На рынке наружной рекламы создается "Единый оператор"
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" №160605-8 по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций» (далее – Законопроект) внесен в Государственную думу ФС РФ 8 июля 2022 года и принят в первом чтении 15 июля 2022 года на внеплановом пленарном заседании, инициатором которого выступил депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от партии «Единая Россия» Артем Кирьянов. Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин на пленарном заседании особенно подчеркнул, что принятие данного законопроекта не должно «обидеть» рекламную отрасль, а также о необходимости исключения влияния иностранных компаний в данном сегменте бизнеса и обеспечения информационной безопасности размещаемого на цифровых рекламных конструкциях контента.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан в целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной информации и информации, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации, утраты государством оперативного контроля за размещением информации, угрожающей интересам национальной безопасности, а также разжигающей межнациональную рознь, оскорбляющей граждан по национальному, профессиональному или религиозному признаку, в том числе в результате кибератак и (или) хулиганских действий.
В нем предусматривается создание «Единого оператора» – коммерческой организации, непосредственного участника рынка наружной рекламы, наделяемого беспрецедентными полномочиями, которая взамен должна обеспечить безопасную передачу информации на все цифровые рекламные конструкции страны, то есть разработать соответствующий программный продукт. В числе предоставленных полномочий:
- Право заключения договоров на установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций на государственной и муниципальной земле и общественном транспорте сроком на 30 лет без проведения конкурсной процедуры (торгов) на любой привлекательной локации, тогда как другие операторы наружной рекламы могут заключать такие договоры только по результатам торгов на срок не более 10 лет. Предоставление «Единому оператору» права заключать договоры на любых локациях с указанным сроком действия делают места, выставляемые на торги государственными и муниципальными органами для других операторов наружной рекламы, инвестиционно непривлекательными. Как результат – данные места покупаться рекламным сообществом не будут, что фактически повлечет за собой монополию «Единого оператора».
- Возможность не соблюдать правила отраслевого законодательства в части безопасности установки рекламных конструкций, а также возможность установки рекламных конструкций на объектах исторического и культурного наследия. Бесконтрольная установка рекламных конструкций без соблюдения определенных норм безопасности приведет к аварийным ситуациям на автомобильных дорогах и даже, возможно, к причинению вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
- Предоставление права не получать разрешения на установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций в муниципальных органах.
- Обязанность других операторов наружной рекламы пользоваться разработанным программным продуктом (информационным ресурсом) без определения на законодательном уровне размера платы за такое использование.
- Передача полномочий, принадлежащих муниципальным органам, по разработке схемы установки цифровых рекламных конструкций.
Такие преференции для одной компании, с точки зрения остальных участников рынка наружной рекламы, приведут к банкротству многих операторов, причем не только цифровой рекламы, но и статичной. Это мнение нашло отражение в протоколе заседания одной из авторитетных отраслевых общественных организаций НАВК (Национальная ассоциация визуальных коммуникаций, которая представляет значительную часть рынка наружной рекламы страны). Итоговый протокол не был подписан только одним участником заседания – компанией Russ Outdoor. Именно эту компанию остальные участники считают единственным претендентом на роль «Единого оператора» с учетом прописанных в законопроекте требований.
Не просчитаны последствия банкротства существующих компаний с потерей десятков тысяч рабочих мест не только в рекламном сегменте, но и смежных отраслях. В законопроекте нет и намека на оценку стоимости программного продукта, который остается в собственности «Единого оператора», и за это же «Единому оператору» предоставляются преференции в виде установки конструкций без конкурентных процедур (торгов) на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, проведение которых приносит прибыль в муниципальные бюджеты.
Монополизация любых рынков негативным образом сказывается на экономическом развитии государства, поскольку она приводит к его неэффективности. В результате в отрасли может сложиться ситуация, при которой появится монополист с серьезными функциями, поступления в бюджет изменятся, большинство операторов наружной рекламы уйдут с рынка или обанкротятся, качество предоставляемых услуг упадет, а цена на них вырастет.
Искусственная монополизация ведет к увеличению социальной дифференциации общества, так как бизнесы всех участников рекламного рынка (малый и средний бизнес), строящиеся упорным трудом на протяжении продолжительного времени, отойдут монополисту, то есть ровно к тому, с чем борется государство. Последствия при банкротстве практически всех участников рынка больно ударят по социально активной, с широким кругом взаимодействия в обществе, креативной группе граждан (работникам рекламной сферы и их семьям), численностью в десятки тысяч человек (от органов муниципального самоуправления до индивидуальных предпринимателей), которые деятельно поддерживают государственную политику социальной рекламой, гуманитарной помощью, бдительно следят за достоверностью и прогосударственной направленностью размещаемой информации, что особенно важно в период проведения специальной военной операции. Именно этих активных прогосударственно настроенных граждан в результате непросчитанного действия законопроекта ущемляют и пытаются оттолкнуть в сторону лагеря оппонентов. Социальная справедливость – одна из наиболее важных правовых ценностей современного общества, поэтому доведение до вынужденного банкротства практически всех операторов наружной рекламы в угоду одной коммерческой компании вызовет стойкое неприятие в обществе.
По утверждению участников рынка наружной рекламы, на данный момент все инвестиции в отрасль приостановлены. За развитием ситуации следят и игроки других сегментов рынка, ведь прохождение в первом чтении данного законопроекта олицетворяет пример возможности монополизации той или иной отрасли бизнеса абсолютно в любой момент, что порождает ненужную тревожность и осторожность в инвестировании.
10 августа 2022 года состоялся первый Съезд Союза операторов наружной рекламы, в котором приняли участие более 200 владельцев рекламных конструкций из различных регионов России. В поддержку рекламной отрасли и с предложениями о поправках в законопроект выступили глава фракции ЛДПР Леонид Слуцкий, депутат Государственной думы РФ от партии «Справедливая Россия – за правду» Дмитрий Гусев, депутат Государственной думы РФ от партии «Новые люди» Антон Ткачев, депутат Государственной думы РФ от партии КПРФ Мария Дробот, уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве Татьяна Минеева, а также представители отраслевых ассоциаций и общественных организаций, которые высказались о недопущении принятия данного законопроекта.
Представители индустрии наружной рекламы провели дискуссию с целью определения проблем, которые могут возникнуть в случае вступления в силу изменений в Федеральный закон «О рекламе», принятый 15 июля 2022 года Государственной думой ФС РФ в первом чтении.
Участники съезда согласились, что поставленной цели информационной безопасности при распространении цифровой рекламы возможно достигнуть за счет: (1) ограничения иностранного участия в капитале операторов наружной рекламы по аналогии с ограничениями, характерными для регулирования отрасли СМИ; (2) унификации обязательных требований к безопасности программного обеспечения, используемого при размещении цифровой рекламы, создания инструмента незамедлительного прекращения демонстрации неправомерной информации через систему доступа. При этом создание единого оператора абсолютно нецелесообразно, так как рекламная отрасль способна и готова саморегулироваться.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".