Лучшие фильмы "Сандэнса-2022": ужасы, вулканы, танцы и абьюз
Завершился проходивший онлайн американский фестиваль независимого кино «Сандэнс». Многие фильмы, в свое время отобранные в его программу, обретали большой зрительский и критический успех, попадали в номинации «Оскара». О некоторых интересных премьерах «Сандэнса» мы уже рассказали, в этом тексте – еще несколько важных картин.
- Nanny («Няня»), режиссер Никиату Джусу
- Palm Trees and Power Lines («Пальмы и линии электропередач»), режиссер Джеми Дэк
- Calendar Girls («Девушки с календаря»), режиссеры Мария Лухювуд, Луве Мартинсен
- Fire of Love («Огонь любви»), режиссер Сара Доса
- When You Finish Saving the World («Когда ты закончишь спасать мир»), режиссер Джесси Айзенберг
- Sharp Stick («Острая палка»), режиссер Лена Данэм
- Master («Мастер»), режиссер Мариама Диалло / Alice («Алис»), режиссер Кристин Вер Линден
- Something in the Dirt («Что-то в грязи»), режиссеры Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
- Resurrection («Воскрешение»), режиссер Эндрю Симанс
- Honk for Jesus. Save Your Soul («Посигнальте во славу Иисуса. Спасите свою душу»), режиссер Адамма Эбо
Nanny («Няня»), режиссер Никиату Джусу
В американском конкурсе игрового кино, то есть, по сути, главном конкурсе «Сандэнса», победила драма с фантастическими элементами «Няня». В ней двое обеспеченных американцев (Мишель Монахэн и Морган Спектор), у которых почти нет времени заниматься маленькой дочкой, нанимают няней сенегальскую иммигрантку Аишу (Анна Диоп). На родине она работала школьной учительницей, но платили за это, конечно, мало. Теперь главная цель Аиши – перевезти в США своего семилетнего сына, но работодательница постоянно якобы забывает заплатить за ночные смены, а ее муж, фотограф-репортажник, хотя на первый взгляд очень мил и обещает поговорить с женой, этого не делает. Аишу начинают мучить ночные кошмары и галлюцинации – в том числе с участием русалки из африканского фольклора.
«Няня» дебютантки Никиату Джусу – не только сильное социальное высказывание и портрет харизматичной героини, но и завораживающее тревожное зрелище с неоновыми огнями, пестрыми этно-нарядами и фолк-ужасами.
Palm Trees and Power Lines («Пальмы и линии электропередач»), режиссер Джеми Дэк
Бьющая под дых драма еще одной дебютантки, Джеми Дэк, обрела премию за лучшую режиссуру в секции американского игрового кино. Семнадцатилетняя Лиа (Лили МакИнерни в некоторых ракурсах очень напоминает фигуристку Евгению Медведеву) мается во время летних каникул в провинциальном городке, где из развлечений – поход в дешевую закусочную да тусовки с легкомысленными друзьями. Мать девушки вспоминает о своей дочери, только когда ее бросает очередной бойфренд. Лиа не знает, чем хочет заниматься в будущем: может, петь? Однажды героиню спасает в неприятной ситуации незнакомый мужчина вдвое старше нее. Обольстительный Том (Джонатан Такер) начинает проявлять к Лие внимание, несмотря на ее возраст, и вскоре втягивает ее в роман, который не может закончиться ничем хорошим.
Постановщица Джеми Дэк, пользуясь минималистичными средствами, весьма убедительно демонстрирует, как именно функционирует обыкновенное зло, как с помощью искусных манипуляций можно повлиять на психику юной девушки, как насилие может притворяться любовью и как сложно распознать неладное и поверить в него. Финал фильма – душераздирающий, но закономерный. Одна из задач авторов картины, несомненно, заключается в том, чтобы в реальности таких финалов становилось меньше.
Calendar Girls («Девушки с календаря»), режиссеры Мария Лухювуд, Луве Мартинсен
Авторы «Девушек с календаря» нашли героинь своего будущего фильма не в родной Швеции, а в жаркой Флориде. Там базируется своеобразная танцевальная труппа, состоящая из женщин за шестьдесят, которые круглый год репетируют номера и выступают на мероприятиях в экстравагантных головных уборах и ярких платьях, а заработанные средства отдают на благотворительность. Среди них почти нет профессиональных танцовщиц, но это совершенно не мешает участницам испытывать радость как от самореализации, так и от ощущения сестринства.
"Сандэнс-2022": путешествие в доме на колесах и страшный мир дейтинга
«Девушки с календаря» выводят на первый план тех, кого зачастую в реальности списывают со счетов как самостоятельных личностей, воспринимают лишь как воплощение социальных ролей: матери, бабушки, жены. Но героини «Девушек с календаря» – живые, красивые, интересные – доказывают, что жить на полную катушку можно в любом возрасте. В документальное повествование интересным образом вплетаются постановочные номера-клипы.
