22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Синие киты и крылатые люди: что смотреть в кино в конце осени
кинофильмы Культура

Синие киты и крылатые люди: что смотреть в кино в конце осени

В конце осени в прокате можно найти фильмы, объединяющие черты жанрового и авторского кино, создатели которых рассуждают на актуальные темы современности. «Белый список» Алисы Хазановой – детектив и триллер в одном флаконе, герои которого пытаются понять, есть ли какая-то система в самоубийствах подростков, происходящих в России. Французский режиссер Тома Кайе в «Королевстве зверей» сочетает черты сказки и боди-хоррора, рассказывая о пандемии, превращающей людей в животных, и о том, как общество не принимает мутантов. «Блондинка» Павла Мирзоева по повести Александра Володина – лирическая зарисовка о том, как реальность все время стремится разрушить наши мечты.

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Кадр из фильма «Королевство зверей»

©Кинопрокатная компания Russian World Vision

«Белый список»: детектив Алисы Хазановой о подростковых суицидах

В 2017 году вышел режиссерский дебют Алисы Хазановой фильм «Осколки» – экспериментальная работа, снятая в Нью-Йорке на английском языке и с американскими актерами. Сама Хазанова изобразила центральную героиню, женщину в кризисе, застрявшую в «дне сурка» своего несчастья. Хазанова вдохновлялась культовой картиной Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» по сценарию писателя Алена Роб-Грийе, где тоже царит таинственно-тревожная атмосфера сновидения.

Кадр из фильма «Белый список»

Кадр из фильма «Белый список»

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино»

«Осколки» можно было интерпретировать по-разному, но в том числе – как призыв никогда не стоять на одном месте: искать, меняться, вдохновляясь чем-то новым. Сама Хазанова определенно следует этому завету: бывшая балерина, хореограф, актриса, сценарист, продюсер, режиссер – это все о ней. И в качестве кинопостановщицы Хазанова тоже находится в постоянном поиске. Ее вторая картина «Белый список», над которой она работала много лет, совершенно не похожа на дебют «Осколки». Фильм, сценарий которого она написала вместе с Романом Волобуевым, глубоко погружен в нашу реальность и далек от всякой мистики.

"Дворец": Роман Полански снял новогоднюю сатиру на мир богачей

«Белый список» сосредоточен на проблеме подростковых самоубийств в России и отталкивается от опубликованного в «Новой газете» расследования о «Синем ките». Существование в соцсетях игры для тинейджеров, главной целью которой является суицид участников, не было подтверждено, и сейчас все это считается городской легендой. Герои-следователи в фильме еще об этом не знают – действие картины начинается вскоре после публикации статьи, и версия о «группах смерти» становится одной из основных в деле, которое ведут следователи Лазарев и Коротков (Владимир Аверьянов и Алексей Серебряков). Они отправляются в Подольск, где с крыши спрыгнула или упала школьница Аня Костюкова (Анна Осипова) – непопулярная девочка, у которой была всего одна подруга, да и та никому не рассказывала про их общение.

Как и многие знаковые триллеры и детективы современности, «Белый список» многое говорит о современном обществе. В какой-то момент на первый план, например, выходит проблема домогательств учителей престижных школ к своим ученицам, оставляющих психологическую травму на долгие годы. В мире «Белого списка» вообще много жестокости, лжи и равнодушия и очень мало любви. Так, никто из одноклассников не выражает банального сочувствия в связи с гибелью Ани, и даже ее мать скорее играет на публику, чем что-то чувствует.

Следователи, на жизнь которых, как и полагается в подобном жанре, дело оказывает колоссальное воздействие, спорят о том, существует ли коллективная ответственность или в любом преступлении есть один конкретный виновный. И хотя ответ на этот вопрос в фильме не прозвучит, намеков в нем достаточно.

«Королевство зверей»: чувственная фантастика о людях, которые превращаются в животных

«Королевство зверей» молодого постановщика Тома Кайе открывало в этом году вторую по значимости программу Каннского фестиваля «Особый взгляд» – а это весьма почетно. В параллельных Каннских секциях зачастую показывают кино даже более живое, яростное, необычное, чем в основной программе, и «Королевство зверей» – как раз такой случай. Фильм дивно придуман и сценарно, и визуально, а его героям невозможно не сопереживать.

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Кадр из фильма «Королевство зверей»

Кинопрокатная компания Russian World Vision

Действие разворачивается в мире, где некоторые люди вдруг внезапно и постепенно начинают превращаться в животных. У кого-то вырастают крылья и пытается прорезаться клюв, кто-то становится похож на моржа, а кто-то – на земноводное. С Ланой, женой повара Франсуа (Ромен Дюрис), происходит то же самое, и после того как она нападает на сына Эмиля (Поль Киршер), ее кладут в клинику. Врачи не знают, как бороться с вирусом, вызывающим мутацию, и могут лишь держать пациентов взаперти и накачивать их транквилизаторами.

