25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. На страже Родины
Экономика

На страже Родины

Нынешнее противостояние России с Западом для людей, рожденных в СССР, выглядит как возвращение в прошлое. Только в данном случае за призраком железного занавеса скрываются прежде всего экономические интересы. 

Реакция на санкции проявилась не только во внешней политике России, но прежде всего во внутренней – Кремль в очередной раз использовал ситуацию, чтобы «закрутить гайки». Прежде всего российская власть решила снизить зависимость от Запада собственной элиты. А затем нажать на свободно передвигающихся через границу людей – может быть, кому-то из них станет удобнее остаться за границей навсегда? И, наконец, вернуть большие деньги из офшоров: Кремлю вполне справедливо кажется, что контроль за крупным бизнесом ослаблен и у него слишком много «западных» интересов. Однако результат всех этих усилий может разочаровать российские власти.

Первые санкции и контрсанкции

Впервые в истории новой России санкции против нее были запущены в теперь уже далеком 2010 году Евросоюзом из-за дела Сергея Магнитского. Касались они лишь узкого круга лиц (тогда 61 человек), которые были связаны со смертью юриста. Россия сделала вид, что ее это не волнует.

В декабре 2012 года США сделали то, чего 20 лет добивалась Россия, – сняли торговые ограничения, введенные еще в пору войны СССР в Афганистане, отменили поправку Джексона–Вэника. Это была несомненная победа российской дипломатии. Но тем же законом были продублированы решения Евросоюза двухлетней давности. Реакция России на сей раз оказалась неожиданно резкой – немедленно был принят закон, вводивший аналогичные ограничения для американских граждан и запрещавший усыновление американцами детей из России (получивший в народе название «закон Димы Яковлева» или «закон подлецов»).

Этот закон послужил началом больших перемен во внутренней политике России. Кремль решил провести превентивные меры, чтобы аналогичные законы и санкции на отдельных лиц не затрагивали российских чиновников. Для этого надо было «избавить» их от западных счетов и собственности.

Национализация элит

В мае 2013 года был принят закон о запрете чиновникам иметь счета за границей и торговать иностранными финансовыми инструментами (акции, облигации и пр.). С самого начала формулировка целей закона выглядела несколько сомнительно: «… обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, упорядочение лоббистской деятельности, расширение инвестирования средств в национальную экономику и повышение эффективности противодействия коррупции…» Получается, что, имея загрансчет, чиновник автоматически превращается в иностранного лоббиста? И это приняло такие масштабы, что уже угрожает нацбезопасности страны и влияет на макроэкономические показатели?

Сергей Савостьянов / ТАСС
©Сергей Савостьянов / ТАСС

Прошло два года с момента принятия этого закона – можно подводить первые результаты. Пара чиновников высокого ранга ушли с работы, чтобы не закрывать свои загрансчета. Депутат Владимир Пехтин сложил свои полномочия из-за разоблачений Алексея Навального. Не потому, что имел загрансобственность, а исключительно потому, что не задекларировал ее. Собственно, внешне на этом всё.

А «дыры» закона стали еще виднее

Во‑первых, по странному стечению обстоятельств из этого закона в процессе его единодушного принятия в Думе испарился запрет на владение недвижимостью за границей. Хотя прямо сказать, даже если бы он и остался в законе, это мало чему помогло бы. Нескромные домики российских бюрократов были бы переоформлены на совершеннолетних детей, на потерянные паспорта, а кто поквалифицированнее – на безотзывные трасты, анонимные офшоры или любые западные компании. Но создавать себе даже такие мелкие неудобства депутаты не захотели.

Вторая дыра закона – это доли в иностранных предприятиях. Как выяснилось, в законодательстве нет определения «иностранный финансовый инструмент». Это создало «серую зону», которая была сразу же истолкована в пользу чиновников и депутатов. Сначала было дело кандидата в депутаты Калининградской облдумы Андрея Горохова: за несколько дней до голосования у него обнаружились доли в предприятиях и недвижимости в Австрии, но избирком не стал его отстранять от участия в выборах. А потом появилась и судебная практика – в отношении депутата Заксобрания Архангельской области Михаила Палкина, также обладавшего долями в иностранных предприятиях. Верховный суд РФ установил, что доли в иностранных предприятиях нельзя расценивать как «иностранный финансовый инструмент», так как в российском законодательстве доли не подпадают под понятие «финансового инструмента» вообще.

