22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Место под солнцем: кто и зачем переезжает на российский юг
Краснодарский край Севастополь Сочи строительство Экономика

Место под солнцем: кто и зачем переезжает на российский юг

Южные субъекты Федерации и области, близкие к крупным городам, остаются самыми привлекательными регионами для переезда россиян. В первой десятке по внутренней миграции – Краснодарский край, Севастополь и Крым. Кто и зачем переезжает поближе к морю и солнцу и какие проблемы они привозят местным, разбирался «Профиль».

Элитные жилые дома на набережной Крыма

Набережная Крыма

©Виктор Коротаев/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

Тесно круглый год

«Если есть на свете рай, это Краснодарский край» – слоган еще советских времен, над которым часто иронизируют. Но, похоже, для северных регионов цветущая Кубань – по-прежнему самое заветное место в России. Каждый год сюда переезжают по 30–50 тыс. человек. Популярнее только Московская и Ленинградская области. Да и по численности населения край уступает лишь столичной агломерации – 5,8 млн жителей.

По традиции на Кубань чаще всего перебираются жители Сибири и Крайнего Севера. Многие едут из Украины, реже из Казахстана и Узбекистана. Новый слоган «Жарко круглый год» вполне можно перефразировать – «Тесно круглый год».

Краснодар уже давно называли миллионником. В 2017-м городское УВД насчитало 1,3 млн жителей. А к 2021-му по учетным карточкам полиции было на 400 тысяч больше. В статистику не вошли те, кто снимает жилье без временной прописки, живет у родственников, приезжает в Краснодар на заработки из станиц. Но для официального статуса надо было подождать результаты Всероссийской переписи населения.

И вот наконец по предварительным итогам насчитали больше миллиона жителей. «Рост действительно рекордный. За последние десять лет Краснодар вырос в два раза – ни один город в России не развивался такими темпами», – отметил мэр столицы Кубани Андрей Алексеенко. Статус, скорее всего, обеспечит больший объем финансирования из федерального бюджета – будет легче обосновать необходимость новых школ, больниц, дорог, привлечь крупных инвесторов. И, возможно, это даже позволит вернуться к идее строительства метро – последний раз об этом всерьез говорили в 80-е.

По данным регионального Минздрава, за 2021 год в Краснодарском крае родились почти 60 тыс. малышей. Умерли 97 138 человек. Но город прирастает приезжими. И хотя к 2040-му численность населения Краснодара может составить свыше трех миллионов, пока обеспечить комфортную среду не удается даже для одного миллиона. Местные винят «понаехов», активисты – власти и застройщиков.

Хватит расширяться

У южного рынка недвижимости своя специфика. Краснодарский край традиционно входит в тройку лидеров по объему ввода жилья, а заодно и по количеству долгостроев. Еще одна большая проблема – самострои. Особенно много таких объектов в Сочи. Школ не хватает. Чтобы решить проблему, в год нужно возводить 15 образовательных объектов и 25 детских садов. И так – в течение десяти лет. В некоторых районах набирают больше 30 первых классов, обучение идет в две смены. Не хватает поликлиник, как, впрочем, и медработников.

Зарплаты в среднем ниже, чем в Москве, Санкт-Петербурге и северных регионах. Есть вакансии в строительстве и сфере туризма. На курортах примерно треть работоспособного населения занята в неформальном секторе: индивидуальные предприниматели, самозанятые, физлица, сдающие в аренду жилую недвижимость.

И даже море для краснодарцев оказывается зачастую такой же далекой мечтой, как и для сибиряков. Расстояние от столицы Кубани до ближайшего пляжа – 120 км, но дорога из-за пробок займет все восемь часов. И все же тех, кто мечтает о теплом климате, это не останавливает.

«Краснодар по рейтингам входит в десятку европейских городов с самым быстрым ростом численности населения. И это исключительно миграционный прирост. Естественный отсутствует, как и в большинстве регионов, кроме Северного Кавказа», – говорит заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. В 2018–2019 годах он помогал разрабатывать стратегию социально-экономического развития города до 2030-го и подробно занимался вопросами миграции.

«До этого анализа мы ошибочно думали, что типичный портрет мигранта – человек зрелого возраста, отработавший многие годы на Севере, в нефтеносных областях, и желающий пожить на пенсии в тепле. Но на самом деле это далеко не так, – рассказывает Полиди. – В Краснодар чаще приезжают люди старше 35 лет – наиболее активные в экономическом смысле. Поэтому край входит в первую тройку по стране по числу субъектов малого и среднего предпринимательства. Приезжие сами занимаются бизнесом, инвестируют, создают рабочие места».

Но городская среда деградирует – коммунальная и транспортная инфраструктура испытывает огромные нагрузки, люди задыхаются в многокилометровых пробках, экология заметно ухудшается.

