"Сверхъестественное. Знаки": фильм о том, реальны ли паранормальные явления
В прокат вышла картина едва ли не главных создателей современной авторской фантастики и необычных хорроров Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда. Премьера состоялась в январе 2022 года на американском фестивале независимого кино «Сандэнс». Оригинальное название картины, локализованной как «Сверхъестественное. Знаки», – Something in the Dirt («Нечто в земле»).
За 10 лет карьеры Бенсон и Мурхед успели вместе поработать как над независимыми картинами («Ломка», «Весна», «Паранормальное»), так и над большими голливудскими проектами («Грань времени» с Джейми Дорнаном и Энтони Маки, сериалы «Сумеречная зона», «Архив 81», «Лунный рыцарь», грядущий второй сезон «Локи»). «Сверхъестественное. Знаки» они сняли еще во время пандемии, собрав совсем маленькую съемочную группу и вернувшись в свой ранний период «самодельного» кинематографа. Они вновь исполнили главные роли и выступили не только режиссерами, но и сценаристами, монтажерами, продюсерами картины.
"Конец света" и "Алиса не может ждать": какие российские сериалы смотреть осенью
Вообще, главный девиз авторов – «Снимайте кино с друзьями». Во время zoom-встречи после предпремьерного показа картины в Москве они посоветовали начинающим кинематографистам именно так и делать: вместо того, чтобы пытаться сразу продать идею фильма большим продюсерам, задействовать на съемках приятелей и использовать свои деньги.
В фильме «Сверхъестественное. Знаки» Бенсон и Мурхед изображают новых соседей по дому (Джона и Ливая) где-то на задворках Лос-Анджелеса, где низко летают самолеты, виднеется дым от лесных пожаров, мерцают огни фейерверков и бегают койоты. Джон занимается фотографией, а когда-то преподавал математику детям (знание этой науки ему еще по сюжету пригодится). Ливай уже лет 20 пытается добиться хоть каких-то успехов, но все еще не может выйти из роли бармена – кстати, по его словам, такую работу тоже сложно обрести в Лос-Анджелесе: желающих масса.
Джон и Ливай быстро находят общий язык и практически сразу становятся хранителями тайного знания. В квартире одного из них в воздух вдруг взмывает похожая на кристалл пепельница, излучая радужное сияние. Герои, быстро поверив в реальность сверхъестественного, решают, что им нужно доказать его существование другим, а заодно на этом заработать.
Лучший способ – снять документальный фильм и продать его Netflix, потому что в алгоритмах YouTube все равно не разобраться. Сначала они мучаются с постоянно падающим со штатива телефоном, потом добывают нормальное оборудование и начинают съемки. Параллельно мы видим кадры с «говорящими головами» экспертов и самих друзей – об их расследовании уже кто-то тоже снял документальный фильм.
Бенсон и Мурхед справедливо замечают, что их картину можно назвать научной фантастикой, псевдодокументальным фильмом, параноидальным триллером, черной комедией, драмой о двух очень несовершенных, но странно симпатичных парнях. Но в итоге у них получилась какая-то самостоятельная вещь. В этом гремучем сочетании и правда заключен шарм Something in the Dirt. Но, помимо всего прочего, фильм можно охарактеризовать как интеллектуальный экшен. Не в том, конечно, смысле, что там много бегают и дерутся, а в перерывах обсуждают Шопенгауэра. Просто скорость, с которой герои перебрасываются своими теориями относительно событий, а Бенсон и Мурхед монтируют их диалоги с архивными кадрами или с реальными домашними видео из собственного детства, характерна, скорее, для экшена. Картинки и идеи сменяют друг друга так быстро, что мозг порой не успевает за ними. При этом основная часть действия разворачивается внутри квартиры. Гравитация и призраки, инопланетяне и мультивселенная, тайные общества и городские мифы – далеко не полный перечень обсуждаемых героями тем.
"Невероятно, но факт": грустная комедия от французского мастера абсурда
Авторы говорят, что хотели сделать современную версию «Секретных материалов», которым в картине посвящено несколько шуток. Слоган сериала («Истина где-то рядом») может быть применен и к фильму «Сверхъестественное. Знаки». Тем не менее новая работа Бенсона и Мурхеда – не только об опасности конспирологических теорий.
Во-первых, это гимн странно-притягательному Лос-Анджелесу, в том числе его темной и загадочной стороне. Ода городу с особенным светом, благодаря которому там и появился Голливуд – так считают герои картины. Магия города не всегда видна, но она есть, рассуждают Джон и Ливай и в подтверждение этому буквально находят свет в собственном доме.
Во-вторых, это печальный фильм о двух одиночествах, которые внезапно обретают товарищество и задачу, наполняющую их жизнь смыслом. Однако «Сверхъестественное. Знаки», конечно, не идиллическая история: каждый из персонажей хранит свои тайны, к каждому по ходу развития сюжета несколько раз меняется отношение. А столь ценная дружба вполне может обернуться манипуляцией, и это даже страшнее, чем парящая пепельница или загадочный свет из кладовки.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".