Профиль

Инфляция в помощь

Рынок добровольного медицинского страхования рос в 2015 году только на инфляции и продолжит такой же рост в текущем году. Участники рынка рассказали «Профилю» о своих антикризисных стратегиях, новом виде страхования — полисе ДМС для трудовых мигрантов — и дали прогнозы на конец года.

©

Рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) в 2015 году продолжил рост, хотя темпы этого роста снизились до минимума и отстали от средней инфляции по стране. Объем рынка за год составил 129 млрд руб., а рост – 3,6% (данные ЦБР). Это самый низкий показатель за последние годы. Поэтому многие участники рынка оценивают сложившуюся ситуацию как стагнацию.

Основную долю рынка – 87% – составили корпоративные программы ДМС. Полисы медстрахования стали привычной частью соцпакетов в крупных и средних компаниях, и работники явно хотят видеть их, даже если практически не пользуются медицинскими услугами. Кризис внес свои коррективы – работодатели редко готовы отказаться от программ ДМС, но стали искать способы экономии на них.

Оставшаяся часть – 13% – это розничный ДМС, приобретаемый частными клиентами. В основном это дети или родственники клиентов, застрахованных по корпоративным программам. А также ДМС для мигрантов – с 1 января прошлого года приобретение полиса стало обязательным для тех, кто хочет иметь право работать в России, не имея ее гражданства.

Корпоративный ДМС в прошлом году немного вырос – на 2% по сборам, но заметно «просел» по числу застрахованных (-10%) и числу заключенных договоров (-35%). С другой стороны, розничный ДМС заметно вырос по числу клиентов (прежде всего за счет мигрантов) и был немного более резв по объему собранных премий.

«По результатам первого квартала 2016 года можно сделать предварительный вывод о том, что по итогам текущего года падение корпоративного ДМС станет еще более выраженным, – уверен Антон Кушнер, генеральный директор АО «Русский Стандарт Страхование». – Сокращение финансирования медицины из федеральных и муниципальных бюджетов, сокращение фонда оплаты труда в силу снижения ВВП и, соответственно, отчислений в ФОМС и в дальнейшем обусловит рост индивидуальных расходов на платные медицинские услуги, что приведет к опережающему росту страхования физлиц по сравнению с юрлицами».

Рынок ДМС удержался «на плаву» во многом за счет роста стоимости полисов. «В 2015 году рынок ДМС рос в основном за счет инфляции», – категоричен Алексей Володин, заместитель генерального директора ООО СК «ВТБ Страхование». «Стоимость программ ДМС в прошлом году выросла в среднем на 10–12%. Основная причина – инфляция в сфере медицинских услуг из-за высокой доли импортных медикаментов, аппаратуры, расходных материалов и других предметов медицинского назначения», – комментирует Тамара Смирнова, вице-президент, директор по личному страхованию АО «СОГАЗ».

«Кризис ударил в основном по малому и среднему бизнесу, в меньшей степени затронул крупные корпорации и почти не коснулся больших международных компаний, – резюмирует «Профилю» Иван Командный, директор Центра корпоративного страхования СК «Альянс Жизнь». – При этом 2015 год продемонстрировал неоспоримую ценность ДМС. В кризис многие компании начинают урезать свой бюджет в части расходов на страхование, однако крупные работодатели понимают, что наличие ДМС в их соцпакете является неотъемлемой частью джентльменского набора для ведения бизнеса в современном мире».

Антикризисные стратегии страховых компаний

«Наиболее востребованные меры по снижению стоимости полисов – исключение дорогостоящих лечебных учреждений, пересмотр объема услуг, входящих в страховое покрытие, отказ от страхования родственников за счет средств компании и франшиза, – перечисляет «Профилю» Иван Шорников, заместитель генерального директора по развитию бизнеса СГ УРАЛСИБ. – Например, все больше компаний предлагают своим сотрудникам приобретать такие опции, как стоматология и госпитализация, за свой счет».

Ольга Стоногина, начальник управления корпоративного личного страхования «Абсолют Страхование», уверена, что реакция на кризис и стагнацию рынка не может быть одинаковой у всех страховщиков: «Каждая компания выбирает свою антикризисную стратегию: вводятся франшизы, нанимаются в штат врачи-психологи, замораживаются тарифы, несмотря на неуклонный рост цен на медицинские услуги в коммерческих ЛПУ, пересматриваются программы страхования».

