Экономические тренды недели 20-24 апреля
Документ, полный пустоты
Министерство экономического развития опубликовало проект «Основных направлений деятельности правительства на 2016–2018 годы» – документ, мягко говоря, ни к чему не обязывающий, но очень парадный. Парадность заключается в одном ключевом тезисе – к 2018 году Россия должна выйти на общемировые темпы экономического роста. Сразу скажем: как это должно произойти, авторы не уточняют.
Начинается документ достаточно бодро. Авторы перечисляют вызовы и проблемы, с которыми столкнулась российская экономика. Это, например, падение мирового спроса на традиционные сырьевые ресурсы, геополитическая напряженность, выражающаяся в ограниченности доступа к западным рынкам капитала и технологий, а также тяжелая демографическая ситуация, предполагающая ежегодное сокращение населения в трудоспособном возрасте на 1 млн человек. Говорится о чрезмерно раздутом госсекторе, неэффективности социальных расходов, тотальном отставании России от мирового технологического прогресса. Причины, которыми можно было бы объяснить торможение российской экономики после 2011 года, не разбираются.
Остальная часть документа посвящена общим идеям и проектам, которые предстоит реализовать кабмину. Их много, поэтому перечислим самые показательные.
Сразу же смущают планы приватизировать к 2018 году большинство объектов нестратегического назначения и в целом сократить госсектор. Вызывает вопросы идея именно через госзаказ и закупки госкомпаний стимулировать развитие в стране инноваций. И совсем уж до неприличия напоминает президентский срок Дмитрия Медведева стремление разрабатывать инновации в рамках заданных сверху «дорожных карт» и на базе разномастных инновационных кластеров. О грядущем улучшении инвестклимата в стране можно даже не упоминать.
В самом начале документа говорится о проблемах с доступом к инвестиционному капиталу. Но раздел, посвященный этому вопросу, поражает своей слабостью. Конкретно в документе говорится только о докапитализации банков через механизм ОФЗ и субсидировании ставок по ипотечным кредитам. Авторов документа не смущает, что перечисленные инструменты по сути антикризисные, рассчитанные на короткий промежуток времени и, по мнению многих экспертов, явно недостаточные для активизации инвестиционного процесса. А вот про фронтальное снижение ставок, необходимое экономике, речи не идет – эта тема, видимо, окончательно отдана на откуп Центральному банку, самозабвенно борющемуся с инфляцией.
При этом упоминаются тарифы естественных монополий – те, что, по сути, подпитывают рост цен. Говорится, что они будут впредь индексироваться в соответствии с ориентирами ЦБ по инфляции. При этом же провозглашается благая цель по сокращению операционных издержек госкомпаний, к которым в том числе относятся естественные монополии. Но почему в случае повышения эффективности работы монополий и высвобождения у них дополнительных финансовых ресурсов необходимо по-прежнему индексировать их тарифы по инфляции? В таком случае ведь можно вообще рассмотреть вопросы заморозки тарифов.
Возможно, ОНДП и не предполагает подробных отраслевых планов по возобновлению экономического роста – как, в принципе, и все документы, выходящие из-под пера российских министерств. Но в таком случае возникает вопрос: в каком документе правительство наконец сможет продемонстрировать хотя бы начальные навыки стратегического планирования?
Копить вас заставят
Власти наконец-то поставили точку в длящемся не первый год споре о будущем накопительной пенсионной системы. «Судьба накопительного элемента пенсии – решение принято. Накопительный элемент сохранится», – торжественно заявил Дмитрий Медведев, открывая в минувший четверг заседание правительства. Таким образом, победа – за экономическим блоком кабмина и миллионами будущих российских пенсионеров. Среди проигравших – социальный блок, возглавляемый вице-премьером Ольгой Голодец, которая настойчиво боролась последние годы за отмену обязательных накопительных пенсий и превращение их в добровольные. Одно плохо – на то, чтобы отменить мораторий на перечисление в 2014–2015 годах накопительной части страховых выплат и в негосударственные пенсионные фонды, власть уже не хватило. А речь, между тем, идет о сумме более 0,5 трлн рублей, которые фактически изъяли у 22 млн будущих пенсионеров. Когда, в каком объеме и за счет каких источников будет происходить возврат этих денег, пока неясно.
В любом случае тот факт, что власти наконец-то определились в своем отношении к накопительной пенсионной системе, позволяет запустить на новом, более содержательном уровне еще одну застарелую дискуссию – как максимально эффективно использовать пенсионные накопления, объем которых сегодня составляет порядка 3 трлн рублей. Польза от них сейчас настолько мала, что даже пресловутая заморозка накопительных выплат на этом фоне выглядит удачной идеей: тут хотя бы деньги идут на понятные цели – выплаты нынешним пенсионерам. Еще одна претензия к накопительным пенсиям появилась как раз на минувшей неделе, когда Центробанк объявил годовые результаты НПФ по инвестированию накоплений. Средняя доходность 4,9% годовых при инфляции 11,4% – очень удручающие цифры. Только один небольшой фонд сумел обогнать инфляцию и продемонстрировал доходность 42% годовых. Правда, особо напрягаться для этого ему не пришлось – он вовремя вложил пенсионные накопления в валюту.
А хочется на самом деле, чтобы пенсионные накопления не просто лежали на депозитах в банках, но и вкладывались в реальную экономику. Для этого правительство готовит ряд новаций, расширяющих инвестиционные возможности НПФ. Наиболее интересная и рискованная из них – упростить покупку фондами облигаций, выпускаемых инфраструктурными организациями в рамках концессий. Сейчас покупать такие бумаги можно, только если им присвоен определенный рейтинг. Уже возникла идея вложить пенсионные деньги в строительство моста через Керченский пролив в Крым. Но обеспечат ли инвестиции приемлемую доходность? Вопрос остается без ответа.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".