И в то же время в фильме нет идеализации старости: у кого-то начинаются проблемы со здоровьем и танцевать становится невозможно, кто-то думает о дряхлости и о том, как не доставить родным хлопот. Именно эти мысли и заставляют некоторых героинь, вероятно, впервые в жизни выбрать себя: когда большая часть жизни позади, поступать по-другому как минимум было бы досадно.
Fire of Love («Огонь любви»), режиссер Сара Доса
Еще один отличный документальный фильм – а визуально так и вовсе сногсшибательный. Такого вы явно никогда не видели: картина смонтирована в первую очередь из огромного количества реальных кадров извергающихся по всему свету вулканов, снятых вблизи французскими вулканологами Катей и Морисом Краффтами. Катя и Морис сошлись на почве любви к стихии, были одержимы ей и только ей. Их знания могли бы спасти тысячи жизней, но далеко не сразу к их опыту и предложениям стали прислушиваться. Погибли Катя и Морис в 1991 году тоже на вулкане – по-другому быть и не могло.
Права на фильм во время фестиваля приобрела компания National Geographic Documentary Films – ей уступили, например, такие гиганты, как Netflix, Amazon, Paramount и Sony Pictures.
When You Finish Saving the World («Когда ты закончишь спасать мир»), режиссер Джесси Айзенберг
Актер Джесси Айзенберг дебютировал на «Сандэнсе» как режиссер. Его картину «Когда ты закончишь спасать мир», основанную на аудиокниге Айзенберга, на фестивале многие очень ждали, но фильм получился отнюдь не идеальным.
Главные герои картины – подросток Зигги (любимец тинейджеров Финн Вулфхард из «Очень странных дел») и его мама Эвелин в исполнении дивы Джулианны Мур. Между близкими людьми полностью нарушен контакт, в том числе потому, что у них абсолютно разные интересы и ценности. Зигги пишет бесхитростные песни, проводит прямые эфиры в одной из соцсетей и гордится своими двадцатью тысячами подписчиков. Эвелин руководит приютом для жертв насилия и хочет спасти весь мир или хотя бы тех, до кого дотянется. А еще Зигги влюбляется в одноклассницу, которая озабочена социально-политическими и экологическими проблемами не меньше его матери. Эвелин тем временем берет шефство над подростком, чья мать попала в ее приют. Все это создает почву для множества комичных и неловких ситуаций.
Главная проблема довольно остроумного фильма Айзенберга в том, что, перестаравшись с иронией, пусть местами и точной, он почти лишил зрителей возможности сопереживать главным героям. У Ноа Баумбаха, с ранними работами которого хочется сравнить картину Айзенберга, лучше получалось соблюсти баланс между собственными мизантропией и эмпатией.
Sharp Stick («Острая палка»), режиссер Лена Данэм
Если картину Джесси Айзенберга критики оценили все же скорее положительно, то долгожданный новый фильм Лены Данэм, автора культового сериала «Девочки», в США разнесли в пух и прах. И все же в «Острой палке» есть свое обаяние: по крайней мере, это мало на что похоже.
Главная героиня, двадцатишестилетняя Сара Джо (Кристин Фросет) помогает семье с ребенком с особенностями развития. Ее жизненный опыт минимален: она живет с богемными мамой (Дженнифер Джейсон Ли) и сестрой (Тейлор Пейдж), у нее никогда не было парня. Последнее связано со страхами и комплексами – Сара Джо перенесла гистерэктомию (эта деталь для Данэм автобиографична). В какой-то момент героиня все же пускается во все тяжкие: соблазняет отца семейства, в котором работает (Джон Бернтал), а оставшись с разбитым сердцем, решает испробовать на себе все возможные сексуальные практики, чтобы ее никогда больше не бросали. Впрочем, не стоит ждать от картины сверхоткровенных сцен: Лена Данэм гораздо чаще и мощнее эпатирует с помощью текста.
Данэм не была бы собой, если бы не придумала очень раздражающую героиню. Но если в тех же «Девочках» очевидное несовершенство персонажей позволяло себя с ними ассоциировать, то в случае с Сарой Джо это сделать довольно сложно, потому что она получилась слишком карикатурной. А жаль, ведь потенциал у подобной героини велик. Но за финальное мудрое мотивационное напутствие, звучащее из уст максимально неожиданного персонажа, Данэм многое можно простить.
