В результате в «Тогда. Сейчас. Потом» мы наблюдаем за героями Тома Хэнкса, Робин Райт, Пола Беттани, Келли Райлли на протяжении почти всей их жизни. Получилось достаточно правдоподобно (и уж точно лучше, чем у Мартина Скорсезе в «Ирландце»). Правда, некоторые зрители все же считают результат отнюдь не совершенным.
"Москва слезам не верит. Все только начинается": вольная фантазия на тему советского хита
Еще одна особенность картины заключается в том, что она снята неподвижной камерой с одной точки. Земекис заимствовал этот прием из ставшего основой фильма комикса «Здесь» Ричарда Макгуайра. Более того, он перенял у Макгуайра еще один, более радикальный для кино формальный прием. Мы наблюдаем одновременно за несколькими историями, которые разворачиваются на одном участке земли в Новой Англии с доисторических времен до настоящего времени.
«Путешествие во времени» осуществляется с помощью возникающих на экране окошек – своеобразных порталов в другое время. В фильме появляются и динозавры, и коренные народы Америки, и те, кто боролся за независимость колоний от Великобритании, и люди XX и XXI веков. Собственно, в начале XX века и построили дом, ставший родным для целого ряда героев фильма.
Подробнее всего мы знакомимся с Ричардом и Маргарет (Хэнкс и Райт), ставшими родителями в восемнадцать лет. А также с родителями Ричарда Элом и Роуз (Беттани и Райлли), которые купили дом сразу после войны. Еще среди героев – суфражистка Полин и летчик-любитель Джон (Мишель Докери и Гвилим Ли), пинап-модель Стелла и изобретатель кресла-реклайнера Ли (Офелия Ловибонд и Дэвид Финн), семья афроамериканцев, заехавшая в дом во время ковида (Николас Пиннок и Никки Амука-Берд). Роберт Земекис добивается в этом фильме эффекта сочувствия не только к конкретным персонажам, но и ко всем людям вообще (и к самому себе в частности). Ведь все человеческие истории похожи друг на друга и в то же время уникальны.

Кадр из фильма "Тогда. Сейчас. Потом"
Global FilmИ в то же время «Тогда. Сейчас. Потом» – картина о том, как сильно исторический контекст определяет нашу жизнь. Можно не интересоваться политикой и экономикой, но они так или иначе «интересуются» тобой. Ставки на ипотеку растут, молодым, а потом уже взрослым парам становится все сложнее купить собственное жилье. Обретение женщинами прав полностью меняет их жизнь в течение XX века (не зря героиня Мишель Докери – суфражистка). Все больше женщин начинают работать, благодаря чему и жизнь мужчин тоже меняется в лучшую сторону. Многие люди обретают возможность исполнять собственные мечты, а не заниматься только выживанием и обеспечением своей семьи.
Фестиваль "Докер-25": кукольный Пушкин, столетняя циркачка и Шарлотта Рэмплинг
Меняются общественные нормы: например, раньше никто не знал слова «сталкинг» и выслеживание понравившейся женщины считалось романтичным.
Некоторые реалии, впрочем, не меняются или меняются слишком долго. Обеспеченные афроамериканцы в XXI веке все еще учат детей, как вести себя с белыми полицейскими. Пандемии по-прежнему уносят жизни миллионов людей. Начинаются все новые и новые войны. Отцы и дети, братья и сестры по-прежнему расходятся из-за политических взглядов. И, конечно, не меняется сама человеческая натура и те кубики, из которых состоит жизнь каждого из нас.
Земекис, впрочем, не только с высоты своего возраста несколько печально наблюдает за тем путем, который проходит каждый человек. Он, как и всегда, отдает дань уважения кинематографу. Визуально каждый исторический период у нас ассоциируется с теми фильмами о нем, которые мы видели, и режиссер делает оммаж разным киноэпохам в «Тогда. Сейчас. Потом». Например, парочка из 20–30-х танцует танго с цветком в зубах, отсылающее к «В джазе только девушки». Телевизор становится окошком в мир и порталом в прошлое и будущее, подобно прямоугольникам из «Тогда. Сейчас. Потом». Именно поэтому так часто он в кадре: сам Земекис как-то сказал, что телевизор был единственным культурным развлечением в его детстве.
XX век – это еще и то время, когда обычные люди обрели доступ к фотоаппаратам, а потом и к видеокамерам. Каждый смог сам запечатлевать важные для своей семьи моменты, сохраняя их навсегда. Земекис любовно и по-доброму иронично демонстрирует это в своем новом фильме. Сама картина «Тогда. Сейчас. Потом» – огромная фотокарточка, зафиксировавшая одновременно и ключевые этапы истории США, и обычные, но такие важные моменты жизни людей.