Черный ангел: почему дорогая нефть наполнит казну, но не укрепит рубль
Фонд национального благосостояния в этом году может дополнительно пополниться примерно на 2,5 трлн рублей. Это станет возможным в том случае, если средняя цена на нефть будет держаться на уровне не ниже $60.
По словам вице-премьера Александра Новака, курирующего в правительстве ТЭК, в настоящее время черное золото дорожает. Если в апреле прошлого года баррель подешевел до $20, то с начала 2021-го средняя цена выросла до $60. Причем в первую декаду марта баррель торговался на биржах по $67, а 8 марта даже сделал скачек до рекордных по нынешним временам $71. Александр Новак считает, что мировой рынок нефти стабилизировался, в том числе благодаря усилиям ОПЕК+. Растут не только цены на углеводородное сырье, но и спрос. Хотя, признает вице-премьер, к докризисному уровню этот показатель сможет вернуться только в 2022 году.
Гендиректор «УК Спутник – Управление капиталом» Александр Лосев исходит из того, что перемены на нефтяном рынке носят долгосрочный трендовый характер. Неслучайно крупнейшие американские инвестбанки объявили о начале нового сырьевого суперцикла, который может продлиться 10–12 лет. «Связано это с растущим спросом на энергоресурсы развивающихся экономик – Китая и Индии, колоссальной денежной эмиссией развитых стран (прежде всего США и Японии). Еще один фактор – снижение инвестиций в разведку и добычу углеводородов, нефтесервис из-за увлечения «зеленой» энергетикой, что создало предпосылки к кризису нефтяной отрасли в предыдущие годы», – говорит он.
Но основной выигрыш России от смены сырьевого тренда – с падения на устойчивый рост – в том, что санкции Запада будут носить во многом декларативный характер. Ведь российскую экономику сегодня нельзя «вывести за скобки мировой» без рисков наступления глобального коллапса.
«Сырьевое проклятие» России проявляется в том, что значительная часть национального дохода формируется в экспортных отраслях и накапливается в иностранной валюте, но не инвестируется внутри страны, подчеркнул собеседник «Профиля». По этой причине начиная с 2013 года повышение нефтяных котировок практически не отражается на темпах роста ВВП.
«В рамках бюджетного правила все дополнительные нефтегазовые доходы при цене нефти выше $43,3 за баррель переводятся в суверенный фонд и конвертируются в иностранную валюту. Раньше – только в доллары и евро, а теперь еще в иены и юани. Реальный сектор экономики этих сверхдоходов не видит», – пояснил Александр Лосев.
То взлет, то посадка: эксперты рассказали, как будет вести себя рубль в 2021 году
Дорогая нефть, вполне вероятно, обеспечит дополнительные поступления в ФНБ в текущем году, но ожидать укрепления рубля не приходится, предупреждает эксперт. По его словам, динамика курса национальной валюты сейчас в основном определяется разницей в процентных ставках по рублю и доллару (процентный арбитраж кэрри-трейда) и направлением движения капиталов на внешних рынках.
Реалии таковы, что рубль давно уже не нефтяная валюта и прямой корреляции с ценой барреля не имеет. Все зависимости рубля и сырьевых товаров – основы российского экспорта – нелинейны. Более того, курс никак не поддерживается и никем не защищается, в том числе и Банком России.
В свою очередь, доцент Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук связывает мартовский рост котировок на черное золото с успешной пролонгацией сделки ОПЕК+. На встрече 4 марта участники картеля договорились оставить объемы добычи на прежнем уровне. Исключение сделано для России и Казахстана, которым разрешено повысить добычу на 130 и 20 тыс. баррелей в сутки соответственно. После объявления итогов рост мировых цен на нефть ускорился и превысил 5%.
Поддержку рынку также оказала информация о принятии Сенатом США пакета антикризисных мер стимулирования американской экономики объемом $1,9 трлн. Однако дальнейшего роста нефтяных котировок ждать не следует, считает эксперт. «Во-первых, на следующей встрече в апреле ОПЕК+, скорее всего, примет решение об увеличении добычи нефти. Во-вторых, темпы восстановления спроса на энергоносители в мировой экономике все еще недостаточны. Причины – в продолжающихся локдаунах, рисках третьей волны пандемии коронавируса, а также низких темпах вакцинации», – заявил Валерий Корнейчук.
Кроме того, дорогая нефть снова сделает рентабельной добычу американской сланцевой нефти. Компании США постараются воспользоваться моментом, чтобы вернуться на рынок. Поскольку они не участвует в сделке ОПЕК+, то предложение может существенно превысить спрос, прогнозирует эксперт. И тогда рост цен на нефть сменится падением.
Туда, но не обратно: спрос на нефть не вернется на докризисный уровень
Вместе с тем надо понимать, что для российской экономики имеет значение не только цена нефти, но также объемы добычи и экспорта. В 2020 году первый показатель упал до минимума за последние десять лет – до 512,68 млн тонн. Экспорт же, по данным ФТС и Росстата, составил 238,6 млн тонн.
Решение ОПЕК+, касающееся увеличения суточной добычи нефти в России на 130 тыс., означает прибавку по итогам года всего на 2,67% к экспорту 2020 года, отметил экономист. То есть на существенное повышение нефтегазовых доходов бюджета рассчитывать не приходится.
Впрочем, о поставках за рубеж дополнительных объемов речи вообще не идет. В ближайшее время в рамках действующих с ОПЕК+ соглашений эта «добавка» полностью пойдет на внутренний рынок для удовлетворения возросшего сезонного спроса.
Вместе с тем договоренности участников ОПЕК+, достигнутые на мартовской встрече, позволили ценам на черное золото закрепиться на уровне, близком к $70 за баррель. «Это гарантирует России стабильные доходы от продажи нефти и текущие налоговые поступления в бюджет», – считает Валерий Корнейчук. Кроме того, он не исключает, что как минимум в ближайшие месяцы дорогая нефть поддержит рубль. Однако этот фактор не будет определяющим. Причина банальна – сильный рубль невыгоден экспортерам, которые в этом случае проигрывают западным конкурентам.
Да и правительству он тоже неинтересен. Ведь в условиях дефицита бюджета выполнять социальные обязательства, номинированные в рублях, выгоднее, когда он слабый. Оборотная сторона медали – снижение покупательной способности национальной валюты, обесценивание зарплат, пенсий и пособий, отмечает Валерий Корнейчук.
Фактический курс рубля, уверен глава Минэкономразвития Максим Решетников, сегодня не соответствует фундаментальному. Причина – в нем отражены психологические факторы, опасения и риски. По словам министра, сравнение действующих мировых цен на нефть и текущего курса национальной валюты указывает на неравновесную ситуацию.
«Чтобы валютный рынок находился в равновесии, необходимо, чтобы ожидаемая доходность вложений в активы, торгуемых за разные валюты, была одинаковой при равном уровне риска», – отмечает доцент РЭУ им. Г.В.Плеханова Сергей Ермолаев. И если риски вложений в российские активы повышаются, то инвесторы требуют либо повышения доходности облигаций в рублях, либо соответствующего обесценивания рубля.
При дорожающей нефти валютный рынок вроде бы должен отыгрывать, инвесторы начинают скупать рубли в ожидании притока нефтедолларов, продолжает эксперт. Однако из-за бюджетного правила в последние годы российская национальная валюта куда менее восприимчива к колебаниям нефтяных котировок. Таким образом, Минфин, методично скупающий излишки долларов, практически не оставляет шансов рублю укрепляться.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".