23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Банки – минус 5 триллионов
Экономика

Банки – минус 5 триллионов

Активы банковской системы продолжают уменьшаться – отрицательная динамика в текущем году фиксировалась по итогам каждого месяца, за исключением января. В апреле отрицательная динамика активов российских кредитных организаций составила 2,8% или 2,1 трлн рублей, в целом с начала года – 6,8% или 5,3 трлн.

Все факторы, спровоцировавшие такое снижение активов, связаны – от политических реалий, динамики курса валют, номинальной и реальной инфляции до требований Банка России к качеству активов кредитных организаций и зависимости ресурсной базы ряда банков от средств ЦБ. С другой стороны, последний фактор обеспечивает спрос на ценные бумаги, включенные в ломбардный список Банка России, используемые для привлечения ликвидности от регулятора посредством операций РЕПО. С начала года объем привлеченных банками от ЦБ средств заметно сократился – с 9,3 трлн до 7,5 трлн рублей. Однако, этот источник продолжает помогать банкам управлять ликвидностью и уменьшать среднюю стоимость пассивов, подросшую за счет привлечения дорогих депозитов в конце прошлого и начале текущего года, поэтому концентрация средств Банка России в совокупной ресурсной базе вряд ли будет столь же существенно уменьшаться в ближайшие несколько месяцев.

Сохраняется тренд по ухудшению качества кредитов. На фоне снижения объемов выданных ссуд (-3% или -1,4 трлн рублей с начала года), растет просроченная задолженность (почти по всем категориям заемщиков) (в совокупности +23,1% или +447,6 млрд рублей с начала года), соответственно, увеличиваются и резервы на возможные потери (+8,1% или +328,1 млрд рублей с начала года).

Проблемы испытывают как небольшие банки, так и крупнейшие организации, в т.ч. и государственные, которые как раз и генерируют основные убытки для банковской системы. Среди них – Банк Москвы, Альфа-Банк, Россельхозбанк, ВТБ 24, Газпромбанк, МДМ Банк, Росбанк, Русский Стандарт, а также санируемый Фондсервисбанк. При этом, среди наиболее прибыльных банков на 1 мая 2015 года, как ни странно, оказались другие санируемые организации – Мособлбанк, Рост Банк и Траст – капитал которых по-прежнему отрицателен.

Самым прибыльным остается Сбербанк России с 48,8 млрд рублей, при совокупном чистом убытке по системе – 17 млрд рублей (прибыль за I квартал текущего года – 6 млрд рублей).

Стабильны только проблемы

Сейчас каждый первый экономист и аналитик говорит об относительной стабилизации экономики, цен на нефть, курса рубля и прочих показателей, каждый второй добавляет о не очень хорошем уровне этой самой стабильности.

Так, к примеру, в текущем году стабильно ухудшается качество кредитного портфеля российских банков. На фоне снижения объемов выданных ссуд (-3% или -1,4 трлн рублей с начала года) растет просроченная задолженность почти по всем категориям заемщиков (в совокупности +23,1% или +447,6 млрд рублей с начала года), соответственно, увеличиваются и резервы на возможные потери (+8,1% или +328,1 млрд рублей с начала года). Безусловно, и здесь динамика поступательная и не такая рваная, как при скачках валютных курсов, однако, тренд просматривается четко.

Существенный рост «просрочки» среди ТОП-30 банков с наибольшей долей просроченной задолженности в кредитах можно отметить у розничных кредитующих Русского Стандарта, Лето Банка, ОТП Банка и Восточного, а также у совсем не розничного МБСП и банка «СОЮЗ». Объединяет почти все банки этой тридцатки уменьшение кредитных портфелей. Даже такая небольшая выборка показывает насущные проблемы банковской системы, и проблемы части розничных банков (у Тинькофф Банка, например, «просрочка» высокая, но не растет, а «сдувающийся» Связной Банк планируется к санации Ренессанс Кредитом, входящим в тот же ТОП-30), и проблемы с корпоративными кредитами, и недостаточное резервирование кредитов при высокой доле просроченной задолженности в портфелях большинства банков таблицы.

