"Бордерлендс": почему эта экранизация игры не так плоха, как о ней говорят
В России на день раньше, чем в США, появился основанный на популярной серии игр фантастический боевик Элая Рота «Бордерлендс». Если в 2012 году на сцену первого зала «Октября» во время премьеры «Мстителей» вышел весь каст картины, начиная со Скарлетт Йоханссон и заканчивая Робертом Дауни-младшим, то сейчас, во время премьеры «Бордерлендс», зрители в том же зале вынуждены были довольствоваться безымянными косплеерами в костюмах персонажей на сцене. Главными звездами показа стали актеры озвучки Татьяна Шитова (голос многих голливудских звезд и «Алисы», отвечает в фильме за героиню Кейт Бланшетт) и известный по «Дэдпулу» и множеству других работ Петр Гланц (изображает робота Железяку, который в оригинале разговаривает голосом Джека Блэка).
«Бордерлендс», единственная высокобюджетная голливудская картина второй половины лета, появившаяся официально на наших экранах, получила рекордно низкие оценки зарубежных критиков. На агрегаторе рецензий RottenTomatoes первое время у нее был рейтинг 0% свежести из 100 – то есть фильм не удостоился ни одного положительного отзыва. Потом оценки достигли «аж» 6% и едва ли поднимутся значительно выше.
Да, фильм Элая Рота, безусловно, далек от звания щедевра, но и настолько плохие отзывы критиков объяснить сложно. В качестве развлечения, намеренно дурацкого и ни на что не претендующего, «Бордерлендс» совсем не так плох. Персонажи – запоминающиеся, экшен – бодрый, вселенная фильма, пусть и похожа сразу на многие другие («Звездные войны», «Безумный Макс» etc.), обладает обаянием, а отсутсвие пафоса подкупает.
Хронометраж в час сорок мешает полноценно рассказать о мифологии вселенной «Бордерлендс» и о некоторых из персонажей, но зато фильм не перегружен, а оттого не утомляет.
Туалетные шутки, конечно, нельзя назвать очень смешными, но фанатов того же «Дэдпула» подобный юмор почему-то не смущает. Кстати, режиссер первого «Дэдпула» Тим Миллер руководил досъемками «Бордерлендс», и отчасти это заметно. Но создатели «Бордерлендс» решили не давать картине взрослый рейтинг «R», поэтому свободы у них было гораздо меньше. Игра-первоисточник, меж тем, славится высоким уровнем насилия и крепким словцом.
Кейт Бланшетт, в конце концов, прекрасна в любом жанре, как и Джейми Ли Кёртис (некоторые фанаты игр при этом недовольны тем, что персонажи в фильме значительно старше, чем в игре). Безусловной звездой «Бордерлендс» стала и юная Ариана Гринблатт, которую должны были запомнить еще год назад поклонники «Барби» Греты Гервиг. В «Бордерлендс» она попала еще до «Барби», и образ в картине Элая Рота у нее значительно ярче.
Девочку-подростка Крошку Тину с кроличьими ушами на голове и взрывными устройствами, спрятанными в мягких игрушках, забыть сложно. А ее отношения с героиней Кейт Бланшетт становятся самым трогательным элементом картины, пусть и не докрученным до уровня душещипательности некоторых сюжетных арок, например, «Стражей Галактики», с которыми «Бордерлендс» сравнивали еще до премьеры.
Собственно, «Бордерлендс», как и марвеловская франшиза Джеймса Ганна, – это, конечно, история аутсайдеров, которые по воле судьбы образуют не просто команду, а, по большому счету, семью. За последние лет десять этот троп так часто использовали как в авторском кино, так и в массовом, что он уже успел набить оскомину. К тому же воплощение этого сюжета в «Бордерлендс» все-таки отнюдь не идеально: отношениям между героями можно было уделить больше внимания. В результате от фильма остается ощущение пустоватости – но ведь и такие развлекательные проекты иногда хочется посмотреть, чтобы разгрузить голову.
Кейт Бланшетт изображает в фильме знаменитую наемницу Лилит, которой могущественный бандит, руководитель корпорации «Атлас» (Эдгар Рамирес) предлагает крупную сумму за то, чтобы она отправилась на родную для нее планету Пандору. Туда увезли его дочь – ее необходимо спасти и вернуть. Лилит соглашается с неохотой: Пандора – планета-трущоба, кишащая опасными годзиллобразными тварями и головорезами, которые пытаются отыскать вход в так называемое Хранилище. Там, по легендам, хранятся некие технологии, оставшиеся от древней цивилизации.
Вскоре Лилит встретит девочку, но окажется, что та совсем не стремится вернуться к отцу. Помимо них, в действии будут заняты бывший военный Роланд (Кевин Харт), неубиваемый робот Железяка, трогательный громила Криг (Флориан Мунтяну) и ученая Таннис (Джейми Ли Кёртис). Основные персонажи картины были представлены в разных частях игры «Бордерлендс», которая в этом году отмечает 15-летие.
Самое приятное, что есть в «Бордерлендс», – это легкая сумасшедшинка и, в хорошем смысле, вайб фильмов категории «Б». Элай Рот, в конце концов, известен в первую очередь как автор «Хостела» и человек, который как режиссер и актер сотрудничал с другим любителем «низких» жанров Квентином Тарантино. Рот, например, срежиссировал один из короткометражных фильмов-трейлеров для проекта Тарантино и Родригеса «Грайндхаус». Опять же, если бы Роту разрешили сделать из «Бордерлендс» ленту с другим возрастным рейтингом, правильного безумия в ней было бы, очевидно, больше. Но панковский дух в картине так или иначе ощущается.
В связи с «Бордерлендс» хочется вспомнить и еще один проект вышедшего также из «трэш»-кино Джеймса Ганна, помимо «Стражей Галактики». Это вторая, совершенно восхитительная в своей творческой свободе часть «Отряда самоубийц». Такой свободы в «Бордерлендс», конечно, нет – как нет, например, и острого политического высказывания, которое Ганн умудрился заложить в «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Но каждому фильму – свое.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".