Новые жилые дома в Краснодаре

Новые жилые дома в Краснодаре

Shutterstock/FOTODOM

«Площадь города сильно увеличилась, на окраинах появились Западный Обход, Панорама, Восточно-Кругликовский район – плотность населения там высокая. А центр во многом остался большой деревней: земля дорогая, коммуникаций нет, очень высокая себестоимость строительства, – обращает внимание Полиди. – Там частная рыхлая застройка. При том что вся деловая активность именно в центре. Проблем добавляет маятниковая миграция – примерно 150 тысяч машин въезжают в город утром и выезжают вечером. Грубо говоря, на работу в центр приезжают дополнительно 200–300 тысяч человек».

Пора остановить поглощение прилегающих территорий, считает Полиди. Нужно развивать центр, разумно сочетая развлекательную, деловую и жилую зоны. А в городской агломерации, где проживают два миллиона человек, протянуть сеть электричек, скоростных трамваев. Но это все миллиардные вложения, и силами частных инвесторов задачу не решить – нужно участие государства.

В Сочи застройка не очень

В курортных городах проблема выражена еще более ярко. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Сочи проживали более 420 тыс. человек. Сегодня – 720 тыс. И это тоже в основном миграционный прирост.

По словам собеседника «Профиля» из строительного бизнеса, в мае продажи недвижимости резко упали: на 80% – в эконом-классе и на 60% – в элитном. Но состав покупателей не изменился: едут из Москвы, Челябинска, Сургута, Красноярска, Тюмени. Кто-то продолжает вести бизнес на Севере, периодически отогреваясь на юге, кто-то переезжает с концами – продав всю собственность в родном городе. Много бывших чиновников и членов их семей. В основном приезжают люди старше сорока, молодежи мало – для них нет подходящей работы.

Окна с видом на отдых: стоит ли покупать квартиру или апартаменты на российских курортах

Популярность Сочи, резко возросшая после Олимпиады и во время пандемии, сыграла с городом злую шутку, превратив его в одну большую стройку. В 2009–2019 годах в эксплуатацию ввели 4,5 млн квадратных метров жилья. Нередко – с нарушением элементарных норм. В прошлом году цены на недвижимость в курортных городах поднялись значительно выше, чем в среднем по стране. Абсолютным лидером стал Геленджик, следом идут Новороссийск и Анапа. На эти города обратили внимание, когда цены в Сочи стали совсем уж неподъемными.

Инфраструктуру, как это часто бывает, не развивали вовсе. Например, в некоторых сочинских высотках вода не поднималась выше первых этажей. Плотность населения угрожающе выросла даже в сейсмических районах, где она не должна составлять более 300 человек на гектар. Дефицит в дошкольных учреждениях – девять тысяч мест, а в школах при режиме работы в первую смену – около 25 тысяч.

Наконец в 2021-м масштабную стройку в Сочи временно прекратили. Площадь возводимого жилого частного дома ограничили 300 квадратными метрами, чтобы застройщики, пользуясь лазейками, возводили многоквартирные дома. Город получил небольшую передышку.

Город не только русских моряков

Активно разрастается и Севастополь – за восемь лет его население увеличилось на треть. Произошло это за счет миграции, а не рождаемости: только за январь–март 2022-го, по данным Крымстата, естественная убыль в городе составила почти 900 человек. Согласно предварительным итогам переписи, на сегодняшний день в Крыму проживают 1,935 млн, а в Севастополе – 548 тыс. Но губернатор Михаил Развозжаев уверен, что жителей больше: «Когда проходила перепись, была самая жесткая ковидная волна. И не до всех мы дошли».

Мария Литовко: "Если Севастополю чего не хватает, так это федеральных торговых сетей"

Сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева обратила внимание, что за минувшие восемь лет население города только официально выросло в полтора раза: «Это видно и по объему образования мусора, и по выпечке хлеба». При этом свои жилищные условия улучшают не местные, а те, кто приезжает. Средняя зарплата на полуострове значительно ниже, чем в столичном регионе, а цены на квартиры высокие, как и аренда жилья. Стоимость метра на главной улице города – Большой Морской ничуть не уступает московским спальным районам.

Проведенная перепись действительно не отразила реальное количество жителей города и стала фактически мероприятием «для галочки», говорит председатель градостроительного комитета Заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов: «Проблема Севастополя не только в том, что россияне переезжают в южные регионы. В городе остались граждане Украины, жители Донбасса, приехавшие сюда в 2014 и 2015 годах. Их точное число неизвестно. Многие живут в садовых товариществах. Существенно выросла нагрузка на транспортную систему и инженерные сети, школьные классы переполнены. Не справляется система медицинского обслуживания».

Необходимо выяснить точное количество жителей города и прекратить практику бездумной застройки новых территорий, настаивает Горелов. До тех пор, пока инженерные коммуникации, транспорт, система образования и медицинского обслуживания не обеспечат комфортный уровень жизни для де-факто существующего населения Севастополя, говорить о некоем, пусть даже комплексном развитии новых территорий преждевременно. Что, впрочем, справедливо и по отношению к другим южным регионам России, уже довольно сильно «перегретым».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".