Экономические тренды недели 13-17 апреля
Кто-то упал, кто-то отжался
Росстат опубликовал данные о промышленном производстве за первый квартал, позволяющие судить, с чего российская экономика начала очередной кризисный период. Падение промпроизводства вопреки ожиданиям отъявленных пессимистов оказалось не столь глубоким – всего 0,4% в годовом выражении за квартал и 0,6% за март. Но все же это падение. И падение 2 месяца подряд (февраль–март) отрасли, которая стабильно росла в прошлом году (1,1–2,1% каждый квартал).
В структуре экономики выглядит это следующим образом: добыча полезных ископаемых выросла на 0,7%, обрабатывающая промышленность упала на 1,6%, отрасль «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» осталась на нуле.
Между тем, если посмотреть на отдельные отрасли, окажется, что рост зафиксирован в небольшом числе отраслей, которые и спасают экономику от еще более глубокого падения. Лидирует, конечно, как и в конце прошлого года, пищевая промышленность – импортозамещение в действии. Что примечательно, по разряду наиболее активных проходят как раз те продукты, которые попали под российское эмбарго. Так, совершенно гигантский рост показывает производство сыров – 32% квартального прироста. За сыроделами следуют, как ни удивительно, производители консервированной продукции (+28,4%) и виноделы (+28,8%). Последняя цифра, по всей видимости, результат присоединения к России богатого виноградниками Крыма. Замыкает четверку лидеров производство мяса убойных животных (+16%) и птицы (+13,1%).
Внушительный результат показало производство машин и оборудования (+2,9%) квартального прироста. Удивительная ситуация для страны, балансирующей на грани мучительной стагнации и рецессии. Но причина здесь довольно-таки очевидна – увеличение гособоронзаказа. Ранее «Профиль» уже отмечал, что 43% всех расходов бюджета двух первых месяцев года составили расходы по статье «национальная оборона». Очевидно, с этим связан рывок в производстве сталеплавильного оборудования (+50,8%).
По остальным отраслям налицо падение разной глубины и тяжести. Это в первую очередь производство транспортных средств. ЦМАКП свидетельствует о падении на 3,8%, у Росстата есть более впечатляющие цифры по отдельным видам продукции: легковым автомобилям (-19,7%), грузовым автомобилям (-23,3%) и вагонам (-55,4%).
«Газпром»: прощай, Украина!
«Газпром» наконец огласил новую европейскую стратегию. До этого глава компании Алексей Миллер только пугал чиновников из Брюсселя заявлениями о том, что ситуация требует серьезного пересмотра планов газового монополиста на западном направлении.
Итак, главная новость – транзит российского газа через Украину прекратится в 2020 году. Соответственно, к этому времени должны быть построены и введены в строй обходные маршруты. По первому из них – «Турецкому потоку», пришедшему на смену «Южному потоку», сейчас разворачивается нешуточная активность. Пару недель назад в Будапеште состоялась встреча министров иностранных дел стран, по территории которых должен был пройти «Южный поток», – Греции, Сербии, Македонии и Венгрии. Кроме того, к ним присоединился турецкий коллега. Обсуждалось, разумеется, будущее нового газопровода, и участники встречи подтвердили готовность включиться в грандиозный проект, из-за чего их незамедлительно поименовали «клубом друзей «Газпрома».
Но пока «Турецкий поток» – не более чем разговоры. Так, Турция уже не первый месяц затягивает подписание контракта с Россией и выдачу разрешения на строительство трубопровода, объясняя отсрочку проведением экологических экспертиз. В то же время уже стартовало строительство газопровода TANAP из Азербайджана. На сегодняшний день наибольшую активность в отношении «Турецкого потока» проявляет только Греция. Во время визита греческого премьера Алексиса Ципраса в Москву Владимир Путин намекнул своему визави, что участие в строительстве газопровода поможет Афинам расплатиться с многомиллиардными долгами. Речь шла о доходах с транзита, но в Греции поняли фразу буквально. На днях глава Минэнерго Греции Панайотис Лафазанис в интервью местной радиостанции сообщил, что Афины рассчитывают получить от Москвы аванс на строительство трубопровода и готовы приступить к разработке контракта с «Газпромом» уже в самое ближайшее время.
При этом до сих пор непонятна общая конфигурация проекта. «Южный поток» предполагал, что «Газпром» его построит и будет потом владеть всем трубопроводом. Но это противоречит условиям Третьего энергопакета ЕС, согласно которому одна и та же компания не может быть одновременно и поставщиком, и владельцем трубы. Идея «Турецкого потока» иная – «Газпром» готов построить его до границы с Грецией, а что будет потом – никому еще неясно.
Второй путь обхода Украины – «Северный поток». Сейчас действуют две его ветки, проходящие по дну Балтийского моря, мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Но этого мало. Прогноз по экспорту газа в Европу на 2015 год – 166 млрд куб. м. Поэтому «Газпром» начинает прорабатывать вопрос расширения газопровода. На эту тему Алексей Миллер говорил на минувшей неделе с председателем правления нидерландской Gasunie Ханом Феннемом и представителем французской GDF SUEZ Жан-Франсуа Сирелли.
Еще одно важное замечание от «Газпрома» связано с идеей создания в ЕС Энергетического союза, который в идеале предполагает централизованные закупки газа всеми странами Европы. Господин Миллер заявил, что единая импортная цена на газ от «Газпрома» возможна, но это будет не самая низкая из тех цен, по которым мы поставляем газ в Европу. И, наконец, еще одна «страшилка» для европейцев – газопровод «Алтай», по которому газ будет поставляться в Китай. В отличие от «Силы Сибири», поставки по «Алтаю» идут с тех же месторождений, что и в Европу. А значит, если китайское предложение будет выгоднее, «Газпром» не сочтет невозможным сократить экспорт в ЕС в пользу новых восточных друзей.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".