И чего же тогда добился закон, кроме популистской шумихи? Чиновнику нельзя иметь счет в загранбанке, но можно иметь заграннедвижимость и доли в иностранных компаниях. А имея долю, он может иметь корпоративные кредитные карты. Все то же самое, но косвенным путем. Закон боролся не с сутью вещей, а только с их внешней формой. Но формой важной: лично на себя чиновник предпочтет лишний раз не регистрировать собственность или факт распоряжения деньгами. А значит, западные санкции, какие бы они ни были, не смогут на него повлиять. И чиновник свободен в своих антизападных действиях и риторике. Возможно, именно это и было настоящей целью принятия закона.

Большой брат смотрит на тебя…

Удар пришелся не только по чиновникам. Вслед за новым витком западных санкций против России (в связи с включением Крыма в состав страны и украинскими событиями) государство решило ужесточить правила для всех граждан, имеющих подозрительные связи с заграницей.

4 июня 2014 года российский законодатель ввел процедуру обязательного декларирования второго гражданства и любого постоянного права проживания за рубежом. Закон вступил в силу 4 августа, а тех, кто не уложился в 60 последующих дней с декларированием (срок кончился более полугода назад), но раскаялся и пришел позже, можно пожалеть – предусмотрен незначительный штраф, от 500 до 1000 рублей.

Валерий Мельников / РИА Новости
©Валерий Мельников / РИА Новости

Но если само государство озаботится и выяснит факт наличия второго гражданства или даже какого-нибудь ПМЖ, то тут уж вводится уголовная ответственность со штрафом до 200 тысяч рублей или зарплаты/дохода за год или обязательными работами до 400 часов (это 50 полноценных рабочих дней). Пока еще не тюрьма, но выехать за границу человек не сможет, пока не отбудет всего наказания. И до конца жизни должен будет писать во всех анкетах о наличии у него уголовной судимости. Уважай государство или катись на свою вторую родину.

Еще более коварный и неожиданный удар по путешествующему по миру гражданину России был нанесен 4 ноября 2014 года. Где-то во втором чтении поправок к закону о валютном регулировании в числе исключений потерялась всего пара слов – «физические лица». И в результате на всех физлиц, имеющих счета в загранбанках, обрушилась новость, что с 1 января 2015 года их приравняли к крупным предприятиям-экспортерам и они теперь обязаны раз в квартал предоставлять налоговой службе переведенные на русский язык нотариально заверенные отчеты из своих банков о движении средств по счетам. И не надо думать, что вы освобождены от этого бремени, став налоговым нерезидентом РФ (то есть прожив за границей 183 дня). Нет, вы будете продолжать оставаться валютным резидентом 365 дней с момента последнего посещения своей страны. Родина вас больше не ждет. Стоит раз приехать – и 4 квартальных отчета по всем своим счетам будьте любезны на стол. Каждый будет стоить для вас минимум долларов 200.

Конечно, мало кто побежал сдавать свою первую справку с 1 апреля по 1 мая этого года. Исключительно потому, что пока не введена ответственность за это правонарушение. Но с 2016 года такая ответственность, видимо, появится. И она может оказаться достаточно крупной. Например, все незадекларированные операции приравняют к незаконным валютным операциям, а там штраф для граждан от 3/4 до 1 размера суммы операции…

Но и этого мало. В этот же день Госдума ратифицировала Конвенцию Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взаимной административной помощи по налоговым делам. Теперь наша налоговая служба получила возможность запрашивать информацию о российских гражданах за рубежом, их счетах и сделках через налоговые органы соответствующих стран и даже участвовать в их налоговых проверках или проводить совместные одновременные налоговые проверки.

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index)
Ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс составляется международной организацией Transparency International на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Опросы проводят независимые экспертные организации, которые занимаются анализом госуправления или бизнес-климата.
С 1996 года России ни разу не удалось выбраться из нижней, самой коррупционной четверти стран рейтинга. В 2014 году она с 27 баллами (из 100) стала 136-й из 175 стран мира. Первые места с баллами выше 90 заняли Дания и Новая Зеландия.

Появилась информация, что в ряде стран банки, решив не связываться с лишней налоговой отчетностью, стали даже блокировать счета российских граждан.

Вы все еще держите деньги в западном банке на свое имя? Ну тогда не говорите, что вас не предупреждали…

Но даже если у вас нет иностранных счетов, то контроль за вами внутри страны теперь будет тотальным. 22 октября 2014 года были приняты поправки в закон о национальной платежной системе, по которым все операции по международным платежным картам теперь должны проходить процессинг внутри страны. Все права на владение и управление 100% акций НСПК (национальная система платежных карт) и регулирование ее деятельности отданы Центральному банку, который, как известно, сам отчитывается в Госдуме формально и раз в год.

