"Снегирь": фильм о том, что корабль плывет, но толку от этого мало
Вышел главный российский фильм первой половины года
В прокат вышел один из самых впечатляющих российских фильмов первой половины года – «Снегирь» Бориса Хлебникова («Аритмия», «Долгая счастливая жизнь», «Свободное плавание», «Шторм»). Режиссер и его постоянный соавтор Наталия Мещанинова вдохновлялись романом Георгия Владимова «Три минуты молчания», но действие перенесли в современность, да и вообще довольно далеко ушли от первоисточника, убрав из экранизации главного героя романа.
В центральных ролях заняты Александр Робак, Тимофей Трибунцев, сын режиссера Макар Хлебников, который уже успел до этого показать высокий актерский класс в сериале Наталии Мещаниновой «Пингвины моей мамы», и его сверстник Олег Савостюк. Также свою последнюю роль в «Снегире» сыграл Евгений Сытый, которого Хлебников приглашал в каждую свою картину. В ленте нашлось место и роману воспитания, и трагедии, и приключениям, и экшену в духе фильмов-катастроф, и социальному высказыванию.
Юные и неопытные Никита и Максим (Макар Хлебников и Олег Савостюк) присоединяются к команде рыболовного судна, промышляющего недалеко от границы с Норвегией. Поначалу непонятно, что забыли на траулере двое москвичей, которые приходят в ужас от того, как устроен здешний быт. Официальный синопсис описывал героев чуть ли не как блогеров, но на самом деле персонажи учатся в мореходном училище. В этом смысле к «Снегирю» есть некоторые вопросы: уж больно мало Никита и Максим знают о правилах поведения на корабле.
Члены команды совершенно не рады новым гостям, которые им скорее мешают, чем помогают. Рыбу чистить не умеют, от морской болезни страдают, не так чтобы серьезно относятся к технике безопасности. Причем если Максим все-таки старается быстро научиться новому, потому что мечтает связать с морем жизнь, то Никита гораздо более легкомысленный. Как же членов команды раздражает хотя бы то, как долго он моется (вот это правда очень жизненная ситуация!). В какой-то момент нежностью, пусть и суровой мужской, к нему проникается персонаж по прозвищу «Отец Геннадий» (Александр Робак). И из ложечки покормит, когда Никите плохо, и коньяк предложит, и мнением по поводу поведения своих дочерей-подростков поинтересуется. Для Геннадия Никита словно становится сыном, которого у него нет. На противоположном полюсе от «Отца Геннадия» герой Тимофея Трибунцева Юрик – местный шут, снимающий трэш-видео для своего блога и развлекающий товарищей. Ничего доброго при этом в нем нет, и под видом безобидных приколов он устраивает Никите настоящую дедовщину.
«Снегирь» начинается как бодрая почти комедия с отлично написанными, как и всегда у Мещаниновой и Хлебникова, живыми диалогами. Единственное, что слегка нарушает художественную правду, это отсутствие обсценной лексики. Едва ли брутальные моряки в реальности смогли бы от нее воздерживаться. Авторы достаточно элегантно выходят из положения, но зрители, привыкшие к сериалам неподцензурных в этом смысле стримингов, все же могут придраться. Но делать-то Хлебникову было нечего, если он хотел, чтобы картину показывали в кинотеатрах и не «запикивали» при этом каждое второе слово.
"Убийца «Священный паук»": триллер о маньяке-моралисте из Ирана
Ситуаций, в которых реальные моряки бы выразились трехэтажным, меж тем, по ходу сюжета становится все больше. Настроение фильма незаметно меняется на более драматическое, и где-то в середине «Снегирь» выдает такой удар под дых, что от него не получается отойти до конца картины. А впереди еще и очень эффектно снятый шторм, в котором команда пытается выжить, да еще и спасти норвежских коллег. Во время просмотра ловишь себя на ощущении, что совершенно не очевидно, как завершится картина, удастся ли героям спастись. Этим фильм выгодно отличается от большинства голливудских жанровых картин, в которых хэппи-энд предрешен. Но главное даже не это, а то, что непонятно, какой исход стал бы для зрителей более удовлетворительным.
Ведь мир «Снегиря» оказывается миром мужчин двух типов: тех, у кого напрочь отсутствует совесть и тех, кто готов заглушить ее угрызения, чтобы спасти себя и продолжить вести привычную жизнь. Герои способны на подвиги, но они не искупают их грехов и творятся скорее из куража. Здесь ничего не знают о коллективной ответственности, но соблюдают законы круговой поруки. Один из персонажей, чтобы вписаться в новую группу людей, почти незаметно для себя начинает следовать принятым в ней правилам, и в конце концов обнаруживает, что пути назад нет. По-другому в этом мире в любом случае не выжить. Фильмы о кораблях зачастую метафоричны (вспомним картины в диапазоне от «И корабль плывет» Феллини до недавнего «Треугольника печали» Рубена Эстлунда). Кажется, Борис Хлебников последовал этой культурной традиции.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".