И Женя снова встретил Надю
На минувшей неделе вся Россия обсуждала шокирующее известие: «Иронию судьбы, или С легким паром!» в этом году покажет не Первый канал, а «Россия‑1». По сути, ничего, кроме кнопки, не изменилось. Однако событие потрясло соцсети и СМИ, свою оценку переносу «Иронии» дали все, кто мог: от актеров и критиков до Владимира Жириновского. «Деловой еженедельник "Профиль"» разбирался, какие фильмы любят смотреть на Новый год и Рождество в мире.
Никуда без ангелов
Столь сильными новогодними кинотрадициями, как в России, похвастаться не может, наверное, ни одна страна мира. Однако привычка смотреть на Рождество одни и те же картины далеко не уникальна.
Лидером по производству рождественских фильмов (как, впрочем, и любых других) являются США, где к зимним праздникам традиционно выпускается сразу несколько кинокартин и мультфильмов, кроме того, некоторые неизвестные российскому зрителю фильмы типа «Отпуска в наручниках», «Рождественского коттеджа» делаются специально для телевидения и DVD.
Визитная карточка американского Рождества и самый знаменитый американский рождественский фильм еще старше, чем наша «Ирония». Фильм «Эта удивительная жизнь» Фрэнка Капры был снят в 1946 году, лента не имела блестящей прокатной судьбы и при бюджете $3,18 млн едва окупилась, собрав в кинотеатрах $3,3 млн. Однако история несчастного Джорджа Бейли, решившего покончить с собой накануне праздника, стала настоящей классикой рождественского кино и ежегодно показывается не только по американскому, но и по европейскому телевидению.
Фильм несколько раз был адаптирован для радио, а также театральной сцены. В 1977‑м специально для ТВ был снят ремейк картины под названием «Это случилось однажды в Рождество», в котором свести счеты с жизнью решает не мужчина, а женщина. Фильм получил неоднозначные отзывы критиков, режиссер оригинальной ленты Капра назвал его «плагиатом», однако был достаточно тепло встречен зрителем. Отчасти это объясняется перерывом в показе фильма Капры: из-за неразберихи с авторскими правами картина несколько лет не транслировалась по ТВ. «Это случилось однажды в Рождество» показывали по телевизору три года подряд, однако затем «Эту удивительную жизнь» вернули на телеэкраны, а ремейк канул в Лету. В 1991 году специально для телевидения был снят еще один ремейк – «Кларенс», его забыли еще быстрее.
В «Этой удивительной жизни» сложно не заметить параллели с сюжетом повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь», послужившей основой для нескольких десятков экранизаций. В обеих историях герой с помощью сверхъестественных существ пересматривает свою жизнь, задается вопросом: «что было бы, если бы меня не существовало?» и, пройдя через этот опыт, получает новый взгляд на бытие, свою судьбу и место в этом мире.
«Рождественскую песнь» – самое экранизируемое произведение Диккенса – впервые адаптировали для кино еще на заре кинематографа, в 1901 году, в Великобритании. С тех пор вечный сюжет так или иначе обыгрывается в основном в американском кино и особенно в анимации. В честь героя Диккенса, например, назван знаменитый диснеевский Скрудж Макдак, сюжет «Песни» стал основой для серий мультфильмов «Настоящие охотники за привидениями» и «101 далматинец», а также «Рождественской истории Микки», «Рождественской сказки Маппетов», «Все собаки празднуют Рождество», «Рождественской истории» Роберта Земекиса, отсылки к Диккенсу есть даже в одной из серий нашего мультика «Маша и медведь».