"Книга решений": Мишель Гондри нежно смеется над режиссерами

Когда Лану и других ее собратьев по несчастью отправляют в новый госпиталь на юге Франции, ее семья следует за ней – Франсуа как раз предлагают там работу. Но уже рядом с пунктом назначения происходит авария, и героиня вместе с другими «зверями» оказывается на свободе. Теперь главной задачей ее семьи становятся поиски – тем более что отнюдь не все местные жители относятся с симпатией к мутантам. Правда, у Эмиля есть еще одна не менее важная проблема: у него начинают расти когти, спина покрывается шерстью, а хребет все больше напоминает птичий.

Франция стала одним из главных «поставщиков» боди-хорроров – взять хоть «Титан» Жюли Дюкурно, завоевавший недавно Каннскую «Золотую пальмовую ветвь». Тома Кайе тоже снабжает свою сказку элементами боди-хоррора – это делает ее по-настоящему зверино-нутряной, чувственной, притягательной. Поль Киршер прекрасно справляется с ролью человека, над которым постепенно берут власть животные инстинкты. Во многом это и метафора физиологических и психологических изменений, происходящих с подростком, – в этом смысле фильм отчасти похож на недавний финско-шведский боди-хоррор «Скрежет».

При этом интересно, что Тома Кайе и его соавтор Полин Мюнье начинают историю Эмиля с подростковой сепарации – он не готов полностью принять мать в ее новом обличье, а продолжают принятием Эмилем материнских черт в себе. Эмиль поначалу пытается всеми возможными способами пресечь трансформации, сближающие его с матерью, но потом присваивает их. Да, он становится самостоятельной личностью, но не отрывается от своих корней.

Конечно, «Королевство зверей» – это еще и высказывание об обществе, где царит ксенофобия, где инаковых боятся, пытаются запереть в резервации или и вовсе истребить. В этом смысле картина Тома Кайе вписывается в ряд современных сказок, начиная с серии про «Людей Икс» и заканчивая «Фантастическими тварями».

«Блондинка»: поэтическая адаптация пьесы Александра Володина

Птичья тема фигурирует и в «Блондинке» Павла Мирзоева, героиня которой играет в театре «чайку» Нина Заречную. Это фантазия, основанная на пьесе популярного советского драматурга Александра Володина, которую он сам называл киноповестью.

Кадр из фильма «Блондинка»

Кадр из фильма «Блондинка»

Кинопрокатная компания Capella Film

Дарья Жовнер, мгновенно ставшая звездой авторского кино после ее яркого дебюта в фильме Кантемира Балагова «Теснота», изображает петербурженку Иру. Днем девушка зарабатывает деньги то тут, то там, а вечером отправляется заниматься страстно любимым делом – актерством. На репетиции в маленьком театре «Северная почта» она произносит знаменитый монолог о львах и куропатках с обмазанным мукой лицом. Такие эксперименты на сцене ставит режиссер Лев (Евгений Цыганов) – кумир и возлюбленный Иры. Лев, как и положено талантливому творческому человеку, капризен, порой жесток и эгоистичен. К Ире он относится несерьезно, но та, конечно, этого в упор не замечает – настолько она влюблена и восхищена им как творцом и мужчиной. Она считает, что «Лев каждому предоставляет все возможности подняться выше, чем он есть, потому что творчество открывает двери духу».

"Привет, мама": настроенческая драма о семье без мужчин

Однажды суровая реальность рушит все мечты Иры: с театром из-за неуплаты расторгают договор аренды, а Лев после этих новостей бесследно исчезает. И что же Ире теперь делать с новым помещением, которое она тут же нашла и даже оплатила, а главное, с собственной жизнью?

«Блондинку» можно назвать стихотворением в прозе, а точнее стихотворением в кино – так поэтичен Петербург, запечатленный оператором Алишером Хамидходжаевым, по которому буквально парит Ира, погруженная в свои сладкие мечтания. Мелодрамой с привкусом трагикомедии. Примером романтизма в кино: Ира, как и все литературные романтики, стремится в мир идеальный, прекрасный, иной, не совпадающий с серой реальностью. Она верит, что сможет разглядеть за завесой мрачной действительности что-то другое – вероятно, заметное только ей.

Этот внутренний конфликт универсален, погружен в культурный контекст и оттого способен произвести впечатление несколько архаичное, литературное. Но на самом деле Ира при всем при том девушка современная: она понимает, что парадоксальным образом для внутренней свободы ей необходимы деньги. Эти деньги она умеет добывать: пусть иногда и в долг. Мирзоев будто бы говорит о том, что, когда человек горит своим делом, мир ему помогает. И только другие люди, в которых этот огонь уже потух, способны свести все усилия энтузиастов на нет.

Конфликт романтиков и прагматиков, а также представителей старшего и младшего поколений прекрасно проиллюстрирован через отношения Иры и ее матери (Юлия Марченко). Та считает, что человек должен трудиться из последних сил, как она и ее мать когда-то, а работу Иры она и вовсе работой не называет. Без ее материальной помощи Ира бы даже не смогла учиться в театральном – ведь на бесплатное отделение ее не взяли. Героиня же хочет работать так, чтобы по возможности оставаться свободным человеком, а языки, например, может учить без «важной» цели – просто чтобы читать комиксы в оригинале. «Нет никакой необыкновенной жизни», – кричит Ире ее окружение. «Учитесь летать», – отвечает она.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".