20 июня 2025
USD 78.48 -0.23 EUR 89.84 -0.47
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Материалистка": нестандартный ромком с Дакотой Джонсон, Педро Паскалем и Крисом Эвансом
кинофильмы Культура

"Материалистка": нестандартный ромком с Дакотой Джонсон, Педро Паскалем и Крисом Эвансом

На экранах кинотеатров «Материалистка» Селин Сон – один из самых ожидаемых независимых фильмов года. И дело не только в суперзвездном актерском составе, куда вошли любимцы публики Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс. И не только в том, что «Материалистка» – проект модной студии A24. Важную роль сыграло и имя постановшицы и сценаристки Селин Сон, два года назад заставившей зрителей рыдать над автобиографической романтической драмой «Прошлые жизни». Этот режиссерский дебют, премьера которого состоялась на американском фестивале независимого кино «Сандэнс», был потом номинирован на два «Оскара». Причем в важнейших номинациях: «лучший фильм» и «лучший сценарий». «Материалистку» подавали как ромком – а это жанр, как казалось, все-таки чуждый для Сон, слишком легкий. Однако картина логичным образом оказалась не так проста.

Кадр из фильма "Материалистка"

Кадр из фильма "Материалистка"

©Кинокомпания "Вольга"

Талантливая актриса Дакота Джонсон изображает в «Материалистке» сваху, или брачного агента. Ее Люси – красивая молодая женщина, которая кажется суперуспешной и уверенной в себе. На самом деле, она до сих пор не разделалась с долгами, тянущимися за ней со времен нищей юности. Когда-то она училась на актерском вместе с Джоном (Крис Эванс), в которого была страшно влюблена. Но постоянные ссоры из-за денег, которых не водилось и у Джона, привели к разрыву. Джон все еще пытается прославиться как актер, но работает чаще всего официантом на свадьбах, хотя ему уже за 40 – такова участь большинства нереализовавшихся артистов.

Однажды, придя на свадьбу в качестве той, кто когда-то поспособствовал знакомству жениха и невесты, Люси встречает там Джона в роли официанта. Кажется, они все еще неравнодушны друг к другу. Однако на той же свадьбе Люси знакомится с Гарри – братом жениха (Педро Паскаль). Тот сразу начинает оказывать героине знаки внимания, но та поначалу рассматривает его скорее как потенциального клиента брачного агентства, где работает. Ведь Гарри – так называемый единорог. Таких, как он, единицы: он красив, богат, умен, галантен – именно такого человека описывает в своих анкетах огромное количество женщин. Но Гарри нацелен завести отношения именно с Люси, и вскоре она начинает ходить на свидания с ним. Кого она в итоге выберет: бедного бывшего или богатого нынешнего?

Кадр из фильма "Материалистка"

Кадр из фильма "Материалистка"

Кинокомпания "Вольга"

Первый фильм Селин Сон «Прошлые жизни» был посвящен героине корейского происхождения, которая переехала из родного города сначала в Канаду, а потом в США. Детская любовь девушки осталась в Южной Корее, но, однажды, уже во взрослом возрасте, они находят друг в интернете и начинают общаться. Спустя еще много лет они, наконец, встречаются в Америке, но героиня уже замужем за писателем-американцем. Однако очевидно, что чувства она испытывает к обоим мужчинам. Выбор же между ними она совершает из рациональных соображений, которыми не могла пренебречь: ее мечты и цели, связанные с профессиональной и творческой реализацией, несовместимы с жизнью в Корее, куда она уже не готова вернуться.

Что смотреть в кино: Джон Уик в юбке, стартап 1990-х, афера на ТВ и испанские страсти

Люси в «Материалистке» тоже, как можно понять из названия, рациональна (кстати, оригинальное название звучит как «Материалисты», Materialists). Будучи окруженной богатыми клиентками и клиентами, которые четко прописывают, какой рост, вес и достаток должен быть у их потенциальных партнеров, она, кажется, уже вообще не верит в искреннюю любовь. Да и по собственному опыту Люси тоже знает, что не будет рая в шалаше, если вы ссоритесь из-за цен на парковку и рестораны. Так что она планирует либо провести жизнь в одиночестве, либо выйти замуж за очень богатого человека.

«Материалистка» могла бы стать сатирой на капиталистический мир, но Селин Сон выбирает скорее нейтральный тон повествования. Она просто констатирует факт: сегодня любовные отношения мало чем отличаются от рыночных. Товаром становится все: молодость, красота, интеллект. Люси не понимает, зачем герою Педро Паскаля покупать менее ценный товар за свои большие деньги. Иными словами: зачем ему, такому идеальному, она – не самая молодая и «престижная» невеста? Он точно мог бы найти кого-то «получше». Впрочем, Гарри в итоге заставляет Люси почувствовать свою ценность – двусмысленное слово, какой язык ни возьми. Чувствует ли она себя значимой или все-таки дорогой?

Забавно, но в какой-то момент «Материалистка» неожиданным образом напоминает о боди-хоррорах «Субстанция» и «Гадкая сестра». Никаких ужасов на экране не будет, но мы в очередной раз убедимся, что люди (и не всегда это женщины) и по сей день готовы на самые разные самоистязания ради приближения к призрачному идеалу.

"Гадкая сестра" и "Жизнь Чака": две мрачных сказки в прокате

Стремление найти самую выгодную партию с бесконечным перебиранием вариантов, по мысли Селин Сон, все больше отдаляет современного человека от реальных романтических чувств. Люси и вовсе разделяет свидания и любовь. Разбирается она в свиданиях. В любви, кажется, не очень: лишь знает, что когда люди друг друга любят, то все просто. Но чаще всего прагматичный дейтинг в богатом капиталистическом мире побеждает чувства.

«Материалистка» увлекательно снята, талантливо написана и сыграна. Но почему-то когда герои вспоминают о настоящей любви, им уже не очень веришь (впрочем, многие поверили). То ли между актерами не случилось химии, то ли Сон так увлеклась созданием стерильного мира, что уже не успела ближе к финалу убедительно поменять дискурс. В какой-то момент постановщица поворачивает в драматическую сторону историю одной из клиенток Люси, чтобы добавить в картину сложных эмоций. К тому же это заставляет героиню задуматься о своей ответственности перед приходящими за ее услугами женщинами. Безусловно, все это делает образ Люси более глубоким, но не слишком отражается на восприятии ее любовной линии.

Эмоционально дебютные «Прошлые жизни» все-таки воздействовали сильнее и тоньше. Героиня картины любила по-своему каждого из героев, и оттого ее выбор был душераздирающим. По сути, «Прошлые жизни» – это фильм о несостоявшейся любви, от которой пришлось отказаться ради собственной не столько даже финансовой, сколько творческой и личностной реализации. «Материалистка» получилась гораздо более холодной. Зато Селин Сон продемонстрировала, что, рассказывая похожие в чем-то истории, один и тот же режиссер и сценарист может создать совершенно разное кино.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".