериал не формирует взгляд на мир и не предлагает новых визуальных образов, это дело авторского кино.

Язык сериала отличается от языка кино не тем, что бюджет ниже (одна серия «Игры престолов» обходится в сумму, достаточную для производства среднебюджетного фильма). В сериале другие законы выразительности и ритмическая динамика. В отличие от кино, сериал можно не только смотреть, но и слушать, сюжет в нем не только изображается, но и проговаривается, действие менее динамично, больше крупных и средних планов. «Ты должен «гнать» сюжет, нагнетать конфликты и очень много проговаривать на словах», – объясняет режиссер Александр Митта, и это касается любого сериала.

Сериалы можно презирать, но смотреть их легко. Сериал не заставляет себя разгадывать, он весь к вашим услугам, как шведский стол в отеле «все включено». Многое, как и в отеле, зависит от уровня.

Долгое время самой популярной формой телесериала были долгие, на несколько сотен серий, «мыльные оперы», которые идут много лет подряд (к ним относится прорывная для отечественного телевидения «Санта-Барбара»). В России их производство освоили не сразу, но теперь «След» для пенсионеров или «Воронины» и «Молодежка» для более юных обеспечивают дежурный телерацион.

Мини-сериалы (или драм-сериалы), где в одном сезоне зрителю предлагают от 8 до 20 серий, появились в 1970‑е. «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя» относятся именно к такого рода продукции, раньше это называли «многосерийный телевизионный фильм», подчеркивая аристократическое происхождение.

Новый виток популярности мини-сериалов наступил с распространением на Западе в 2011–2012 годах платного кабельного и сетевого телесмотрения. В борьбе за подписчиков эти ресурсы стараются предложить истории нового типа (с расчетом на более молодую и подготовленную аудиторию, готовую платить за контент). Сначала доминировали костюмные истории типа «Рима» или «Тюдоров», потом появились неординарные герои («Во все тяжкие», «Декстер», «Родина»). Стоимость производства выросла в разы, сериалы стали более динамичны, упруги, предлагают интересную разнообразную «картинку», но все равно подчиняются законам малого экрана и большой аудитории. Главный принцип – история преобладает над образом, визуальная информация иллюстрирует сюжет, а герои, хотя и способны на неожиданные поступки, всегда узнаваемы и типичны, их свойства легко считываются с первого (ну или со второго) взгляда. Конкуренция качества привела к рождению оригинальных сюжетов, и сейчас библиотеки стриминговых сервисов располагают ассортиментом кинороманов на все вкусы.

В России новый формат появился совсем недавно, но уже сильно повысил качество сериалов: «Домашний арест», «Лучше, чем люди», «Содержанки», «Мертвое озеро» и грядущая «Эпидемия». Этим мы обязаны появлению онлайн-кинотеатров ТНТ-премьер и Start, с ними выходим на международный рынок, который сегодня начинает пользоваться теми же инструментами, что и кино. В Каннах после решения руководства фестиваля не включать в конкурс фильмы, снятые для онлайн-показа, с прошлого года с успехом существует новый фестиваль сериалов – Canneseries.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: сериалы