«Россика» глазами шотландца
Шотландец Вильям Каррик большую часть жизни провел в России и стал одним из первых фотографов, которые снимали не только «парадные портреты», но и сцены из жизни народа, в том числе – не в студии. А это в 1860-х годах было очень непросто. Путешествуя по России, он создал более 300 фотографий-типажей представителей простого народа. Благодаря этому, 150 лет спустя на выставке в МАММ мы можем увидеть, какими были жители Российской Империи.
С начала XVIII века в художественной жизни России активное участие принимали европейцы. Со временем их творчество стали условно выделять как отдельное направление искусства под названием «россика».
К фотографической «россике» можно отнести и работы Вильяма Каррика (1827–1878). Он родился в Эдинбурге, получил образование и прожил большую часть жизни в России, много путешествовал по Европе, свободно владел пятью языками. Приятная внешность, прекрасное чувство юмора и способность расположить к себе любого способствовали успешной работе будущего фотографа.
Окончив Петербургскую Академию художеств по классу архитектуры, Каррик три года провел в Риме. Затем, увлекшись фотографией, поехал изучать ее в Шотландию, там же он встретил своего будущего партнера по фотографическому делу Джона Макгрегора. Вернувшись в Санкт-Петербург, компаньоны основали ателье «Фотография Каррика» на Малой Морской улице. Сначала они снимали портреты – это был самый популярный жанр фотографии в XIX веке. Надо отметить, что Вильям Каррик одним из первых в русской фотографии обратился к съемке сюжетов из жизни простого народа. В 1860‑е годы он создал серию «уличных типов», которая затем стала частью всеобъемлющего каталога «видов и типов» – около 300 характерных типажей: мелкие торговцы, разносчики, нищие, дворники, молочницы, полотеры, трубочисты, почтальоны, будочники, извозчики и т. п. Серия выпускалась в удобном для коллекционирования формате визитных карточек (примерно 9х6 см).
В середине 1860-х Вильям Каррик стал чаще использовать кабинетный формат (около 10х15 см), что позволило ему создавать более сложные композиции с большим количеством персонажей и деталей. Примерно в то же время он начал работать вне студии, что тогда было трудоемко и требовало много времени. С большим количеством аппаратуры и материалов Каррик и Макгрегор совершили несколько «фотографических экспедиций» – по Санкт-Петербургской, Тверской и Новгородской губерниям и Финляндии, а затем и по Волге. Фотографии типов и бытовых сцен Вильяма Каррика получили большую известность и охотно покупались, в том числе путешественниками и иностранцами (неслучайно карточки часто подписаны на двух языках). В 1862 году с коллекцией познакомился великий князь, наследник престола Николай Александрович и пожаловал фотографу кольцо с бриллиантом.
Серия с успехом выставлялась на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году, получила большую серебряную медаль на Политехнической выставке 1872 года. В 1873 году ее включили в состав фотографического отдела Лондонской международной выставки, а в 1878 году Л. В. Варнерке представил большую коллекцию снимков Каррика на Всемирной выставке в Париже.
Архив фотографа составляет более тысячи разнообразных сюжетов. После смерти Вильяма Каррика снимки оказались в разных государственных и частных коллекциях по всему миру и долгое время не были известны широкому зрителю. На выставке в МАММ «Вильям Каррик. Фотографии Российской империи 1860–1870‑х годов. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых» представлена часть крупнейшего частного собрания – более ста отпечатков, альбомы и гравюры, что позволяет ощутить всю масштабность замысла фотографов, полнее и объемнее показать сами снимки, вписать их в культурный контекст времени.
Стратегические партнеры: MasterCard, Ahmad Tea
При поддержке: ГМК «Норильский Никель», Panasonic
Фотографии предоставлены пресс-службой МАММ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".