22 февраля 2019
USD EUR
Погода

Какие открытия готовит Берлинский кинофестиваль

Заглавный герой фильма «Гарет Джонс» приезжает в СССР в 1930-е и становится свидетелем изнанки сталинского режима

Film Produkcja

7 февраля открывается 69‑й Берлинский кинофестиваль, входящий в тройку важнейших европейских смотров. Жюри основного конкурса в этом году возглавит красавица и умница Жюльетт Бинош. О самых ожидаемых фильмах Берлинале – в материале «Профиля».

«С Божьей помощью» Франсуа Озона

Французский режиссер Франсуа Озон славится тем, что от фильма к фильму меняет жанры и темы своих работ, никогда не повторяется. При этом его почерк всегда узнаваем: Озон умело сочетает ироничность с серьезностью, сюжетные повороты словно из мыльных опер с высокой драмой. Он изящный стилист, которому подвластно собрать всех главных женщин французского кино в одном ретромюзикле («8 женщин») или детально воссоздать эдвардианскую Англию («Ангел»).

Озон регулярно прославляет прекрасных женщин – сильных, сексуальных, сложных, иногда опасных. О своей новой ленте, посвященной на сей раз мужчинам, он рассказывал в Москве еще в начале декабря на презентации книги Андрея Плахова «Озон». «С Божьей помощью» отталкивается от реальной истории: трое мужчин, проживающих в Лионе, в детстве стали жертвами сексуального насилия в католической школе. Герои узнают, что их мучитель все еще имеет возможность работать с детьми.

В одной из главных ролей снялся Мельвиль Пупо, звезда фильма Озона «Время прощания». Появляется все больше картин на подобную тему – вспомнить хоть оскароносную «В центре внимания», – но можно не сомневаться, что французский постановщик сотворил нечто оригинальное.

«Элиза и Марсела» Изабель Койшет

В основе картины «Элиза и Марсела» лежит реальная история любви и брака

AGADIC

Испанская постановщица Изабель Койшет снимает картины, которые не выдают ее национальную принадлежность. Вместо присущей испанскому кино страстности и энергичности – неспешное повествование и приглушенные, но оттого не менее остро переживаемые персонажами эмоции. Актерский состав, как правило, международный: например, в ее предыдущей работе «Букшоп» о том, как женщина средних лет открывает в прибрежном городке графства Саффолк книжный магазин, сыграли британцы Эмили Мортимер и Билл Найи и американка Патриша Кларксон.

Спродюсированный Netflix фильм «Элиза и Марсела» возвращает Койшет на родину. Однажды во время поездки в Галисию режиссеру поведали историю о том, как двум учительницам из Ла-Коруньи в 1901 году удалось пожениться. Одна из них просто-напросто присвоила личность умершего кузена: подделала документы и, переодевшись в мужской костюм, пришла со своей возлюбленной в церковь.

«Золотая перчатка» Фатиха Акина

Реальность, конечно, безумнее и интереснее любой фантазии, поэтому родившийся в Германии турок Фатих Акин, как и многие его коллеги, никаких сюжетов выдумывать не стал. Его «Золотая перчатка» – экранизация романа Хайнца Штрунка о маньяке Фрице Хонке, убивавшем женщин в Гамбурге 1970‑х. Взявшись за этот фильм, режиссер получил возможность не только поэкспериментировать с жанровым кино, но и порефлексировать о времени своего детства. Кстати, одна из самых знаменитых лент Акина «Головой о стену» завоевала главный приз Берлинале в 2004 году. И это была первая за 18 лет немецкая картина, которая удостоилась этой награды.

«Я была дома, но» Ангелы Шанелек

Еще одну любопытную немецкую картину сняла Ангела Шанелек, одна из самых видных представительниц так называемой «Берлинской школы», объединяющей режиссеров из Германии, которые начали творить во второй половине 1990‑х. Авторы «Берлинской школы» – реалисты, пристально, но с некоторой дистанции наблюдающие за человеком. «Я была дома, но» адепта медитативного кино Шанелек посвящена исчезновению тринадцатилетнего школьника, через неделю, впрочем, объявившегося. Это событие заставляет его родителей и учителей по-новому посмотреть на мир.

«Доброта незнакомцев» Лоне Шерфиг

Датчанка Лоне Шерфиг в 2001 году выиграла приз жюри Берлинале за свой «Итальянский для начинающих». Через какое-то время после этого она получила возможность работать с мировыми звездами Кэри Маллиган, Эммой Томпсон и Питером Сарсгаардом в пронзительной англоязычной ретродраме «Воспитание чувств». С Энн Хэтэуэй и Джимом Стерджессом – в нетривиальной мелодраме «Один день». Ее «Доброта незнакомцев» по оригинальному сценарию самой Шерфиг также может похвастаться большим количеством знаменитостей – ее даже выбрали фильмом открытия фестиваля. В ленте заняты Зои Казан, Андреа Райзборо, Джей Барушель, Билл Найи, Тахар Рахим, Калеб Лэндри Джонс. О сюжете известно мало: четверо ньюйоркцев проходят через жесточайшие жизненные кризисы, но в итоге помогают друг другу их преодолеть. Интригующая деталь: изначально фильм должен был называться «Секреты русской чайной».

«Одна жизнь» Чжана Имоу

С победы на Берлинале 1988 года «Красного гаоляна» Чжана Имоу на мировых кинофестивалях началась мода на новое китайское кино. Имоу, теперь уже киноклассик, известен прежде всего своими псевдоисторическими, полуфантастическими картинами невероятной красоты с эффектнейшими боевыми сценами. Каждый кадр «Героя» или «Дома летающих кинжалов» можно рассматривать до бесконечности. «Одна жизнь» Имоу расскажет о киномане из сельской местности, который заводит роман с бездомной женщиной.

«Гарет Джонс» Агнешки Холланд

Польский мэтр Агнешка Холланд даст прикурить многим молодым: ее наполненный зоозащитным пафосом детектив «След зверя» два года назад удостоился на Берлинском фестивале приза Альфреда Бауэра за новаторство в искусстве. «Гарет Джонс» Холланд посвящен валлийскому журналисту (Джеймс Нортон), который в 1930‑е приезжает в СССР, а вернувшись домой, пишет ряд сенсационных статей о голоде 1932–1933 годов.

Российские фильмы в Берлине

В параллельную программу Берлинале «Панорама» вошла картина актера Александра Горчилина «Кислота» о переживаниях нынешних двадцатилетних, признанная на «Кинотавре» лучшим дебютом и уже выходившая в прокат в России. В секцию «Форум» включили фильм ученика Сокурова Александра Золотухина «Мальчик русский». Ее главный герой, деревенский парень, став добровольцем в 1916 году, в первом же бою теряет зрение. В результате юноша становится «слухачом», то есть прослушивает небо для обнаружения вражеских аэропланов.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK