"Слово пацана. Кровь на асфальте": завершился главный российский сериал года
На Wink и START завершился показ самого обсуждаемого российского сериала года «Слово пацана. Кровь на асфальте» о разгуле молодежных уличных банд в Казани конца 1980-х . После того как в сеть слили черновые версии последних эпизодов, создатели сериала Жора Крыжовников и Андрей Золотарев решили переснять финал. Они говорят, что это связано не только с утечкой материалов в интернет, но и с тем, что они сами в какой-то момент поняли: необходимо несколько другое завершение «Слова пацана». Глобально в истории ничего не изменилось, но некоторые события в итоговой версии стали более логичными, а психологические нюансы – более точными. Однако есть зрители, которые посчитали, что черновая версия, наоборот, была удачнее.
В основу сериала легла нон-фикшн книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», в которой он собрал воспоминания участников и очевидцев криминальной жизни Казани, добавив к ним собственные воспоминания. Гараев – журналист, писатель, диджей, сотрудник Еврейского музея – когда-то в течение двух лет и сам состоял в одной из казанских бандитских группировок. Вероятно, один из главных героев, «хороший мальчик» Андрей (Леон Кемстач), попавший в группировку из-за стечения обстоятельств, отчасти списан с Гараева.
"Мальчик и птица": печальная полуавтобиографическая сказка Хаяо Миядзаки
Андрей живет в бедности, с матерью-одиночкой (Юлия Александрова) и маленькой сестрой. Ставший его другом «пацан» Марат (Рузиль Минекаев), напротив, из состоятельной семьи, что тоже не уберегло его от попадания в банду. Вероятно, он хотел быть похожим на своего горячо любимого старшего брата Вову Адидаса (Иван Янковский) – одного из лидеров группировки, вернувшегося с афганской войны.
У ребят не самые плохие родители, но, очевидно, что на формирование истинной эмоциональной связи с собственными детьми у них нет времени, сил, а возможно, и желания. Мать Андрея все время работает, равно как и отец Марата и Вовы (Сергей Бурунов) – в этом смысле между ними нет разницы. Ощущение истинной семьи герои находят в банде. Впрочем, это ощущение обманчиво: уличная семья гораздо более токсична, чем кровная. Пацаны могут оказать помощь товарищу, как это, например, происходит, когда в городе теряется сестренка Андрея (милиция не торопится ее всерьез искать).
Но во многих других ситуациях бесчеловечные пацанские законы и обычаи ломают жизни и самим пацанам, и их близким. Помимо физического насилия, в ходу насилие и психологическое. Один из самых показательных примеров – трагедия Айгуль, девушки Марата (Анна Пересильд), которую затравили с легкой руки членов банды. Уличные законы нельзя нарушать, никакого индивидуального подхода не предполагается.
Кстати, одной из важных особенностей своеобразного кодекса пацана в реальности как раз было отношение к женщине, как к человеку второго сорта. Роберт Гараев одну из глав своей книги посвящает девушкам, которые часто оказывались в ужасающих ситуациях, если их пути пересекались с участниками криминальных группировок. Нередко после пережитого они совершали самоубийства.
В общем, претензии к авторам «Слова пацана», что они якобы романтизируют казанский феномен, конечно, не имеют под собой оснований. Чем дальше развивается действие и чем больше проливается крови, тем это становится очевиднее. Если попадаешь в пацанский мир, оттуда редко можно выбраться целым и невредимым. Почти античная неотвратимость судьбы нависает над каждым, кто вступает в банду, а зачастую и над их близкими. Мама Андрея в сериале, например, в прямом смысле сходит с ума, будучи не в состоянии смириться с тем, на какой путь ступил ее сын. Тем, кого «отшили», то есть выгнали с позором из банды за нарушение каких-то законов, по большому счету можно только позавидовать.
При этом, конечно, большинство героев все равно вызывают сочувствие, поэтому за судьбу каждого и переживаешь. Они не плохие люди – просто люди, оказавшиеся в плохих обстоятельствах. У каждого из трех главных героев разные пути. Андрей за восемь серий превращается из умницы-пианиста в одного из главных сторонников насилия как способа решать проблемы. Он, по сути, меняется ролями с Маратом, который, наоборот, разочаровывается в законах улицы, когда сталкивается с их максимально уродливыми проявлениями.
Синие киты и крылатые люди: что смотреть в кино в конце осени
Вова Адидас же, несмотря на свое невероятное обаяние, оказывается просто не самым смелым и, кажется, довольно поверхностным человеком. Причем трусость его проявляется в общении с братом, вину перед которым он вслух не признает, несмотря на ее очевидность. Вова не страшится совершать пацанские «подвиги», но боится идти против коллектива, даже если его поступок принесет боль близкому человеку.
Что касается отличий между вариантами финала, то самым значительным является отсутствие в официальной версии сцены с комсомольцами в бане. В этой достаточно гротескной сцене выясняется, что те, кто хотел казаться невинным, на самом деле отнюдь не таковы. Они точно так же, как пацаны, врут окружающим, и точно так же готовы упиваться своей нарастающей властью. Марат, попавший под крыло главы комсомольской дружины Коневича (Александр Самойленко-мл.), по сути, оказывается в такой же банде.
Вместе с тем в итоговом варианте финала эта мысль тоже прослеживается – просто она преподнесена более тонко. Коневич, обещавший помочь посадить в тюрьму человека, которому хочет отомстить Марат (поскольку милиция бездействует), сдерживает свое слово. Но вместо того, чтобы, найдя преступника, отвести его сразу в участок, он предоставляет Марату возможность избить того со всей яростью и отчаянием. Методы Коневича аналогичны повадкам членов преступной группировки.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".