Конечно, регулятор постоянно требует переоценки активов и доначисления резервов, так что, пусть не идеального, но более адекватного баланса этот показатель через какое-то время достигнет. Идеала тут быть не может – оценка заемщиков и залогов, история отношений с банком и другие факторы слишком индивидуальны. То же самое с просроченными ссудами и проблемными кредитами. Многие банки заблаговременно стали выявлять корпоративных заемщиков, у которых могут возникнуть проблемы с погашением кредитов, реструктурировать, пересматривать условия – то есть работать превентивно.

Ухудшаются и показатели по кредитованию малого и среднего бизнеса, автокредитованию. Причины всё те же – падение доходов населения, покупательной способности и потребления, промышленного производства, высокой стоимости средств как для банков, так и для заемщиков.

С необеспеченными розничными кредитами ситуация не лучше – по данным НБКИ за первый квартал 2015 года доля «плохих» потребкредитов достигла рекордных 8,6%, просрочка по кредитным картам – 6,4%. Без реструктуризации в данном сегменте тоже не обходится, но это скорее единичные случаи.

Такое положение в розничном кредитовании, с другой стороны, может работать «в плюс» для развития коллекторского бизнеса, в меньшей степени – микрофинансовых организаций.

Ухудшаются и показатели по кредитованию малого и среднего бизнеса, автокредитованию. Причины все те же – падение доходов населения, покупательной способности и потребления, промышленного производства, высокой стоимости средств как для банков, так и для заемщиков.

Назад в будущее?

Схожую ситуацию с «плохими» кредитами можно было наблюдать в 2009 году. Рост просроченной задолженности за 4 месяца 2009 года составил значительно больше, чем сейчас - 72% или 302,9 млрд рублей. Правда, объем выданных кредитов в начале года показывал небольшой рост, а снижение можно увидеть только по итогам всего 2009 года. Тем не менее, банковского апокалипсиса не произошло. Но это статистика, а кризис тогда и сейчас спровоцирован совершенно разными причинами.

Возврат к динамике роста кредитования нескольких предыдущих лет невозможен не только в текущем году, но и в более долгосрочной перспективе. Чтобы он состоялся, слишком много факторов, иногда взаимоисключающих, должно сойтись в одной точке. Среди них:

– снижение ключевой ставки ЦБ (до 10-10,5%), при удержании инфляции на уровне ниже прошлогодней (в 2014 году инфляция по данным Росстата составила – 11,4%, в 2013 – 6,5%, в 2012 – 6,6%) и курса рубля на утвердившемся уровне;

– отмена или корректировка международных санкций, открывающая полноценную возможность привлечения зарубежных ресурсов, что возможно только при восстановлении доверия к российскому рынку и, что более важно, к действиям высшего руководства страны (вряд ли это дело 1-2 лет);

– рост потребления (и соответственно, как минимум остановка снижения реальных доходов населения) не только домохозяйств, но и бизнеса (не стоит также забывать о волшебном слове «импортозамещение», которое может в одночасье свернуться при реализации предыдущего пункта)

– отсутствие дальнейшего ужесточения условий работы кредитных организаций со стороны регулятора, который в 2013-14 годах пытался замедлить рост розничного кредитования (и успешно), не ожидая, разумеется, прошлогодних событий, оказавших более серьезный эффект.

Что касается упомянутого в антикризисном плане правительства «банка плохих долгов», то это один из немногих пунктов этого плана, по которому, кажется, никакой работы не ведется. Во всяком случае, публичных заявлений и обсуждений по условиям организации и функционирования этого проекта не наблюдается. С одной стороны, рост этих самых «плохих долгов» пока не является критичным, с другой – при затягивании организационных моментов, такой банк может стать не таким актуальным для рынка, «плохие долги» которого поделят между собой те же коллекторы.

* * *

Дальнейшее развитие рынка кредитования будет зависеть от политических и экономических факторов, действий регулятора, но в первую очередь – от скорости адаптации банков к текущим условиям. Придется менять подходы к бизнесу, к кредитным продуктам и условиям кредитования, к оценке заемщиков, адекватно реализовывать возможности по получению комиссионных доходов. А в текущем году объемы кредитования однозначно продолжат сокращаться (возможно, такое сокращение превысит 10%), рост просроченных ссуд тоже не остановится. Такая встряска, вероятно, пойдет на пользу банкам, и в дальнейшем выработанные модели кредитования – для некоторых заемщиков со знаком плюс, для других наоборот – будут формировать портфели более качественных кредитов, чем сегодня.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".