Это все не бесплатно для граждан: ЦБР уже выделил полмиллиарда рублей НСПК, и это только начало: НСПК будет брать комиссионные с банков, а те – с нас. Ну и сладкое на десерт: теперь как все мобильные компании предоставляют информацию силовикам по запросу (не обязательно судебному), так все операции с пластиковыми картами будут «под колпаком» у российской организации, которая является квазигосударственной и, конечно, не станет ссориться с силовиками, если тем потребуется информация о движении денег по счетам без всякой санкции суда.

Всего за один год граждане великой страны, которые четверть века назад получили наконец свободу передвижения по миру, вдруг выяснили, что двигаться они по-прежнему могут (если, конечно, ничего никому не должны), но вот удобным это передвижение для них больше не будет. Государство ясно сказало этим «безродным космополитам»: или вы с нами, или против нас. Ну а если не готовы отказаться от столь важных для вас свобод, тогда не взыщите: друзьям у нас всё, а врагам – закон. И закон такой, что мало не покажется.

Но что же мы все мелочами занимаемся? Несолидно даже… Пора нам и на большое замахнуться – на офшоры крупных и крупнейших российских предприятий, их загрансчета, доход и собственность.

Деньги – на стол

После завершения ваучерной приватизации в 1994 году прошло несколько волн переприватизации, и в итоге к середине нулевых собственность почти на все российские предприятия за редкими, уникальными исключениями оказалась за рубежом. Заводы и скважины на месте, а вот их юрисдикция эмигрировала. Зачем? Очень просто – для защиты от враждебного поглощения чиновничьей или силовой структурой.

Россия – вторая крони-экономика мира
Crony capitalism – с англ. блатной (клановый) капитализм, экономическая система, в которой контракты заключаются между друзьями и знакомыми, а не на основе рыночной эффективности. Впервые этот термин употребил журнал «Тайм» в 1981 году для описания ситуации на Филиппинах, где крупнейшие компании страны были под контролем друзей и родственников президента Фердинанда Маркоса. Затем термин стал применяться к быстрорастущим южноазиатским странам, режимам в Латинской Америке, постсоветским странам, даже к США. Crony capitalism одинаково ругают и левые, и правые, первые – за несправедливость, вторые – за неэффективность.
The crony-capitalism index (CCI) журнала The Economist – это богатство, накопленное миллиардерами из списка Forbes в крони-секторах экономики (в % к ВВП). Крони-сектора определены единым для всех стран мира списком как склонные к монополизму или жестко зависимые от государства (лицензии, госзакупки и т. п.), это широкий спектр отраслей – от оборонных и добывающих до казино и телекоммуникаций.
По итогам 2014 года Россия с показателем почти в 20% сохраняет свое второе место в мире, как и до мирового кризиса в 2007 году (из 23 анализируемых стран), после города-государства Гонконг. Вслед за ней идут Малайзия, Украина и Сингапур. США – на 17‑м, Китай – на 19-м месте.

Кроме того, наши компании начали активно пользоваться инструментарием офшорного бизнеса для оптимизации налогов. Огромные деньги, связанные с бизнесом в России, проплывают где-то там, где их не видно.

Вполне в рамках мирового тренда российский Кремль приступил к борьбе с офшорами. Администрация президента фактически протащила в конце прошлого года через Думу закон о деофшоризации (или о контролируемых иностранных компаниях – КИК), были отклонены даже поправки правительства, не говоря уже о бизнесе.

Сама схема закона проста. Если российский резидент контролирует иностранную компанию, то вся прибыль иностранной компании засчитывается материнской российской и с нее платится налог в полном объеме. С рядом стран есть соглашения об избежании двойного налогообложения – это будет работать по-прежнему. Но вот в случае с офшорами, в которых вообще нет налогов на прибыль и доходы, наш Минфин, как победитель, получит всё.

shutterstock.com
©shutterstock.com

Налогоплательщик обязан сам прийти в налоговый орган и сдаться, задекларировав все свои КИКи и начав платить с них налоги. А если налогоплательщик этого не сделает, то помимо немаленького штрафа (от которого до 2018 года освобожден) он может быть привлечен и к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (двойное наказание).

Можно ли добиться деофшоризации с помощью этого закона? Вряд ли.

