22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. ЦБ снижает ключевую ставку, но бурного роста экономики ждать не стоит
ключевая ставка Центробанк РФ Экономика

ЦБ снижает ключевую ставку, но бурного роста экономики ждать не стоит

В конце октября Банк России решил в очередной раз снизить ключевую ставку на 0,5 процентных пункта. Теперь ее величина составляет 6,5% годовых. Этот шаг Центробанка не стал неожиданным. Еще за неделю до заседания совета директоров глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила о таких планах. Так что рынок к переменам успел подготовиться и отреагировал на новость достаточно спокойно.

С помощью ключевой ставки Центральный банк регулирует количество денег в экономике. Чем она ниже, тем более доступны заемные средства для предприятий и домохозяйств

©Валерий Титиевский / Коммерсантъ / Vostock Photo

Ключевая ставка – основной инструмент денежно-кредитной политики, с помощью которого государство регулирует количество денег в экономике. Говоря простым языком, это ставка, по которой Центральный банк предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Чем она выше, тем дороже заемные средства, меньше ликвидность организаций финансового сектора, соответственно, деньги менее доступны для предприятий и домохозяйств.

Ставка на уровне 6,5% – самая низкая начиная с февраля 2014‑го, когда она равнялась 5,5%. Затем по мере осложнения международной обстановки, нарастания кризисных явлений в отечественной экономике ЦБ стал повышать ставку. Максимум – 17% – был зафиксирован в конце 2014 года. После чего маятник качнулся назад. Исключение составил период с сентября 2018‑го по июль 2019‑го, когда, ожидая увеличения инфляции в связи с ростом фискального бремени (повышение НДС), Банк России два раза повышал ставку на 0,25%.

©

С тех пор ситуация стабилизировалась. Руководство ЦБ объясняет готовность продолжить игру на понижение благоприятными прогнозами уровня инфляции. Вместо планировавшихся ранее 4–4,5% по итогам 2019 года, как ожидается, рост потребительских цен зафиксируется в диапазоне 3,2–3,7%.

Если оставить в стороне скепсис, который россияне традиционно испытывают по отношению к официальным данным о темпах инфляции, это, безусловно, хорошие новости. Омрачаются они только одним обстоятельством – на фоне оптимистичного прогноза по инфляции и правильного решения о снижении ключевой ставки другие характеристики отечественной экономики оставляют желать лучшего.

В период с 2014‑го по 2018 год ВВП России вырос на 1,86%. Причем ситуация начала меняться к лучшему не так давно: по сравнению с 2017‑м в прошлом году наша экономика выросла на 2,25%, а до этого она демонстрировала отрицательную динамику. За то же время мировая экономика показала рост в среднем на 3%.

Для сравнения: в Индии этот показатель составил 7%, в Китае – 6,6%, на Украине – 3,3%, в Соединенных Штатах – 2,9%. Так что России не удается закрепиться в группе лидеров.
Невыразительные темпы роста отечественного ВВП во многом стали следствием политики таргетирования инфляции, в основе которой сдерживание роста денежной массы и очень дорогие, недоступные для большинства предприятий кредиты.

Что стоит за этим? Нереализованные инвестиционные проекты в реальном секторе экономики, внутренняя норма доходности которых ниже, чем стоимость заемных средств. Плюс рост стоимости товаров и услуг, для обеспечения производства которых приходится привлекать дорогие краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств. Кроме того, это приводит к снижению реальных располагаемых доходов населения и, как следствие, к ослаблению такого важного драйвера развития экономики, как потребительский спрос.

Другими словами, высокое значение ключевой ставки действительно сдерживает инфляцию, но одновременно замедляет экономический рост и ведет к снижению благосостояния населения. Нельзя сказать, что финансовые власти этого не понимают. Эльвира Набиуллина пообещала, что ставка будет снижаться и дальше, а сам регулятор будет заботиться об интересах российских производителей.

Скорее всего, если основные тенденции, характерные для мировой экономики, сохранятся, можно ожидать, что в ближайшие месяцы ставка понизится еще на 0,5%. А вот дальше делать прогнозы трудно. Связано это с тем, что Россия очень зависима от мировой конъюнктуры. Наша экономическая, а вернее, финансовая политика во многом определяется внешними вызовами. То есть Центробанк, понижая или повышая ключевую ставку, не столько определяет свои правила игры, сколько пытается подстроиться под чужие.

И все же, что означает курс на снижение ключевой ставки непосредственно для населения? Теоретически – более доступные потребительские и ипотечные кредиты и менее выгодные депозиты.

Однако опыт показывает, что практическое влияние ключевой ставки на соответствующие параметры опосредовано многими факторами. Например, при ключевой ставке 7,5% в банках с государственным участием свободные средства на вкладах можно было разместить примерно под 5,75% годовых. Между тем кредиты физическим лицам были доступны не меньше чем под 12,9%. То есть маржа банков на каждый вложенный рубль существенно превышала доходы вкладчиков. И этот расклад едва ли изменится в среднесрочной перспективе.

Что касается прогнозов по инфляции, то в результате снижения ключевой ставки сильнее она, скорее всего, не станет. Да, количество денег в экономике постепенно начнет увеличиваться, но если эти средства будут направляться на развитие бизнеса, всем вроде бы должно стать только лучше. Впрочем, это при идеальном раскладе. Реалии могут снова разочаровать.

Дело вот в чем. Казалось бы, когда ЦБ концентрируется на задачах стимулирования экономического развития, можно вздохнуть свободно. Наконец-то деньги подешевеют и пойдут работать в реальный сектор. Но, к сожалению, по умолчанию приоритетом современной экономической политики по-прежнему остается не забота о росте ВВП, не уровень жизни населения, не эффективность хозяйственной деятельности, а все то же сдерживание инфляции.

Конечно, ошибочное целеполагание далеко не единственная проблема российской экономики. На текущую ситуацию объективно влияют и неопределенность будущего, и осложнение условий внешнеторговых отношений с западными партнерами, и неэффективное расходование бюджетных ассигнований, в частности, на реализацию национальных проектов, и многое другое.

Однако, несмотря на сопутствующие факторы, необходимо понимать, что до тех пор, пока ключевые решения будут принимать финансовые власти, Россия останется в зоне замедленного экономического роста. В правительстве называют сложившуюся ситуацию «стабильностью», тогда как независимые эксперты – «стагнацией». Происходящее можно сравнить с аномальным управлением компанией, когда генеральный директор пляшет под дудку финансового. То есть, вместо того чтобы думать о стратегии развития и создании потенциала для будущего роста, руководитель упорно концентрирует все усилия исключительно на стабилизации финансовых потоков.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".