- Главная страница
- Статьи
- "Тори и Локита", "Заговор в Каире": фавориты 75-го Каннского фестиваля вышли в прокат
"Тори и Локита", "Заговор в Каире": фавориты 75-го Каннского фестиваля вышли в прокат
В кино сейчас можно посмотреть сразу две картины с последнего Каннского фестиваля – главного не только европейского, но и мирового киносмотра. «Заговору в Каире» шведа египетского происхождения Тарика Салеха присудили премию за лучший сценарий. «Тори и Локите» бельгийских классиков братьев Дарденн отдали специальный юбилейный приз в честь 75-летия Каннского фестиваля. Обе картины посвящены острым социально-политическим проблемам современности.
«Тори и Локита»
Братья Жан-Пьер и Люк Дарденны получили за свою карьеру такое количество Каннских наград, что сосчитать их уже сложно. Так или иначе, нельзя не упомянуть главные: «Розетта» 1999 года и «Дитя» 2005-го принесли им по «Золотой пальмовой ветви». Каждый Каннский смотр, на котором показывают новую картину этих режиссеров, может принести им рекордную третью ветвь, которой нет пока ни у кого.
«Тори и Локита» – история и характерная для Дарденнов, и неожиданная для них. В центре повествования африканские беженцы Тори (Пабло Шилс) и Локита (Жоэли Мбунду) – мальчик лет десяти и девушка лет шестнадцати. Они познакомились на корабле, который привез их в Бельгию, и пытаются убедить местные власти в том, что они брат и сестра. Если не по крови, то по сути это правда: общий опыт и отсутствие близких людей в новой стране почти мгновенно превращают их в духовных родственников.
Тори уже получил документы и статус политического беженца, поскольку на родине его преследовали как ребенка-колдуна. А вот Локите, чтобы легализоваться в стране, необходимо доказать свое родство с мальчиком, ответив на множество личных вопросов в иммиграционном центре. Локита, растерявшись, на часть вопросов не отвечает, и ее положение становится весьма шатким. Чтобы пойти учиться, устроиться на работу и, помимо всего прочего, отправить деньги домой маме, оставшейся там с другими детьми, ей очень нужны документы. Стремясь получить хотя бы поддельные, она соглашается поработать на местного бандита. Героине на несколько месяцев запрещают общаться с внешним миром и с Тори, но оба так от этого страдают, что совершают несколько необдуманных поступков. А с преступниками, как известно, шутки плохи.
Дарденнов принято называть чуть ли не главными гуманистами современного кино. На протяжении всей карьеры они рассказывают истории простых людей, которые борются за выживание теми способами, которые им доступны. Метод бельгийских постановщиков – гиперреализм с ручной дрожащей камерой, отсутствием закадровой музыки и актерской игрой настолько естественной, что даже большую кинозвезду можно спутать с реальным человеком, случайно забредшим в кадр с улицы. Эта манера близка заповедям датского манифеста «Догма 95», но, в отличие от него, далека от игры и эпатажа. Она помогает Дарденнам сосредоточиться в первую очередь на внутреннем мире человека и его мытарствах.
Некоторые картины Дарденнов наполнены библейскими аллюзиями (речь в первую очередь о «Сыне» – с плотником, потерявшим ребенка), а тот путь, который успешно преодолевает большинство героев братьев – это путь к богу. Но речь, скорее, не о религии, а об общечеловеческих моральных ценностях. Герой фильма «Дитя», принесшего Дарденнам вторую «Золотую пальмовую ветвь», недолго думая, продает своего новорожденного сына, чтобы заработать денег. В финале картины мы видим слезы на лице этого обаятельного подонка – он все-таки осознает, что сотворил. Центральный персонаж недавнего «Молодого Ахмеда» (Каннский приз за лучшую режиссуру) также на протяжении всей ленты творит непотребства и вынашивает преступные планы, чтобы в итоге осознать, как он был не прав. Живущий в Бельгии подросток арабского происхождения в «Молодом Ахмеде», напитавшись фундаменталистскими идеями, агрессивно осуждает жизнь членов своей семьи и планирует убийство учительницы, которая встречается с евреем и преподает арабский на материале песен, а не Корана.
