- Главная страница
- Статьи
- Евгений Мордовин: "Строительная отрасль всегда была локомотивом для выхода из кризиса"
Евгений Мордовин: "Строительная отрасль всегда была локомотивом для выхода из кризиса"
Почему пандемия стимулировала строительство в стране, чего не хватает российским горнолыжникам и может ли жилищный комплекс стать «любимым ребенком», рассказал «Профилю» генеральный директор компании «УГМК-Застройщик» Евгений Мордовин.
– Мы живем в нестабильное время, а девелоперский бизнес – всегда игра вдолгую. Как себя сегодня ощущают представители этого бизнеса, когда планируют масштабные проекты?
– Как ни странно, но те вызовы, которые возникли в стране и мире, положительно сказываются на девелоперском бизнесе. Когда пришел ковид, у людей нарушились связи, возникли проблемы с работой, но именно в этот момент люди поняли ценность хорошего жилья. Мы увидели, что объем ввода жилья в эксплуатацию увеличивается, его стоимость растет, увеличивается конкуренция среди девелоперов, но это все приводит к повышению качества. В прошлом и нынешнем году, конечно, были провалы по продажам, но не было провалов по строительству. Если смотреть на общий тренд в строительстве, он все же идет вверх. Складывающиеся обстоятельства заставили людей задуматься о том месте, где они родились, живут и планируют дальше жить. Мы увидели высокий и качественный спрос на хорошую недвижимость. И очень важно, что это именно осознанный спрос, а не спонтанные покупки, чтобы сохранить деньги.
– А с другой стороны, не забываем про мультипликативный эффект строительной отрасли, которая подтягивает производство материалов, транспорт и другие сферы…
– Безусловно, во все времена строительство было локомотивом для выхода из любого кризиса. В мире постоянно происходили то войны, то конфликты, в результате которых исчезали целые цивилизации, но все это возрождалось, когда появились строители. Вот и сейчас строятся объекты, работают люди, растет спрос на основные материалы. Стройка – это еще и фактор большой занятости, и, конечно, мощный мультипликатор связанных профессий. По некоторым данным, он равен 26, кто-то оценивает еще больше.
– Вы все больше уделяете внимание курортной недвижимости, особенно в районе горнолыжного комплекса Шерегеш на Кузбассе. Насколько там удалось продвинуться?
– Да, мы включились в проект Шерегеш в 2021 году, когда подписали соглашение с губернатором Кемеровской области Сергеем Евгеньевичем Цивилевым. Нам этот проект интересен, поскольку мы четко понимаем, что в России всего два крупных горнолыжных курорта – Красная Поляна (Сочи) и Шерегеш. В Сочи проект практически реализован, и дальше он, конечно, будет улучшаться, но качественного рывка там уже не сделать. А вот в Шерегеше мы увидели такие точки роста: прекрасные условия для катания, самый длинный горнолыжный сезон в России, устойчивый снежный покров глубиной до шести метров, и видим, как растет динамика туристического потока в Шерегеше. Уже сегодня в Шерегеш за год приезжают больше полутора миллионов туристов. Правительство Кузбасса нацелено на то, чтобы приезжали более трех миллионов туристов.
Мы внимательно посмотрели стратегию развития Шерегеша, которую в 2020-м подготовило правительство Кузбасса вместе со Сбербанком, – это очень понятная стратегия, видно, куда идти и за счет чего. Во-первых, необходимо кратно увеличить номерной фонд. Это как раз наша миссия –строить апартаменты и гостиницы. Второе направление – развитие транспортной инфраструктуры. Там уже идут проектные работы по новому аэропорту, для него выделено более тысячи гектаров в 7 км от Шерегеша. Третье направление – увеличение зоны катания. Сегодня она составляет примерно 56 км подготовленных трасс и 19 подъемников. Нужно ее расширить примерно в 3–4 раза, то есть до 200 км трасс, а количество подъемников увеличить до 50.
