22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Фестиваль "Докер": обезьянки в Сибири и голоса в воде
кинофестиваль кинофильмы Культура

Фестиваль "Докер": обезьянки в Сибири и голоса в воде

Что смотреть на фестивале документального кино "Докер"

В Москве в девятый раз открывается международный фестиваль авторского документального кино «Докер», на котором будут представлены 40 фильмов из 20 стран – большинство покажут в России впервые. При этом многие из картин – участники и призеры важнейших мировых документальных (и не только) смотров 2022–2023 года, начиная от Visions du réel в Нионе и заканчивая Hot Docs в Торонто, CPH:DOX в Копенгагене и Роттердамским фестивалем. Показы будут сопровождать дискуссии с авторами фильмов, психологами и журналистами.

зрители в кинотеатре

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Программа «Докера» состоит из четырех секций: основные конкурсы полного и короткого метра, секция о ментальном здоровье «Док Терапия» и «Док Станция», посвященная отечественному кино.

Для открытия выбрали драму «Святая дилемма», повествующую о двойной жизни католического священника. Рассказываем подробнее о некоторых заметных премьерах фестиваля, доказывающего, что документальное кино зачастую бывает любопытнее и неожиданнее игрового.

«Тонкий мир», режиссер Александра Пустыннова

Кадр из фильма Тонкий мир

Кадр из фильма "Тонкий мир"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Главная героиня фильма Александры Пустынновой Маша ведет, на первый взгляд, обычную жизнь: у нее есть муж (у которого, кажется, две функции: отсутствовать или оскорблять жену) и сын, не желающий делать уроки. Близкие не догадываются о том, что в определенных кругах Марию считают гуру. «Муж не знает ничего о моих интересах, о книгах, которые я читаю, о моих друзьях, о мирах, в которых я бываю» – сообщает она невидимой собеседнице за камерой.

Маша видит в сделанных ею фотографиях образы иного мира: например, снимок того, как небо отражается в воде, похож, по ее мнению, на изображение Иоанна Крестителя. А главное, она владеет техникой «феномена электронного голоса»: записывая звуки воды из-под крана, она различает потом в них человеческую речь. Уже какое-то время Маша общается таким образом с мужским голосом, родственной душой.

Однажды, услышав песню группы «Курара» со словами «Смерти нет, есть только ветер», Маша понимает, что в «тонком мире» она все это время разговаривала с солистом группы Олегом Ягодиным (по совместительству киноактером и ведущим артистом екатеринбургского «Коляда-театра»). Когда «Курара» приезжает с концертом в Москву, Маша приходит туда, чтобы поговорить с Олегом. Она верит, что он ее поймет, осознает, что некоторые написанные им песни на самом деле имеют к Маше непосредственное отношение.

Начинаясь почти как сатирический очерк о людях с весьма специфическим и далеким от науки хобби, «Тонкий мир» в итоге оборачивается универсальной историей об одинокой несчастной женщине, ищущей любви и душевного родства. Хотя бы в иных, романтических, мирах, если в мире реальном истинную близость отыскать невозможно.

«Сцена за сценой», режиссер Артур Соколов

Кадр из фильма Сцена за сценой

Кадр из фильма "Сцена за сценой"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Семейная пара Евгения и Натальи гастролирует по снежной Сибири с животными. Если вы представили себе большой цирк с дикими зверями, с которыми еще неизвестно как обращаются, то, к счастью, в данном случае всё совсем не так. Герои выступают в деревенских ДК с тремя пуделями, двумя обезьянками, ежиком и Крысотуличками, то есть крысами. Функции последних не вполне, правда, понятны.

Впрочем, режиссер Артур Соколов не фокусируется на самих представлениях – их в кадре почти нет. Зато подробно показаны трогательные семейные взаимоотношения между людьми и животными в их бытовой реальности. Спать Наталья укладывается сразу и с пуделями, которым непременно сначала нужно устроить дружескую ночную потасовку, и с обезьянами, одна из которых трогательно вычесывает волосы хозяйке перед сном.

Вообще, картина получилась по-хорошему доброй – ведь ее герои искренне любят не только своих подопечных зверей, но и юных зрителей, испытывающих от представлений самые искренние эмоции. А еще печальной: одна из обезьянок уже совсем старая, и это заметно.

Но вопрос о том, насколько в принципе уместно использовать животных, даже окруженных заботой, для цирковых представлений, тем не менее остается открытым.

«Судьба», режиссер Ясер Талеби

Кадр из фильма Судьба

Кадр из фильма "Судьба"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Восемнадцатилетняя иранка Сахар, живущая в сельской местности, заканчивает школу и собирается поступать в университет, но ее отец-инвалид против. Кто же будет ухаживать за ним, не обременять ведь других родственников? Да и опасно все это, с точки зрения родителя: как он может отпустить ребенка? Близкие еще и выступают против того, чтобы Сахар продолжала заниматься волейболом – несмотря на ее спортивные успехи.

Девушка и сама не понимает, сможет ли учиться, несмотря на сильное желание. Отец мог бы снова жениться, и тогда заботы о нем легли бы на новую жену, но Сахар из чувства справедливости и женской солидарности не готова обременять никакую женщину необходимостью ухаживать за отцом. Она уверена, что именно из-за его дурного характера и немощности и умерла от болезни ее мать, чей голос она слушает на записи и плачет.

Но, несмотря на все сложности и драмы, девушка не теряет жизнелюбия: проводит время с подругами, делает макияж и фотографируется для своих соцсетей.