В некоторых работах братьев добро не всегда одерживает победу. В картине «Два дня, одна ночь» героине Марион Котийяр необходимо убедить коллег отказаться от годового бонуса, чтобы не быть уволенной. Последнее ей нужно в первую очередь для сохранения чувства собственного достоинства. С каждым из коллег она проводит разговор, и у многих находятся аргументы, почему они не могут выполнить ее просьбу. Другие соглашаются.
И все-таки такого сокрушительного финала, как в «Тори и Локите», в творческой вселенной Дарденнов еще не было. Сами режиссеры говорят, что призывают своим фильмом к действию.
«Заговор в Каире»
Политический и отчасти шпионский триллер «Заговор в Каире» – картина шведского режиссера египетского происхождения Тарика Салеха. В его творческой биографии – самые разные работы: и клипы певицы Lykke Li, и эпизоды американских сериалов «Рэй Донован» и «Мир Дикого Запада», и недавний голливудский «Наемник», и посвященный коррупции в Египте «Случай в отеле "Нил Хилтон"», после которого Салех стал в Египте персоной нон-грата. «Заговор в Каире» переместил Салеха в высшую лигу, принеся ему заслуженный приз за лучший сценарий (он выступил еще и сценаристом картины).
Сын бедного рыбака Адам (Тауфик Бархом) внезапно получает стипендию для обучения в Аль-Азхаре – самом престижном исламском университете в мире. В один из первых дней знакомства Адама с новым миром скоропостижно умирает Великий имам – представитель верховной власти у суннитов. Теперь совет должен выбрать нового духовного лидера, но тут начинаются политические интриги. Местные спецслужбы хотят во что бы то ни стало привести к власти своего кандидата, разделяющего взгляды президента страны. Ведь после изменения конституции Великого имама выбирают пожизненно, так что это «вопрос национальной безопасности». Народ при этом больше симпатизирует другому претенденту на должность – Слепому шейху, чьего помощника и одновременно тайного осведомителя спецслужб неизвестные закалывают саблями прямо во дворе университета. Есть и третий соискатель, пользующийся помощью организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ), признанной в Египте террористической.
"Сверхъестественное. Знаки": фильм о том, реальны ли паранормальные явления
В прологе картины говорится о том, что на протяжении многих веков правители Египта пытались взять Аль-Азхар под свой контроль и до сих пор все эти попытки оканчивались крахом. Спецслужбам теперь нужен новый осведомитель в Аль-Азхаре, и им вдруг становится наш герой Адам, вербуемый полковником Ибрагимом (ливанец Фарес Фарес, которого снимает во всех своих фильмах Тарик Салех). Ибрагима не зря сравнивают с типичными героями мастера шпионского жанра, писателя Джона Ле Карре. Это обычный, не слишком опрятный, немолодой, усталый человек, чья рутинная работа далека от романтики и почти лишена «экшена». Но хотя Ибрагим вызывает поначалу у зрителя не самые приятные эмоции, он не лишен обаяния и способен порой отстаивать свою правду, не всегда совпадающую с правдой начальства.
Если к Ибрагиму со временем начинаешь испытывать симпатию, то Адам движется ровно в противоположном направлении. Поначалу он в ужасе от задач, которые перед ним ставят и которые иногда требуют от него предательства. Но потом как будто даже начинает получать удовольствие от тех возможностей и той власти, которые оказываются в его руках.
«Заговор в Каире» – динамичное и вполне зрительское жанровое кино. Оно не только заставляет с интересом следить за многочисленными сюжетными поворотами, но и погружает в колоритный, кипящий энергией мир Каира. То, что находится за стенами университета, разительно отличается от того, что происходит внутри него. Светское и религиозное противопоставлены. Но на политическом уровне они в фильме оказываются в финале срощены – и это уже второй слой картины, актуальный. В Египте, как говорится в фильме, не должно быть двух фараонов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".