Джига для джигита: "Макбет" Андрея Кончаловского в Театре Моссовета
«Макбет» Андрея Кончаловского в Театре Моссовета
©Елена ЛапинаМакбет и Банко гордо красуются в папахах и черкесках, кавказские воины сражаются на мечах и копьях под музыку Pink Floyd – такого вы еще не видели. Может быть, кому-то и доводилось наблюдать что-то подобное во сне, но на сей раз все это происходит наяву в новом спектакле Театра Моссовета «Макбет» в постановке Андрея Кончаловского.
«Макбет» – вторая часть задуманной Кончаловским шекспировской трилогии, призванной показать главные грани творчества великого драматурга: комедию, трагедию и фантазию. Три года назад режиссер представил «Укрощение строптивой», через некоторое время трилогию завершит «Буря».
Кто только не ставил «Макбета» и куда только режиссеров не заносило в стремлении свежо подать классический текст – от самурайской Японии XVI века до СССР эпохи Сталина. Не говоря уже о том, что кровавые события шотландской истории XI века очень хорошо пересказываются языком современных бандитских разборок. Но Кончаловский предложил нечто иное, и едва ли кто способен равнодушно пройти мимо черно-белой афиши его нового спектакля, с которой на зрителя грозно взирает мужчина в кавказской овечьей папахе.
Окно невозможностей: премьера в Театре Моссовета – "Женитьба" Гоголя
Скажем сразу: далеко идущих выводов из перемещения событий шекспировской пьесы в реалии некоего абстрактного несовременного Кавказа (воины щеголяют газырями на черкесках, но огнестрельное оружие им как будто еще неведомо, рубятся по старинке на мечах) сделать не получится. Кавказ у Кончаловского выполняет одновременно несколько задач, но все они остаются в рамках театрального искусства. Кавказ – это и крючок, чтобы зацепить российского зрителя, и повод для эффектной сценографии.
Когда на сцене появляются актеры в бурках и папахах, их вид уже сам по себе создает особенное напряжение. Как и в случае с открывающей спектакль и время от времени возобновляющейся в нем темой из песни Shine On You Crazy Diamond группы Pink Floyd (ее играет живой ансамбль на балконе), можно сказать: не знаю, как это пришло в голову режиссеру, но это работает.
Главных героев играют Евгений Ткачук (неплохая параллель с ролью Ленина, которого он недавно сыграл в «Хрониках русской революции») и Юлия Высоцкая. Кончаловский сжал шекспировскую пьесу до полутора часов с небольшим, но даже за это время впечатлительный зритель может дойти до измождения, проживая вместе с Макбетом его страшную катастрофу.
Фальшивый гуру и его разоблачение: современное прочтение "Тартюфа" в Театре Моссовета
Режиссер фокусирует внимание на душевных муках Макбета, все остальные события и конфликты – лишь их обрамление. Передавая воспаленное, горящее во внутреннем аду сознание своего персонажа, Евгений Ткачук очень напоминает классических героев Клауса Кински – то Агирре, то Войцека из фильмов Вернера Херцога.
То, что «Макбет» – пьеса о пагубном и обреченном на крах стремлении к власти, давно стало прописной истиной. Но в спектакле Кончаловского тема власти хоть и обозначена, но как-то вскользь. Скорее, она повод поговорить о другом, например о различии в природе мужчины и женщины, которое часто высвечивается именно в подобных из ряда вон выходящих событиях.
Леди Макбет толкает супруга на убийство короля. Тот долго сомневается, раскачивается, но когда все-таки решается, разверзается не предусмотренный в планах жены ад. А все потому, что архетипическая женщина гибче, адаптивнее, мужчина же прямолинеен и, начав движение, идет до конца.
Леди Макбет готова спокойно пользоваться плодами заговора, а сам Макбет – уже нет. Жажда власти и совесть больно ударяются в его душе друг о друга, высекая искры, от которых разгорается пожар, погасить который может только смерть.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".