В отличие от кризиса 2008 года, сегодня почти все комментаторы упоминают софинансирование или франшизу. Имеется в виду использование личных средств страхуемого работника в программе корпоративного ДМС – в части уплаты либо страховых взносов, либо самого лечения.

«СК «Альянс Жизнь» запустила программу ДМС с франшизой. Наш вариант франшизы – это так называемый соплатеж в ДМС, который позволяет не просто не повышать стоимость страховки, но даже снизить цену. Allianz в России реализовывал ДМС с франшизой и ранее. Однако предложение компании было ограничено: большинство клиник имели технические сложности в переформатировании процесса оплаты счетов, когда одну часть оплачивает страховщик, а другую – сам пользователь услуги. Поэтому мы решили перенести взаиморасчеты непосредственно на сторону взаимодействия страховщика и застрахованного. В компании внедрили цифровое решение для активации франшизы и ведения взаиморасчетов, клиенту достаточно завести виртуальный счет для оплаты франшизы в личном кабинете на сайте Allianz. Введение соплатежа позволяет клиентам-страхователям сэкономить на стоимости программы без ущерба объему покрытия, а также дает возможность включить ЛПУ более высокого уровня без удорожания программы. Застрахованные, в свою очередь, платят только в том случае, когда это необходимо, и могут пользоваться своим полисом как дисконтной картой с внушительной скидкой, когда речь идет об обращении в клиники премиального сегмента. Новое цифровое решение нашей компании по ДМС подтверждает репутацию Allianz как одного из главных инноваторов страхового рынка и реализовано в рамках инициативы глобальной стратегии развития нашего акционера «Дигитализация по умолчанию».

«При необходимости софинансировать ДМС работник, возможно, и вовсе откажется от него, если не рассматривает его как «благо». И если он его таковым не считает, то работодатель напрасно тратил на него деньги все эти годы, оплачивая 100% корпоративного ДМС», – объясняет выгоды работодателя «Профилю» Антон Кушнер.

«Работодатели активно вводят практику софинансирования страховых взносов сотрудниками предприятий, – подтверждает Андрей Ляпунов, заместитель директора дирекции ДМС СК «МАКС». И объясняет опасения этой практики со стороны страховых компаний: «Люди, которые тратят на ДМС свои личные деньги, стараются «отбить» их по максимуму. То есть происходит рост обращений застрахованных в ЛПУ, политика которых направлена прежде всего на получение прибыли за счет навязывания дополнительных медицинских услуг».

С другой стороны, при оплате работником части лечения напрямую лечебному учреждению компания-страхователь получает экономию бюджета до 30%, а сотрудник платит только в том случае, когда есть необходимость в лечении, а не в момент покупки полиса, подчеркивает Иван Шорников.

«Механизм соплатежа (франшизы) при получении медицинской услуги включает рациональный выбор пациента, – подчеркивает Антон Кушнер. – Когда услуга абсолютно необходима с медицинской точки зрения, пациент, безусловно, будет готов оплатить небольшой размер собственного участия. Если же услуга носит «условно-обязательный» или несрочный характер, возможно, клиент и вовсе откажется от ее получения при необходимости что-то платить. Иными словами, франшиза «включает» эластичность спроса, что в конечном счете приводит к снижению затратности ДМС для всех его участников».

«Еще в 2014 году ВТБ Страхование выпустило на рынок корпоративную версию полиса «Управляй здоровьем!» на случай диагностирования онкологических и других критических заболеваний. Его уникальность заключается в сочетании высоких страховых выплат – до 1,5 млн рублей, медицинского ассистанса и умеренной стоимости. К слову, такая страховка недорого обойдется и физлицам, а для корпоративных клиентов мы предлагаем еще более низкий тариф.

Программа «Управляй здоровьем!» может стать как дополнением к ДМС, поскольку стандартно риски онкологии и критических заболеваний в нее не входят, так и заменить ДМС. Так, например, некоторые предприятия, вынужденные сократить бюджет на страхование сотрудников, оформили корпоративную программу «Управляй здоровьем!» Таким образом, сотрудники получают денежные средства и помощь в лечении серьезных заболеваний, а компания – лояльность сотрудников и экономию бюджета. А в прошлом году мы модифицировали продукт, поэтому по желанию можно оформить дополнительную опцию – лечение онкологических заболеваний в ведущих зарубежных клиниках. Если речь все же идет о классическом ДМС, то всегда есть возможность адаптировать программу под нужды и бюджет конкретного клиента. Наши специалисты всегда готовы посоветовать наиболее подходящие варианты».

