Платить чаще, ходить меньше
За прошлый год россияне стали тратить на погашение кредитов через интернет на 32% больше, выяснили аналитики Яндекс.Денег. Перевод финансовых операций в интернет и приложения банков для смартфонов — общая тенденция последних лет.
По данным аналитиков Яндекс.Денег, в 2016 году число платежей выросло на 32%, а количество людей, использующих сервис для погашения кредитов, — на 8% относительно показателей 2015 года. Статистика отражает количество платежей, совершенных как на сайте, так и в мобильном приложении.
Больше всего на платежи по кредитам через интернет предсказуемо потратили жители Центрального федерального округа, меньше всего — жители Сибири. Средний платеж через Яндекс.Деньги там составил 3175 рублей и 2683 рубля соотвественно. Москвичи в среднем перечисляют за один раз 3310 рублей, петербуржцы — 3098. В двух городах количество людей, оплачивающих кредиты через интернет увеличилось на 10% и на 8% соответственно.
В 2016 году доля экономически активного и занятого населения России с открытыми кредитами составила 61% (данные Объединенного кредитного бюро), в 2012-2016 гг. кредиты брали 45% жителей страны (данные опроса Аналитического центра НАФИ). Меньше всего задолжали по кредиту жители Алтая (чуть более 105 тысяч рублей), больше всего — жители Чукотского автономного округа (чуть больше 482 тысяч рублей). Для Москвы этот показатель составляет почти 265 тысяч рублей, для Санкт-Петербурга — порядка 231 тысячи.
Рост платежей по кредитам в онлайне отражает общую тенденцию ко все большему распространению операций с деньгами в интернете. Причин тому много: распространение интернета в России, привыкание к интернет-сервисам, вдобавок, финансово и экономически активными становятся люди, с юности привыкшие к технологиям, и т.п. Покупая гаджет в кредит, пользователь потом с него же расплачивается по кредиту. Главной причиной в самих Яндекс.Деньгах считают удобство онлайн-операций.
«Пользователи привыкают совершать операции в онлайне, поэтому все больше текущих бытовых оплат переводят в интернет, например, оплату ЖКХ или ежемесячный взнос по кредитам, — объяснили в пресс-службе сервиса. — Оплачивать через интернет можно в любой точке и в любое время, не нужно подстраиваться под график работы отделений банка или искать терминал. Это особенно важно для платежей по кредитам, которые чувствительны к просрочке. Оплатить кредит в онлайне можно круглосуточно». Также многие пользуются автоплатежом, когда деньги списываются каждый месяц в установленную дату.
Типичный плательщик по кредиту в онлайне младше 50 лет. По данным исследования TNS за 2015 год, чаще всего с помощью электронных кошельков по кредитам платят пользователи в возрасте 35-44 лет, на втором месте — пользователи 25-34 лет.
По данным собственного исследования Яндекс.Денег, проведенного в мае 2016 года, россияне совершают за год одинаковое число онлайн-платежей независимо от того, есть у них кредит или нет. При этом пользователи, которые взяли кредит, экономнее остальных: за раз они тратят через интернет на 16% меньше денег, чем другие. Денежные переводы отправляют люди с кредитами и без них: в каждой группе таких пользователей 40%, и переводят они примерно по 20% от всех своих платежей через Яндекс.Деньги.
В целом, тенденция к переводу обычными людьми многих финансовых операций в интернет усиливается. Успешной оказалась модель «Тинькофф-Банка» (отделений у банка нет, все операции осуществляются в интернете). Герман Греф сообщает о закрытии лишних отделений Сбербанка; приложение банка получает высокие оценки пользователей в AppStore.
По данным исследования TNS за 2016 год, предоставленным «Профилю» пресс-службой Яндекс.Денег, в целом по стране платежи в интернете совершают подавляющее большинство пользователей из крупных городов: 92% опрошенных оплачивают в онлайне минимум одну услугу за год. Чаще всего люди платят в интернете за услуги, без которых сложно обойтись.
Сотовую связь оплачивают таким образом 77% пользователей. 66% опрошенных расплачиваются в онлайне за покупки в интернет-магазинах. 60% платят за ЖКУ. Больше половины интернет-пользователей — 59% — отправляют по интернету денежные переводы, а 37% покупают билеты на концерты, в кино и театры. Следующие по популярности категории интернет-платежей: штрафы ГИБДД и налоги — 34%, билеты на поезда и самолеты — 33%, кредиты — 31%, различный онлайн-контент — 23%, онлайн-игры — 19%.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".