Профиль

Что происходит с ценами на бензин и дизтопливо в России

Правительство в начале октября подвело промежуточные итоги действия эмбарго на экспорт моторного топлива. Результаты первых недель признаны удовлетворительными – цены в большинстве регионов пошли вниз. Но автомобилисты умеют считать деньги, и далеко не все полагают серьезным достижением подешевевшие на полтора-два рубля бензин и дизтопливо.

АЗС

©Shutterstock/Fotodom

О ситуации, сложившейся на топливном рынке России, 9 октября главе правительства Михаилу Мишустину доложил вице-премьер Александр Новак. По его словам, временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива, введенный с целью сбалансирования спроса и предложения, оказался достаточно эффективной мерой. Цены на АЗС снизились в 81 субъекте Федерации.

«Ограничения помогли насытить внутренний рынок, что оказало положительное влияние на цены. Стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизилась: бензина – на 16%, дизеля – на 21%. В мелком опте и на нефтебазах цены на дизель уменьшились в среднем на 6,3 тысячи рублей за тонну», – отметил Новак.

Закрытый вентиль: снизятся ли цены на АЗС после запрета экспорта топлива

Под особый контроль взяты цены на моторное топливо для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), регионы осуществляют мониторинг в этой сфере. Кроме того, по словам вице-премьера, ФАС проверила нефтяные компании и независимые АЗС. В ряде случае вскрыты нарушения, что стало основанием для возбуждения антимонопольных дел.

Несмотря на жесткую риторику, полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива, введенный с 21 сентября, в большей степени носит характер психологического давления на нефтяные компании. В частности, в нем изначально предусмотрели исключение из правил – эмбарго не распространялось на поставки топлива в страны ЕАЭС (Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию). Как представляется, при определенных условиях эти страны можно было бы использовать для «серого» экспорта российских нефтепродуктов в дальнее зарубежье.

Потом правительство сделало «дедушкину оговорку», сняв запрет на вывоз дизельного топлива, транспортируемого в морские порты по трубопроводам. Александр Новак заявил, что сделали это «для недопущения затоваривания хранилищ и последующего сокращения переработки на НПЗ». При этом остался в силе запрет на экспорт дизтоплива, транспортируемого по железной дороге. Бензину тоже послаблений не дали.

Как работает эмбарго, подсчитали «Ведомости». По данным издания, в период с 21 сентября по 6 октября морской экспорт дизтоплива 5-го экологического класса снизился почти в три раза – до 520 тыс. тонн. Для сравнения: с 21 июля по 6 августа показатель составил 1,52 млн тонн, а с 21 августа по 6 сентября – 1,54 млн тонн.

Дополнительные объемы моторного топлива начали поступать на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). 27 сентября площадка обновила рекорд продаж нефтепродуктов – в этот день было реализовано 205.969 тонн. Предыдущий максимум (167.732 тонны) датирован 25 января.

Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизеля из России

Существенный рост предложения отразился на динамике торгов на СПбМТСБ – котировки пошли вниз. Если 18 сентября биржевая цена тонны АИ-92 достигла 70.508 руб., то 21 сентября снизилась до 61.883 руб., а 10 октября – до 54.156 руб.

АИ-95 15 сентября торговался по 76.403 руб. за тонну, 21 сентября – по 66.521 руб., 10 октября – по 58.345 руб.

Дизтопливо 19 сентября стоило в опте 75.036 руб. за тонну, 21 сентября – 71.869 руб., 10 октября – 60.478 руб.

С пиковых сентябрьских значений к первым числам октября бензин подешевел почти на 20%, а дизтопливо – примерно на четверть. В рознице какое-то время кардинально ничего не менялось. Что объяснимо – в среднем проходит примерно месяц до того, как взлет или падение биржевых котировок отразится на ценах на АЗС. Пересмотреть ценники проще вертикально-интегрированным компаниям (ВИК), таким как «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», которые сами добывают и перерабатывают нефть.

Другое дело – независимые АЗС, которые приобретают моторное топливо на СПбМТСБ. Им принадлежит почти две трети из 23 тыс. заправок, работающих в России. Если бензин был куплен в середине сентября, когда держались высокие цены, а поставка осуществлена в октябре, то открытым остается вопрос, как реализовать этот товар на 20% дешевле, чтобы не разориться. Некоторые игроки делают это, но сугубо в добровольном порядке.

В начале октября ФАС привела в пример инициативу ТД «Нефтьмагистраль». С 28 сентября компания снизила цены на АИ-92 на 2,36 руб., на АИ-95 – на 3,17 руб., на дизтопливо – на 2,4 руб. «Служба поддерживает ответственное поведение участника рынка. По мнению службы, уменьшение стоимости позволит повысить доступность нефтепродуктов для граждан и усилит конкуренцию между вертикально-интегрированными компаниями и независимыми сетями», – говорится в сообщении ФАС.

Необходимо уточнить: «Нефтьмагистраль» – достаточно крупная компания, в Московском регионе ей принадлежит 104 АЗС. Небольшие же игроки, у которых в активе сеть из нескольких заправок, даже в приказном порядке сегодня продемонстрировать «ответственное поведение участника рынка» едва ли готовы.

В ловушку попали отдаленные территории Сибири и Дальнего Востока, которые традиционно формируют запасы моторного топлива на зиму в период летней навигации, непродолжительной в верховьях северных рек. В этом году горючее они были вынуждены закупать, когда цены в опте неуклонно шли вверх. Поставки в рамках северного завоза в настоящее время осуществлены или завершаются. Навигация на многих реках продолжается по октябрь включительно. А поэтому «разбавить» дорогое моторное топливо дешевым, чтобы хотя бы таким способом снизить его стоимость для конечного потребителя, явно не получится.

Временное ограничение экспорта топлива из РФ не распространяется на ЕАЭС

Более того, в некоторых регионах рост цен на АЗС продолжился, несмотря на запрет экспорта и другие меры по нормализации ситуации, принятые федеральным центром и местными властями. Так, в СМИ появились публикации, что в Якутске в первой декаде октября заметно подорожали бензин и дизтопливо на заправках компании «Сибойл». Цена АИ-95 выросла с 62,2 до 68,5 руб., АИ-92 – с 59,5 до 64 руб., дизтоплива – с 75,5 до 76,5 руб.

Для стабилизации внутреннего рынка правительство объявило о новых системных мерах. Главная из них – с 1 октября в полном объеме восстановлен топливный демпфер. Принцип работы такой: когда экспортные цены на бензин и дизтопливо выше внутренних, государство компенсирует нефтяным компаниям разницу. За счет этого поставки на российский рынок гарантируют прибыль, сопоставимую с экспортной выручкой.

Ранее Минфин под предлогом сокращения дефицита госбюджета добился уменьшения демпфера сразу на 50%. Решение не учитывало негативные последствия для экономики и социальной сферы. Оно подстегнуло инфляцию, поставило под угрозу уборку нового урожая. Изменения вступили в силу 1 сентября текущего года и должны были действовать по 31 декабря 2026-го, но были отменены уже через месяц.

Возврат к демпферу – не единственная антикризисная мера правительства. Для повышения ликвидности и прозрачности биржевых торгов отменена вторая торговая сессия на СПбМТСБ. Вдобавок ко всему нефтяным компаниям увеличили нормативы продаж на бирже: бензина – до 15%, дизтоплива – до 12,5%.

Исключить «серый» экспорт призвана заградительная пошлина в размере 50 тыс. руб. за тонну на все виды нефтепродуктов. Известно, что она начнет действовать только после полного снятия запрета на экспорт автомобильного топлива.

Самое читаемое
Exit mobile version