Во‑первых, он лишь делает равными российское и офшорное налогообложения, отчего офшоры не становятся менее выгодными, чем родная юрисдикция. И других преимуществ ведения бизнеса через офшоры закон не затрагивает – оформления сделок по иному законодательству, в том числе и многомиллиардных сделок с собственностью, возможность легкого вывода денег и т. п.

Во‑вторых, вопреки своему названию закон как раз выталкивает российский бизнес в офшор. В самом деле, простейший способ обойти закон – это перенести свой головной офис в офшор, чтобы контролируемой оказалась не иностранная, а российская организация. Новые нормы закона по определению местонахождения компании вряд ли этому помешают. И все российское законодательство о КИК тогда не работает.

В‑третьих, остался обычный способ обхода антиофшорного законодательства – выстраивание цепочки офшоров с анонимным офшором посередине. Вся прибыль будет скапливаться на другом конце, а признанный КИК офшор будет работать без прибыли, останется просто держателем долей какого-нибудь другого офшора.

Нужно ввезти деньги в страну? Легче легкого – оформить заем. И это еще больше ухудшает ситуацию, так как стимулирует компании к росту иностранного финансирования. Ведь за последнее десятилетие эмигрировала не только юрисдикция, но и финансирование. Предприятия наглотались «отравленных таблеток» – резко взвинтили свои долги перед собственными зарубежными филиалами или фактически подконтрольными, но формально независимыми компаниями (собственность на которые теряется за номинальными владельцами и офшорами). Теперь такое предприятие захватишь – по долгам не расплатишься, будешь работать на старого собственника.

Закон о КИК – типичный пример российского закона, который вроде бы должен решить проблему, но будет иметь явно обратный эффект.

Вдогонку к антиофшорному закону 27 марта 2015 года правительство внесло офшорную амнистию для физических лиц, видимо, посчитав, что в конечном счете все сведется именно к физическим лицам–собственникам офшоров и они стройными рядами придут сдаваться. Правительство заявило, что не будет никаких налогов с задекларированных сумм, и гарантировало, что к таким налогоплательщикам-гражданам не будет применяться никакая ответственность, их не будут привлекать к суду и т. д.

Но ведь все это уже не так давно было. Налоговая амнистия‑2007. Правда, тогда было 14% налога, но зато без социальных платежей – это большая экономия. И люди пришли – совсем немного, легализовали тогда эквивалент 1,1 млрд долл., заплатив в виде налогов эквивалент 150 млн долл. (что соответствовало тогда однодневному поступлению подоходного налога). Но, по рассказам участников этого мероприятия, к ним после все-таки приходили и долго беседовали на тему: откуда? Кто поверит гарантиям сейчас, когда государство хочет, чтобы принесли не «черный нал» из банковской ячейки, а уже пристроенные на Западе «белые» деньги?

В принципе оба проекта – и деофшоризация, и амнистия – выглядят провально. Они рассчитаны либо на наших крупнейших миллиардеров, которые на виду (и наверняка получат какие-то «плюшки» за игру с государством «по-честному»), либо на лохов. Все остальные уже давно научились так виртуозно строить цепочки офшоров, что не только доказать что-либо, но даже проследить цепочку не сможет никто.

Осторожно, двери закрываются

Как когда-то теракт стал поводом для отмены выборов губернаторов, так сейчас западные санкции стали поводом для серьезного изменения во внутренней политике страны. Намерения российских властей ясны. Они хотят значительно снизить зависимость российской элиты от Запада, чтобы никакие санкции не могли привести ее к смуте. Усилить ее зависимость от Кремля, собрать «в кулак» все силы и капиталы. Все описанное выше – превентивные меры для недопущения раскола кремлевской политической и бизнес-элиты под давлением санкций.

Каждая мера сама по себе может быть более или менее эффективной, задевающей интересы и создающей проблемы для миллионов российских граждан или десятков тысяч компаний, но за ними ясно виден кремлевский интерес – приготовиться к дальнейшему противостоянию с Западом. Эффективность и точная «нацеленность» мер – это вопрос компетенции власти, а она явно невелика. Скорее, эту атаку во внутренней политике можно сравнить с огнем по площадям, чем с точечным ударом. Но основное направление движения страны не меняется. Вот только куда оно ведет? Страна погрязла в крони-капитализме и коррупции (см. справки). Россия в кризисе. Но вместо реформ по улучшению инвестиционного и политического климата, увеличению конкуренции мы замыкаемся и «закукливаемся». Кто опоздал на поезд – ждать не будем, двери закрываются. На остальной мир будем теперь угрюмо смотреть через грязные стекла и кривые зеркала…

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".