Перечислять снятые для рождественских каникул американские фильмы можно бесконечно, Голливуд, в отличие от Эбенезера Скруджа, не скупится и ежегодно тратит миллионы долларов на производство лент вроде «Потерянного Рождества», «Фред Клаус, брат Санты», «Пережить Рождество» и др. Рождественские фильмы разных лет в период праздников идут по всем развлекательным каналам, есть специализированный канал, по которому крутят только старые картины, ставшие классикой: «Чудо на 34‑й улице», «Магазинчик за углом», «Жена священника». «Квартира» и т. д. HBO покажет новые фильмы, снятые к этому Рождеству, Netflix транслирует подборки американских комедий по теме, а также европейские фильмы, по TBS будут идти рождественские выпуски сериалов.
Не совсем один дома
Несмотря на огромное количество новых картин, самым кассовым рождественским фильмом всех времен и народов (с учетом инфляции) еще с 1990 года остается «Один дома». Фильм из года в год показывают в праздники не только в США, Европе и России, но также в азиатских странах.
В целом американский кинематограф является основным поставщиком новогодних фильмов для остальной части планеты. В странах Европы в праздники телеканалы традиционно гоняют американские картины, причем не обязательно связанные с темой Рождества, начиная с той же «Этой удивительной жизни» и «Крепкого орешка» и заканчивая «Властелином колец» и «Звездными войнами».
В Британии главным фильмом Рождества считается слез-ливо‑приторная «Реальная любовь», также непременно показывают фильмы про национального героя Джеймса Бонда и национального волшебника Гарри Поттера, а производители сериалов радуют поклонников специальными рождественскими сериями от «Шерлока» до «Черного зеркала».
Одна из немногих стран, имеющая свое подобие нашей «Иронии судьбы», – Германия. Таким обязательным новогодним (а не рождественским) фильмом у немцев является короткометражка «Ужин на одного» (1963 год). Это довольно грустная история о том, как одинокая мисс Софи празднует свой юбилей в компании всего лишь своего старого дворецкого, который изображает якобы присутствующих на ужине друзей хозяйки, последний из которых умер 25 лет назад. Картина была включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая повторяемая телепередача, традиционно в новогоднюю программу ее включают сразу несколько телеканалов. Ленту также транслируют в Австрии, Швейцарии, Дании и Норвегии.
18‑минутный фильм был снят немецким телеканалом NDR по английскому комедийному скетчу. Картину всегда показывают в оригинале – на английском языке, без перевода или субтитров.
Столь же обязательным к показу на немецком ТВ в зимние праздники остается фильм 1955 года «Сисси» австрийского режиссера Эрнста Маришки. Картина о Елизавете Баварской с Роми Шнайдер в главной роли имеет два продолжения, «Сисси – молодая императрица» и «Сисси. Трудные годы императрицы», и занимает в праздничном эфире место наших «Гардемаринов» и «Мушкетеров».
В Италии обычно смотрят состоящий из пяти частей телесериал «Фантагиро» («Пещера золотой розы» в русском прокате) по мотивам итальянской народной сказки «Красавица Фанта-Гиро», легенды о Тосканской принцессе, а также детский фильм «Рождество, которого почти не случилось».
В Финляндии на рождественские каникулы показывают такие отечественные картины, как «Санта-Клаус и магический барабан» (1996 год), «Рождественская история» (2007 год) и «Санта на продажу» (2010 год).
В странах бывшего соцлагеря до развала СССР новогодним фильмом была наша «Ирония судьбы», после 1989 года эта традиция была утрачена. В Болгарии, например, на Рождество теперь демонстрируют все те же хиты, вроде «Один дома», а также американские фильмы на библейскую тему: телевизионный Mary, Mother of Jesus (1999 год) – «Иисус» в российском прокате; The Nativity Story (2006 год) – «Божественное рождение», Son of God (2014 год) – «Сын божий» (последний любопытен тем, что из него вырезали похожего на Барака Обаму сатану) и им подобные.
Новый год по-взрослому
Новый год и Рождество всегда и везде считаются семейными праздниками, в основном в категорию рождественских фильмов входят те, что можно посмотреть всей семьей. Однако бывают и исключения.