Последнее для страховых компаний становится все более и более важно из-за противоположности их интересов и интересов лечебных учреждений. «Мы ощущаем некоторую агрессивность в навязывании услуг нашим клиентам со стороны клиник, предложений (вплоть до обзвона по телефону всей базы прикрепленных пациентов) пройти диспансеризацию или «более углубленные обследования» за счет программы ДМС, – констатирует Анна Тимерова, заместитель генерального директора АО СК «ПАРИ». – В таких случаях приходится «охлаждать» пыл, вплоть до перевода коллектива на другую лечебную базу. Все это вполне может оказаться отчаянными попытками лечебных учреждений справиться со своими финансовыми проблемами».

Впрочем, практика софинансирования и франшиз характерна скорее для средних, а не для крупных предприятий. Тамара Смирнова, представляющая лидера отрасли, компанию СОГАЗ, уверена: «Несмотря на кризис, большинство работодателей предпочитают не перекладывать расходы на медицинские услуги на своих работников даже частично, поскольку это может иметь негативный социальный эффект. Тем не менее мы не исключаем появления спроса на такой продукт в будущем».

Наталья Клименко, директор департамента личного страхования ПАО «САК «Энергогарант», подчеркивает актуальность и иных оптимизационных стратегий, помимо софинансирования и франшизы: «Учет специфики условий труда страхователя, заболеваемость, возрастной состав коллектива. Под конкретного клиента определяется набор медицинских услуг, перечень лечебных учреждений. Кроме того, возможно сочетание услуг ОМС +ДМС». Наконец, эффективна и обычная работа по созданию базы лечебных учреждений с различным уровнем оснащения, профилем медицинских услуг, качеством оказания медицинской помощи, их доступности, что позволяет включить в программы страхования ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения), отвечающие современным требованиям диагностики и лечения, ценовой политики, т.е. с учетом бюджета страхователя. «Прикрепив» максимальное количество застрахованных к ЛПУ, страховщик может рассчитывать на скидки от лечебного учреждения.

«Даже в сложных условиях кризиса многие компании сохраняют социальный пакет для своих сотрудников, основой которого является ДМС. Современное ДМС – это не только прикрепление к поликлинике, но и возможность получить всестороннюю информацию о состоянии здоровья сотрудников, выявить ключевые факторы риска и влиять на них с помощью профилактических мероприятий. Наш опыт показывает, что современные ДМС-программы позволяют добиться значительного снижения заболеваемости в коллективе (до 40–50%), увеличить выявление хронических заболеваний (на 10–15%), снизить количество дней (на 20%) и средний срок (на 30%) временной нетрудоспособности. Для достижения таких результатов мы используем технологию healthmanagement – управление здоровьем персонала. К компании прикрепляется врач-куратор, который ведет статистику заболеваемости сотрудников, составляет на ее основе карту здоровья, что позволяет оптимизировать под нужды конкретного коллектива сами программы и их стоимость за счет перераспределения опций и профилактики. Экономия бюджета при этом достигает 15–30%. Если отказаться от опции «стоматология», то можно снизить стоимость программы страхования на 20–25%. Стандартный пакет ДМС, как правило, остается прежним. Однако мы считаем, что будущее – за грамотным управлением здоровьем сотрудников с помощью специально разработанных сервисных программ».

Эти «хитрые» мигранты

Объем рынка ДМС мигрантов комментаторы «Профиля» оценивают по-разному: от 1 млрд до 3,5 млрд руб. Рынок новый, с множеством «подводных камней».

Наталья Клименко называет «Профилю» цифры: цена полиса минимальная, при включении в нее всей экстренной помощи его стоимость 3700 руб., с ответственностью – 400 тыс. руб. Учитывая высокую обращаемость мигрантов и тяжесть заболеваний, убыточность страховщика растет, в среднем составляет 90–95%. «Считаем, что стоимость полиса должна быть увеличена в 2–2,5 раза, т. к. у застрахованных, которые попадают по экстренной помощи в лечебные учреждения, выявляют ряд тяжелых заболеваний, требующих диагностики и лечения, значительных затрат», – подчеркивает она. Отмечен рост мошенничества на этом рынке. «Надеемся, что с введением с 01 июня 2016 года защищенных бланков полиса мошенники потеряют интерес к этому виду», – говорит она.

