25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Время мозговой перезагрузки
искусственный интеллект Наука и Технологии Общество профессии Экспертное мнение

Время мозговой перезагрузки

В условиях распространения новых технологий и внедрения ИИ система образования не может оставаться прежней

Каждый день новости пестрят заголовками о новых рубежах, покоренных искусственным интеллектом (ИИ): проведение медицинской диагностики и операций, победы над человеком в интеллектуальных играх и даже отслеживание коррупционеров по базам данных и информации со спутников. Алгоритмы сегодня не только заменяют рабочих, выполняющих механическую работу на заводах, но и осваивают творческие занятия – журналистику, живопись. Многих волнует вопрос: где получить профессию, которая не исчезнет в обозримом будущем, не будет отдана на откуп ИИ?

Каким вообще должно быть образование в XXI веке?

Вспомним школу. Большинство предметов – математика, физика, химия, русский и иностранный языки, иногда даже литература и музыка – построены на воспроизведении алгоритмов: определенные типы задач имеют заданные типы решений. Поиск ответов по образцам приводит к формированию навыка. В большинстве университетов происходит аналогичный процесс. Такая система образования сложилась в эпоху индустриализации и хорошо подходила для задач, с которыми человек сталкивался на фабриках, заводах, конвейерном производстве и в офисах, где функция работника обычно сводится к воспроизведению алгоритмизированных, однотипных действий.

По мере внедрения новых технологий образование не может оставаться прежним. Всеобщая доступность информации лишила преподавателя монополии на знания. По сути, этот процесс начался еще с изобретения книгопечатания. Но по-настоящему массовым стал с появлением интернета, онлайн-курсов и образовательных платформ. Правда, пока большинство уроков, лекций и семинаров независимо от формы, в которой они подаются, содержат все то же выполнение алгоритмизированных задач. Тогда как сейчас на рынке труда востребованы специалисты, мыслящие оригинально, способные найти практическое применение новым идеям.

А значит, нужно изменить подход к самому процессу подачи информации, построив его таким образом, чтобы происходило осмысление, что стоит за формулами и алгоритмами, в чем заключается суть тех или иных понятий. Такая идея не нова – еще немецкий философ Иоганн Фихте в начале XIX века писал, что важно не преподносить готовые знания и методы науки, а сделать образовательный процесс таким, чтобы любой закон постигался студентом как его собственное открытие.

Сегодня элитные образовательные центры в разных странах уже тестируют форматы, направленные на развитие креативного мышления, построение индивидуальных траекторий обучения. В России передовые идеи реализуются в специализированных учебно-научных центрах (СУНЦ) при МГУ имени М. В. Ломоносова, Уральском федеральном университете имени Б. Н. Ельцина, Новосибирском государственном университете, академической гимназии СПбГУ, а также в частных школах – «Хорошколе», школе «Летово» и ряде других.

Но можно ли внедрить новые подходы к образованию в каждой российской школе? Думаю, здесь стоит обратиться к тем же новым технологиям, в том числе искусственному интеллекту: являясь вызовом, они одновременно могут стать решением. С их помощью можно сделать процесс обучения интуитивно понятным – например, через визуализацию теорем и аксиом в устройствах виртуальной или дополненной реальности. Или через моделирование ситуаций, которые привели ученых и мыслителей прошлого к важным открытиям.

уже есть примеры образовательного контента, созданного по такому принципу. И постепенно он появится в традиционных школах. Во всяком случае, в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики», утвержденном в 2018 году в составе национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», заложена разработка персональных траекторий развития, учебных симуляторов (тренажеров, виртуальных лабораторий) для изучения математики, информатики, технологий.

Не стоит забывать и о роли дополнительного образования: секций, кружков, клубов. Здесь должны помочь сети детских технопарков. Сегодня в 62 регионах России открыто 89 технопарков «Кванториум». Сочинский образовательный центр «Сириус» тоже активно идет в регионы и создает центры поддержки одаренных детей. Построенные по принципу индивидуального подхода, на синтезе различных областей знания и творчества, программы таких центров формируют у учеников нейронные связи, способствующие латеральному мышлению, готовому к поиску нестандартных решений в постоянно меняющихся условиях, – ключевому навыку ближайшего будущего.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».