Во Франции, например, культовой рождественской лентой считается фильм Le pere Noёl est une ordure (1982 год) – «Дед Мороз – Полный отстой» или «Новый год по-французски» в российском прокате. Фильм со свое-образным юмором о сочельнике в конторе «Телефона доверия» явно не предназначен для семейного просмотра. Не подойдет для сеанса с детьми и другой французский новогодний фильм, «С новым годом!» (La Bonne Annе´e) знаменитого режиссера Клода Лелуша – истории о любви вора и хозяйки магазина антикварной мебели, смене гендерных ролей, измене и прощении.
Презрели традиции новогодних картин и авторы американского «Плохого Санты», которого показывают в праздники и по российскому телевидению. История о похотливом взломщике-неудачнике и алкоголике, для прикрытия устраивающемся на работу Санта-Клаусом, для семейного просмотра не предназначена.
Совсем не детский мультик о трех бомжах (игроке, подростке и трансвестите), нашедших на мусорной свалке младенца, Tokyo Godfathers («Однажды в Токио» в нашем прокате), показывают к католическому Рождеству в Японии.
Рождество напрокат
Рождественские и новогодние каникулы – один из самых прибыльных сезонов для кинопрокатчиков. Как правило, к праздникам в прокат выходят несколько американских и британских христианских телефильмов, несколько тематических комедий производства США, а также детских фильмов и популярных франшиз вроде «Звездных войн». Стартовавшая в мировом прокате 14 декабря 8‑я часть «Звездные войны: Последние джедаи» уже собрала в кинотеатрах $494 млн.
С 1983 по 2011 год в Италии к рождественским праздникам ежегодно выходили в прокат так называемые Cinepanettoni – «комедийные фильмы, выпущенные на Рождество». Объединенные общими героями и авторами, ленты не всегда были связаны с рождественской тематикой и рассказывали о приключениях обыкновенных итальянцев по всему миру – «Рождество в Египте», «Рождество в Индии», «Рождество в Майами», «Рождество в Нью-Йорке» и так далее.
Несмотря на коммерческий успех, Cinepanettoni критиковали за пошловатый и грубый юмор, как и наши бесконечные «Елки».
В прошлом году помимо них к Новому году в России вышли отечественные «Ура! Каникулы!», собравшие в прокате всего $35 тысяч, такие же провальные «Загадай желание», «Волшебная мелодия», «Страна чудес» и неожиданно неплохая сказка с Федором Бондарчуком в главной роли «Дед Мороз. Битва Магов».
Помимо «Елок новых» режиссера Жоры Крыжовникова в этом году в прокат выйдут или уже вышли такие новогодние фильмы, как «Девушка с косой» и «Новогодний переполох». Советскую новогоднюю классику, «Джентльменов удачи», «Кавказскую пленницу» и прочий золотой фонд, в этом году решено пощадить и не переснимать.
Настоящим подарком к Новому году стал для зрителей первый советский новогодний фильм «Карнавальная ночь». Картина, с которой Эльдар Рязанов дебютировал на большом экране, стала лидером проката 1956 года, ее посмотрели почти 50 млн человек. Песни из «Карнавальной ночи» распевала вся страна, Людмила Гурченко, как говорится, проснулась знаменитой, была даже выпущена елочная игрушка в виде часов, стрелки которых показывали без пяти минут полночь.
К сожалению, громких премьер вроде «Карнавальной ночи», или впервые показанной по ЦТ СССР 1 января 1976 года «Иронии судьбы, или С легким паром!» того же Эльдара Рязанова, или порадовавшего советского телезрителя 1 января 1980 года фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» не ожидается.
Феномен успеха новогоднего фильма, как и вообще многолетней любви зрителя к той или иной картине, не разгадан до сих пор. Возможно, он заключается в том, что под Новый год так хочется верить, что добро победит зло, а настоящая любовь расставит все по своим местам. Остается надеяться, что в современном циничном мире мы вдруг увидим искренний фильм о новогоднем чуде.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".