«Судьба», как и почти любое хорошее иранское кино, рисует портрет патриархального общества, ограничивающего женщин в правах. Но, в отличие от многих других подобных картин, «Судьба» несет в себе надежду, что люди любящие способны договариваться и приходить к компромиссу. А еще фильм имеет некоторое сходство с недавним оскаровским победителем «CODA: Ребенок глухих родителей», где дочь также не могла оставить родителей и начать самостоятельную жизнь из-за их ограниченных возможностей.

«Дозор», режиссер Грегорис Рентис

Кадр из фильма Дозор

Кадр из фильма "Дозор"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Еще недавно сомалийские пираты приводили в ужас команды кораблей. Чтобы обезопасить моряков, рядом с побережьем Сомали сейчас курсирует судно береговой охраны. Героями фильма «Дозор» стали трое мужчин разных возрастов. Один только готовится к службе, проходит учения и коротает время в ночных клубах Шри-Ланки перед отправлением на Сомали. Второй находится непосредственно на корабле, где об опасности только говорят: пиратов давно не видели, да и не было еще ни одного случая нападения на вооруженный корабль охраны. Третий много лет работал в этой сфере и теперь хочет перейти на офисную службу, а пока тренирует новобранцев.

Постановщик Грегорис Рентис сочетает в «Дозоре» разные типы съемки: от поэтичных кадров ночной жизни Шри-Ланки до сделанных в духе шутеров кадров от первого лица с судна береговой охраны, где инсценируют нападение разбойников. Настроение фильма тоже меняется: то оно меланхоличное, то саркастичное.

Парадокс, который изучают авторы, заключается в том, что герои не страшатся опасности, а, наоборот, ее жаждут: с реальными пиратами под боком им жилось бы как-то веселее и осмысленнее. Таковы военные люди.

«Ева», режиссер Ольга Смирнова

Кадр из фильма Ева

Кадр из фильма "Ева"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Только что на еще одном фестивале документального кино Beat Film Festival состоялась премьера фильма «Артем и Ева» Евгения Милых о звезде фильмов для взрослых Еве Эльфи и ее партнере на экране и в жизни. «Ева» Ольги Смирновой рассказывает о тезке Эльфи (Ева в обоих случаях, впрочем, псевдоним) Еве Бергер.

Ее жизненная траектория еще более неожиданная: перед тем как поменять профессию, она работала школьной учительницей в провинции. Однажды ей надоело терпеть невоспитанность учеников, выслушивать замечания руководства о внешнем виде (героиня всего лишь пришла на работу в кедах) и зарабатывать при этом копейки, вкалывая с семи утра до десяти вечера.

За первую фотосессию в стиле ню Еве заплатили столько же, сколько она обычно зарабатывала за месяц. А главное, героине понравилось новое занятие – так что она решила совместить приятное с полезным. В конце концов, Бродского у нее никто в любом случае не отнимет.

Если в «Артеме и Еве» зрители глазами режиссера наблюдают за отношениями пары главных героев со стороны, и они часто явно забывают о том, что их снимают, то в «Еве» героиня нередко обращается прямо в камеру, беседует с нами. И оттого иногда явно лукавит, недоговаривает, а иногда болезненно искренна. Несмотря на плюсы ее положения, становятся очевидны и минусы: одиночество, зависимости, необходимость не обращать внимания на те страдания, которые порой испытывает тело. Ева шутит, что она на дне, так что ей остается только идти вперед.

«Водяная мельница в Бади», режиссер Хабу

Кадр из фильма Водяная мельница в Бади

Кадр из фильма "Водяная мельница в Бади"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Эта картина посвящена жительнице китайской деревни по имени Ламу и ее 96-летней матери. Они занимаются фермерством и тоскуют по детям и внукам, уехавшим в город. Мать убеждает Ламу, что ей нужно отреставрировать старую водяную мельницу, потому что мука, полученная с ее помощью, очень полезна для детей. Соседка предлагает более логичный способ стать ближе к родным: купить вместо старого кнопочного телефона смартфон и общаться по видеосвязи. Ламу решает сделать и то и другое.

«Водяная мельница в Бади» показывает мир удивительно красивый. Во-первых, это неописуемая красота местных пейзажей с высокими заснеженными горами, древними башнями, простором, полями цветов. Во-вторых, красота людей: все женщины облачены в традиционные местные одежды с яркими головными уборами, даже когда пасут коров или собирают репу.

Красота людей, конечно, здесь не только физическая, но и духовная: все друг другу помогают и щедро благодарят за помощь. Ну а общаться с близкими и правда можно с помощью смартфона.

«Лишь мамина улыбка», режиссер Сириэль Рэнгу

Кадр из фильма Лишь мамина улыбка

Кадр из фильма "Лишь мамина улыбка"

Пресс-служба фестиваля "Докер"

Героиня этой картины, чернокожая жительница Лиссабона, разговаривает со своей давно умершей матерью. Ее присутствие ощущается в шелесте ветра, журчании волн, стрекоте кузнечиков – «Лишь мамина улыбка» создает пантеистическое ощущение мира, одухотворяет природу. Сама земля, иссушенная, покрытая трещинами, будто морщинами, словно несет в себе материнское начало. Но, несмотря на поэтичность фильма, он говорит еще и о мирских печальных проблемах. О бедности в Португалии, с которой сталкиваются чернокожие жители из-за политики государства.

Второй важной героиней становится конгрессмен Жоасин Морейра, которая сначала выступает со страстной речью на ТВ, а потом вдруг появляется рядом с главной героиней, работающей на кухне в детском саду. Морейра берет ее за руку, и это не выглядит пиар-жестом: две женщины действительно друг другу сочувствуют. Кстати, именно Морейра потрясающе поет посвященную матерям песню, которая звучит в фильме.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".