Реформа выходит на торги
RNS стало известно, что на последнем совещании Алексея Улюкаева в должности министра экономического развития 14 ноября было принято решение провести реформу закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который распространяется на госкорпорации, госкомпании и ряд других субъектов, в которых доля участия государства (федерального или муниципального) составляет более 50%. Агентство приводит выдержки из протокола заседания Минэкономразвития. Планы МЭР — часть обсуждения большой реформы системы госзакупок, которую готовит правительство. Помимо Минэкономразвития, в обсуждении участвуют Минфин, ФАС и другие ведомства.
Планы Минэкономразвития для «Профиля» прокомментировали эксперты — профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, д.э.н. Людмила Пронина и председатель Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, к.э.н. Джомарт Алиев.
По данным RNS, на совещании было решено вывести из-под регулирования закона о закупках госкомпаний внутригрупповые сделки и закупки иностранных «дочек» госкомпаний, а также убрать из-под действия закона закупки финансовых услуг, приобретение государственной и муниципальной недвижимости и закупки электроэнергии в части обязательной покупки мощности.
«Внутригрупповые сделки и сделки иностранных дочек, закупки финансовых услуг давно нужно было выводить из-под действия закона, — считает Джомарт Алиев. — Государственная и муниципальная недвижимость не должна быть предметом конкурентных закупок. Закупки электроэнергии в части обязательной покупки мощности — это потенциал для того или иного производства для осуществления основного вида деятельности, какая тут конкуренция».
«Это не лучшая идея, — не согласна Людмила Пронина. — Когда выводятся субъекты из-под регулирования этого закона, когда не нужно проводить любые торги, даже неконкурсные процедуры (единственные поставщик, котировки), повышается стоимость закупок. Торги всегда ведут к понижению стоимости. Теперь же заказчики, органы власти будут расходовать больше средств своих бюджетов на закупки. Выведение из-под действия закона услуг различных видов, на мой взгляд, тоже плохо — особенно для муниципальной недвижимости, поскольку сейчас вся недвижимость продается по кадастровой стоимости, а это очень высокая стоимость. Это будет значительным обременением для бюджетной системы и для тех покупателей, которые будут решать оформлять сделки по покупке государственной и муниципальной недвижимости. Вывод из-под действия закона закупок электроэнергии — еще хуже. Тарифы на электроэнергию растут в 2-2,5 раза, а они в значительной мере зависят именно от части обязательной покупки мощности».
Минэкономразвития решил дополнить правила закупок у малого и среднего бизнеса. Теперь заказчики смогут применять ограниченный перечень способов закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей). Эти закупки смогут осуществляться только в электронной форме.
«Здесь больше положительных тенденций: идет либерализация закупок для малого бизнеса, — говорит Людмила Пронина. — С малым бизнесом у нас очень плохая ситуация, что бы мы ни говорили. Правда, сумма в 400 млн. — небольшая. Сейчас ввиду инфляционных процессов сумму можно было сделать повыше, но для этого нужны дополнительные расчеты. С ограничением на проведение торгов в электронной форме и на электронных площадках — уже сложнее. С электронными площадками вообще специфическая ситуация, хоть это и считается самым прогрессивным способом проведения закупок. Но я боюсь, что для малого бизнеса это может быть дороговато, потому что электронные площадки находятся в собственности крупных банков. Все зависит от регионов. То, что хорошо для Москвы, для субъектов может быть плохо».
Положение о закупках у широкого круга лиц любыми конкурентными и неконкурентными способами считает минусом. «Неконкурентные способы — это два шага назад, — уверена Пронина. — Самые неэффективные закупки проводятся как раз неконкурентным способом, то есть у единственного поставщика, по котировкам, по предложениям. А по данным Счетной палаты, в России слишком велика доля закупок у единственного поставщика. Так что это движение назад, и оно может привести к усилению коррупции».
Разрешение госкомпаниям исключить лишние требования к комиссиям по осуществлению закупок и к детализации протоколов Людмила Пронина считает в большей степени минусом. По ее мнению, это может привести к снижению качества услуг. Разрешение госкомпаниям отказываться от исполнения договора — плохо для потребителей, ждущих услуги, товары или работы, зависящие от закупок, особенно если госкомпания — монополист.
Одним из главных недостатков предложенных поправок Людмила Пронина считает решение ограничить случаи закупок, которые могут быть обжалованы в Федеральной антимонопольной службе. «Подать жалобу до окончания срока подачи заявок на закупку сможет любое юрлицо, а после окончания срока подачи заявок — только участник закупки. При этом рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только вопросами, составляющими предмет обжалования», — приводит выдержки из протокола заседания RNS.
«Минэкономразвития хочет участия ФАС в процессе закупок по 223-му закону, а ФАС — не менее важный агент в этой системе, — говорит Пронина. — Для госкорпораций остается больше свободы совершать какие-то вредные движения. Это шаг в пользу монополистов. И главный минус — возможная коррупция».
Однако Алиев считает иначе. «Это уберет возможность недобросовестной конкуренции — отдельные игроки могли пытаться парализовать закупки через решения ФАС», — полагает он.
Наделение же госкомпаний правом устанавливать требование об обеспечении заявок при начальной цене договора до 5 млн. рублей в размере 1%, свыше 5 млн. рублей — до 5% от цены договора положительно оценили оба эксперта. «Это поможет усилить контроль, — объясняет профессор РАНХиГС. — Это важное и правильное решение».
RNS пишет, что на совещании в Минэкономразвития было принято решение дополнительно проработать вопрос о сокращении объема информации о закупках госкомпаний, размещаемой в открытом доступе.
«Это нарушает основной принцип закупок — принцип открытости, — говорит Пронина. — Такого не должно случиться».
Алиев же предлагает сделать дополнительные послабления: «Мы слишком верим в электронные площадки, это перекос, и это вопрос можно было бы облегчить. И неплохо было бы отменить ежемесячную отчетность госкомпаний. Я считаю, что она не нужна».
«Цель любых реформ системы — это повышение эффективности закупок, которое выражается в большей экономии бюджетных средств, — считает Людмила Пронина. — Для этого, во-первых, и было задумано проводить закупки. Во-вторых, для снижения коррупции. А в-третьих, для увеличения охвата всех процедур и видов закупаемых товаров и услуг, для обеспечения их прохождения через этот фильтр — торги».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".