Master («Мастер»), режиссер Мариама Диалло / Alice («Алис»), режиссер Кристин Вер Линден
В конкурсе игрового американского кино было сразу несколько жанровых фильмов о проблеме расизма в Америке настоящего или недалекого прошлого. Так, например, хоррор Master Мариамы Диалло рассказывает о выдуманном престижном университете, в котором пересекаются судьбы трех женщин: двух преподавательниц и студентки-первокурсницы. Когда-то в этих краях сжигали ведьм, и существует поверье, что теперь призрак одной из них способен довести до смерти кого-то из студентов. Но привидения – ерунда по сравнению с реальной расовой дискриминацией, которой, по мысли авторов картины, никогда не придет конец.
Постановщица и сценаристка «Алис» Кристин Вер Линден, кажется, более оптимистично смотрит на этот вопрос. Правда, начинается ее фильм не менее трагически, чем, например, оскароносный «Двенадцать лет рабства». Плантация, хозяин-садист, подвергаемые насилию рабы. Алис (Кики Палмер) однажды удается сбежать, и тут выясняется, что на самом деле на дворе 1970-е и рабство давно отменили, хотя до равноправия еще и далеко. Алис, отойдя от шока, переодевается из длинного платья в джинсы, делает модную прическу и готовит план мести, насмотревшись духоподъемного кино. Мрачная драма превращается в динамичный боевик, снабженный кратким гидом по культуре 70-х, а фильм Стива МакКуина словно уступает место картине Тарантино. Только все это снято с женской точки зрения.
Something in the Dirt («Что-то в грязи»), режиссеры Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Бенсон и Мурхед – молодые, но истинно культовые друзья-режиссеры, создающие авторский интеллектуальный сай-фай (Science fiction, научная фантастика). Хотя сейчас они выходят на новый уровень (сняли эпизод «Сумеречной зоны», несколько серий модного «Архива 81» и крайне ожидаемый сериал Disney «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком), их Something in the Dirt – в хорошем смысле маленькое, самодельное, а оттого упоительное и свободное кино. Сами Бенсон и Мурхед сыграли новоиспеченных соседей по дому в Лос-Анджелесе, которые становятся свидетелями странного явления прямо в квартире одного из героев. Потерявшие до этого интерес в жизни, они обретают ее смысл в попытках решить загадку, придумывая новые и новые теории, одна безумнее другой, и запечатлевая все на камеру. Истина, как мы хорошо знаем благодаря неоднократно упоминаемым в фильме «Секретным материалам», где-то рядом.
Resurrection («Воскрешение»), режиссер Эндрю Симанс
«Воскрешение» – шоковая терапия «Сандэнса». Ребекка Холл играет успешную женщину Маргарет с почти уже взрослой дочерью, которую она вдруг начинает чрезмерно контролировать и оберегать. А дело все в том, что Маргарет теперь повсюду видит страшно пугающего ее мужчину из своего давнего прошлого. Однажды в парке Дэвид улыбнется самой людоедской улыбкой, на которую способен актер Тим Рот, и напомнит Маргарет, что их общий сын все еще с ним. Раскрывать дальнейшее развитие событий ни в коем случае нельзя, но, поверьте, вы себе такое и представить не могли.
«Воскрешение» – один из самых выразительных представителей фильмов ужасов о женщине, пережившей травму. В «Воскрешении» подробно проанализирована схема, которой придерживаются абьюзеры, чтобы подчинить себе жертву и заставить играть по своим правилам.
Honk for Jesus. Save Your Soul («Посигнальте во славу Иисуса. Спасите свою душу»), режиссер Адамма Эбо
Показывают на «Сандэнсе», конечно, и комедии. Одна из самых ярких, Honk for Jesus. Save Your Soul Адаммы Эбо, рассказывает о падении и попытках возрождения одной из южных баптистских мегацерквей в Атланте с тысячами афроамериканцев-прихожан, возглавляемой харизматичным пастором Ли-Кертисом Чайлдсом (Стерлинг К. Браун). Еще совсем недавно он был подобен поп-звезде с целым гардеробом дорогущих костюмов всех цветов радуги и собственным вертолетом, но после обвинений в неподобающем сексуальном поведении его карьера идет ко дну. От этого страдает и его жена Тринити Чайлдс (Реджина Холл). Вместе они решают стать героями документального фильма, который должен возродить репутацию пастора перед планируемым новым открытием церкви. Конечно, все идет не по плану.
С одной стороны, Honk for Jesus. Save Your Soul – язвительная комедия положений, остроумное мокьюментари (псевдодокументальный фильм), довольно злая сатира на тот мир, о котором мы знаем крайне мало (поэтому оценить близость к реальности в полной мере из России сложно). С другой – ближе к финалу в комедии появляются драматические нотки: под маской всегда улыбчивой первой леди церкви становится видна реальная страдающая женщина, из-за стремления к успеху и, возможно, искреннего желания помочь общине вынужденная отказаться от себя самой.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".