"Вам крупно повезло": Театр Моссовета показал "Бременских музыкантов"
В Театре Моссовета премьера – музыкальная сказка «Бременские музыканты». Режиссер и худрук театра Евгений Марчелли не первый, кто решил сделать мюзикл на основе культовых советских мультфильмов, тем сложнее была задача показать зрителю что-то небанальное. И, надо сказать, ему это удалось, да так, что спектакль «попадает» в обе аудитории – и детскую, и взрослую.
С тех пор как в конце 1960-х на «Союзмультфильме» замечательная команда – сценаристы Василий Ливанов и Юрий Энтин, режиссер Инесса Ковалевская и композитор Геннадий Гладков – превратила небольшую странноватую сказку братьев Гримм в веселую, полную запоминающихся песен и ярких образов картину, «Бременские музыканты» стали лакомым куском для музыкальных театров.
Если бы только театров: и постоветских мультипликаторов («Новые бременские», 2000), и кинематографистов («Бременские музыканты & Co» Александра Абдулова, 2001) неудержимо тянуло переосмыслить наследие Гладкова, Ливанова и компании. Увы, результат оставлял желать лучшего. Или вот, например, свежая новость. В январе нас ждет кинопремьера – блокбастер «Бременские музыканты», теперь уже с участием Тихона Жизневского, Сергея Бурунова, Константина Хабенского, Ирины Горбачевой и других звезд.
И вот в игру вступает Театр Моссовета. Удивительно, но Марчелли, славящийся своими радикальными переработками классических пьес, не слишком удалился от источника, в общих чертах следуя сценарию Ливанова и Энтина, что, кстати, подчеркивает Шут в своем вступительном слове.
Шут (Андрей Смирнов) – это проводник по спектаклю, чьи реплики, с одной стороны, скрепляют разные сцены, а с другой – позволяют отнестись к постановке немного отстраненно. Зрители (по крайней мере, взрослые) не забывают, что они смотрят мюзикл по мотивам хорошо знакомого мультика – и как ни странно, это нисколько не снижает интерес к мюзиклу.
Кто-то скажет, что перенести «Бременских музыкантов» на сцену – несложное дело: достаточно адекватно воспроизвести песни Гладкова и Энтина, которые, как мощный локомотив, вывезут на себе любую драматургию. Действительно, эти песни – феномен. Мы знаем каждую их ноту, каждое слово, и они не надоедают. Кто только их не перепевал, от Егора Летова до Niletto, – и песни вроде бы всегда к месту.
Серенада Трубадура и другие обязательные номера, конечно, занимают у Марчелли полагающееся место (на сцене играет живой оркестр, который иногда выдает не только Гладкова, но и нечто фанковое «от себя»), однако важно и то, что происходит между песнями. А между ними происходит нечто очень веселое, и это веселье время от времени вырывается в зрительный зал, куда вдруг летят подушки, конфетти и куда сбегает посрамленная охрана Глупого Короля и прочие действующие лица.
В зал также летит множество шуток, не предусмотренных в ливановском сценарии. Сверкают голые ноги придворных девиц и разбойниц, одетых в не то бальные, не то подвенечные платья, а Гениальный Сыщик ведет с Глупым Королем абсурдистский диалог о знаках препинания.
На этом фоне идеально-романтические фигуры Трубадура (Алексей Трофимов) и Прекрасной Принцессы (Глафира Лебедева) выглядят порой довольно условно. Они и их любовь скорее повод для всеобщего праздника. Хотя псвевдоанглийский язык изображающего из себя иностранца Трубадура («глупейшн королейшн») – находка замечательная.
Самые же сильные впечатления оставляют роскошная голосистая Атаманша (Екатерина Гусева), по-армстронговски рычащий Сыщик (Виталий Кищенко) и Король (Олег Кузнецов).
Отдельный разговор – костюмы к спектаклю (заслуга художницы Евгении Панфиловой): даже в разбойничьей или придворной компаниях каждый из них индивидуален. Вообще, хотя в спектакле много массовых сцен (и здесь нельзя не упомянуть хореографию Рамуне Ходоркайте), в нем нет «массовки» – у любого персонажа свое лицо, за всеми интересно наблюдать.
Ну и, конечно же, квартет верных друзей Трубадура: Кот (Влад Боковин), Пес (Антон Аносов), Осел (Александр Емельянов) и Петух (Владимир Прокошин) – каждый со своим характером и голосом.
В свое время Ливанов (многие недооценивают тот факт, что он не только знаменитый актер, но и писатель-сказочник) сделал из рассказа братьев Гримм нечто новое – ведь у них не было ни Трубадура, ни Принцессы, а лишь четверо старых домашних животных, которые, сбежав от жестоких хозяев, направляются в Бремен со странной для осла или собаки мыслью играть музыку.
В удачных случаях – и это как раз пример Театра Моссовета – к этой истории можно аккуратно, не разрушая атмосферы, прибавить еще что-то: новые детали, новые шутки, новые смыслы. Так спектакль становится интересен и тем, кто слышит «Луч солнца золотого» в первый раз, и тем, кто в миллионный.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".