Нам такая задача очень интересна, поскольку речь идет не просто о стройке, а о комплексном развитии территории (КРТ). Вот почему в 2021 году, когда подписывалось соглашение с Кузбассом, мы выступили инициатором КРТ в Шерегеше. В 2022-м правительство Кузбасса запустило процедуру КРТ на участке 427 гектаров, мы подготовили мастер-план по застройке этой территории, выиграли аукцион, заключили договор, сделали проект планировки.
На сегодняшний день мы строим первый пятизвездочный отель на 320 номеров. По второму отелю закончили проектирование – он тоже на 320 номеров. В июле планируем получить разрешение на его строительство. Параллельно проектируем третий и четвертый комплекс, то есть общий номерной фонд, который в этом году мы должны начать строить, составит 1200 номеров. Учитывая, что в Шерегеше сейчас всего 2500 номеров, мы увеличим номерной фонд на 50%.
– В портфеле компании много проектов, а есть ли среди них, так сказать, «любимый ребенок» или, напротив, «трудный ребенок», который больше всего требует внимания и особого отношения?
– Интересная аналогия. Я бы сказал, что дети как цветы, они любят уход, и для нас каждый проект как ребенок. Его сначала придумываешь, потом реализуешь. Мы словно выводим этого «ребенка» во взрослую жизнь. Ну и дальше, когда всё построено, в доме живут люди, мы должны постоянно обеспечивать за ним уход, чтобы он всегда был в прекрасной форме, поэтому все циклы мы берем на себя, от идеи до передачи готовых объектов и дальнейшей эксплуатации. С этой точки зрения я бы не стал делить наших «детей» на любимых и нелюбимых.
Но если определять, кто из этих «детей» дал нам больше всего компетенции, то это, конечно, жилой комплекс «Макаровский» в Екатеринбурге. Наверное, потому, что он был первый, с которым мы прожили полный цикл от идеи до реализации. Для нас очень ценно, что этот комплекс не утратил своих потребительских качеств, а, наоборот, с каждой очередью их наращивает. Жильцы, которые купили квартиры в этом комплексе, получают первоклассный сервис и удовольствие от жизни. Примечательно, что наши покупатели стали чуточку богаче после приобретения квартир в этом ЖК, потому что цены на квадратный метр выросли. Если в среднем по рынку они выросли примерно процентов на 40, то в ЖК «Макаровский» за 5 лет цена метра возросла практически в три раза. Неслучайно профессионалы очень высоко оценивают его – он является лидером потребительских качеств в Свердловской области и лидером по потребительским качествам в России. Так что этот «ребенок» явно состоялся.
– Знаю, что в ваших планах есть еще один необычный ЖК – «Изумрудный бор».
– «Изумрудный бор» – это уже не центр города, и там другая концепция: практически все дома построены в виде одноподъездных «свечек». Несмотря на то, что там очень большая территория – 42 гектара, мы решили застраивать не многоподъездными блоками, а именно «свечками». Там прекрасный лесопарк, полное единение с природой, которую мы решили не огораживать огромными домами. Это дает ощущение пространства, много солнца. В первом квартале мы сделали на площади 8 гектаров огромный закрытый двор, в котором высажены самые разные растения, деревья, цветы. Это нравится людям, и динамика продаж в «Изумрудном бору» нас очень радует.
– Это не последний ваш крупный проект, и наверняка есть какие-то взгляды на будущее. А географию строительства вы не думаете расширять?
– Да у нас и так все хорошо с географией – Екатеринбург, Кузбасс, Горный Алтай, где мы строим курортный отель на берегу Катуни. Нам очень комфортно работать на Урале, в Сибири, но ставить себе задачу расширения только ради расширения мы не стремимся. Если появляются амбициозные предложения, за которые интересно взяться, то мы готовы. Такие предложения действительно появляются из областных городов Сибири, Урала, даже из Подмосковья. Но напоминаю, что мы не строительный генподрядчик, мы – девелопер, которому интересно реализовывать уникальные проекты. Буквально месяц назад состоялась сделка по приобретению площадки в центре Кемерово. Губернатор Кузбасса предложил построить там уникальные проекты, которые станут украшением города. Вот за такие проекты мы беремся с удовольствием!
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".