Пока страхование мигрантов является более интересным направлением с точки зрения прибыльности по сравнению с классическим ДМС, но менее стабильным из-за постоянных изменений миграционной политики, уверен Иван Шорников. Уровень страховой грамотности мигрантов растет, с 2016 года объем услуг в программе для мигрантов расширился (законодательное требование), и эти факты будут отрицательно сказываться на экономике продукта, что, скорее всего, приведет к росту стоимости полиса.

«В условиях экономической нестабильности большинство компаний столкнулось с необходимостью пересмотра своих расходов, в том числе на страхование. Многие предприятия не готовы полностью отказаться от добровольного медицинского страхования, однако заинтересованы в оптимизации программ ДМС и снижении их стоимости. Учитывая новые пожелания своих действующих и потенциальных партнеров, компания «Энергогарант» разработала новые пакеты «антикризисных» программ, которые сокращают расходы страхователя, сохранив при этом набор медицинских услуг, необходимых конкретной организации. Если ранее были востребованы комплексные программы, то в настоящее время мы предлагаем оптимизированные программы, учитывающие специфику условий труда в той или иной организации, заболеваемость, возрастной состав коллектива. Совместно с заказчиком мы определяем набор наиболее востребованных медицинских услуг, перечень лечебных учреждений. Кроме того, мы готовы предложить сочетание услуг ОМС и ДМС, в некоторых случаях включаем франшизу или софинансирование. За длительный период работы «Энергогарант» создал обширную базу лечебных учреждений с различным уровнем оснащения, профилем медуслуг, отличающихся дополнительным сервисом. Это позволяет нашим клиентам выбирать для своих программ такие лечебные учреждения, которые, с одной стороны, отвечают современным требованиям диагностики и лечения, с другой – имеют ценовую политику, соответствующую бюджету заказчика».

2016 год: рост за счет инфляции

«В начале 2016 года мы наблюдаем панический рост цен на рынке со стороны наших конкурентов, – говорит Иван Командный. – Дело в том, что для большинства лидеров рынка сегмент ДМС был убыточен на протяжении последних нескольких лет. Более того, в 2015 году, когда совокупный рост себестоимости приблизился к 15%, большинство страховщиков оставило цены на прежнем уровне. Это привело к накоплению еще больших убытков. Реактивное управление этой ситуацией привело к резкому росту цен в 2016 году, даже более резкому, чем того требует реальная ситуация». Некоторые другие игроки рынка также обращают внимание на вероятный скачок цен на страховые полисы в 2016 году и связывают с ним рост страховых взносов в 2016 году.

Опрошенные «Профилем» специалисты и руководители страховой отрасли ждут в основном продолжения в 2016 году тенденций, сложившихся в 2015‑м. И прежде всего медленного роста отрасли. Пессимисты говорят о 2‑процентном росте сбора премий, оптимисты – о 5–7-процентном, что может даже превысить инфляцию по итогам года.

По нашим прогнозам, говорит Иван Шорников, в 2016 году прирост рынка ДМС составит около 2%, объем вырастет до 132–133 млрд рублей. Рост будет обусловлен в большей степени инфляцией, в меньшей – развитием розничных продаж, включая новый вмененный вид – страхование мигрантов. Наталья Клименко также не дает больше 2–3% роста сборов, в основном за счет корпоративных клиентов.

Наталья Харина, управляющий директор управления урегулирования убытков по личным видам страхования Группы «Ренессанс страхование», уверена в 5–7% роста, убеждая, что «за последние девять лет ДМС стало неотъемлемой частью соцпакета, поэтому рынок, скорее всего, ждет умеренный рост». Цифру 7% называет и Андрей Шарков.

Средней позиции придерживается Тамара Смирнова, ожидая 3–5% роста, исходя из статистики I квартала 2016 года (+4,7%).

Антон Кушнер заочно ей возражает: традиционно сегметт ДМС в I квартале показывает больший рост, чем в целом по году, – в I квартале 2015-го все началось с 8-процентного номинального роста, и по году он составил 3,6%. Первый квартал 2016 года показал рост всего лишь на 4,7%. Кушнер не называет точную цифру, но, похоже, склоняется к лагерю пессимистов: продолжится рост ДМС за счет средств физлиц и достигнет не менее 20%. Корпоративное ДМС покажет отрицательный прирост, следует ожидать развития каналов дистрибуции продуктов по ДМС для физических лиц, таких, как банки, сall-центры, салоны мобильной связи, почтовые отделения, а также следует ожидать роста доли интернет-страхования.

Самое читаемое
Exit mobile version