Очередной «мост в никуда»
Что можно было бы сделать в бюджете на будущую трехлетку, но сделано не будет. Очередная неокупаемая мегастройка — мост на остров Сахалин. Президент РФ против конкуренции. Росстат запутался в своей статистике. Рубль и нефть снова встретились — что бы это значило?
Утверждение стагнации
В пятницу, 27 октября Госдума примет в первом чтении проект бюджета на будущую трехлетку. Он инерционный, тренды прошлых лет сохраняются – растет оборонка за счет сокращения доли, направляемой на человеческий капитал. Единственный новый смысл – минимизация бюджетного дефицита, экономия на всем. Просто для сравнения приведем список реформ, которые вполне можно было бы осуществить прямо в этом бюджете:
– реальное повышение социальных стандартов – не просто подтягивание МРОТ до уровня прожиточного минимума, но вывод самого прожиточного минимума на реальный уровень (раза в 1,5 выше нынешнего);
– возврат потерь по индексации пенсий за 2016 год и пенсий работающим пенсионерам за все годы;
– переход к профессиональной армии и отказ от всеобщей воинской повинности;
– стимулирование экономического роста вместо его торможения путем сокращения бюджетного дефицита и повышения налогов;
– радикальное сокращение воровства на госзакупках, а также закупках и инвестпрограммах госмонополий путем хотя бы просто сокращения расходов на эти закупки;
– решительная приватизация, которая дала бы в бюджет не менее 1 трлн руб. ежегодно и сократила бы долю государства в экономике…
Эх, да что продолжать. Ничего из этого делать не планируется. Мы будем жить с бюджетом, который будет обслуживать интересы не людей, а госкомпаний и госмонополий, интересы вороватых чиновников в режиме строжайшей секретности. Голосуйте, депутаты.
Еще один мост в никуда
Впору открывать уже реестр «мостов в никуда» – бессмысленных дорогостоящих объектов, финансируемых за счет госсредств. Сюда можно отнести излишние трубопроводы, амбициозные стройки Олимпиады‑2014, саммита АТЭС, ЧМ по футболу 2018 и т. д. Но эти мосты и их проекты существуют даже не в символическом смысле, а в буквальном:
– мост на о. Русский (Владивосток), где почти никто не живет;
– мост в Крым, который никогда не окупится, имеет разве что геополитическое значение;
– мост в Китай, давно уже построенный на 7/8 китайцами и так и обрывающийся в Амур, потому что мы даже и не приступили к строительству своей 1/8 части;
– теперь еще и мост на о. Сахалин (на фото).
Конечно, жителям острова мост поможет, а особенно строительство всей инфраструктуры авто- и железных дорог на острове и в Хабаровском крае. Но этот мост очевидно не имеет никакого экономического смысла без постройки моста/тоннеля с Сахалина в Японию. Проект, который совсем не вызвал энтузиазма у японской стороны и, вероятно, никогда не будет реализован. Но нас это не интересует. Наш бюджет готов финансировать новую грандиозную мегастройку ценой $5 млрд (потом цена, конечно, еще вырастет). А подряд получит – конечно, без конкурса – друг президента Аркадий Ротенберг. Тот самый, который получил $7 млрд на олимпийских подрядах и $4 млрд на строительство Крымского моста (без конкурса). Bloomberg со ссылкой на источники в Кремле и окружение Ротенберга сообщил, что принципиальное решение о строительстве моста на Сахалин уже принято. Очевидно, что для российской власти экономическая целесообразность мегапроектов больше не имеет никакого значения, главное – дать «друзьям» освоить бюджетные деньги.
Конкуренции нам не надо
Недавно мы писали о том, что правительство фактически приняло решение сворачивать деофшоризацию. На этой неделе власть порадовала нас еще одним неожиданным решением – администрация президента вернула в Белый дом «Национальный план развития конкуренции», разработанный ФАС еще летом прошлого года. Его предполагалось утвердить президентским указом. Больше года «утрясали» разногласия в правительстве и «утрясли». Но проиграли в АП. Правительство хочет продолжить работу над документом. Детали этой истории очень символичны. Правительство предлагало «считать активное содействие развитию конкуренции в РФ приоритетным направлением деятельности президента и правительства…». На что ГПУ АП в своем заключении ответило: «Предложение представляется некорректным и подлежит исключению…». Тот случай, когда комментарии излишни. Кроме одного. Все это происходит в преддверии президентских выборов, и у чиновников идет нешуточная борьба за то, что будет включено в новый пакет майских (2018 года) указов президента, которые лягут в основу деятельности органов власти на будущие 6 лет (если они будут, конечно). Осталось 7 месяцев для того, чтобы решить, окажется ли в составе этого пакета указ о развитии конкуренции или нет.
Запутался в показаниях
Мы писали, что всплеск в инвестициях в 2017 году был основан не на реальности, а на условных досчетах не наблюдаемых прямыми методами данных малого и среднего предпринимательства (МСП)? Новости продолжаются. В сентябре Росстат утвердил новую методику расчета строительных работ, ссылаясь на итоги сплошного обследования МСП. Но пересматривать ему пришлось и прошлый, 2016 год (чтобы было с чем сравнивать). И представляете, за прошлый год объем строительных работ вырос – только за счет пересмотра – на триллион рублей, или аж на 16,5%. Вот бы так все росло в реальности!
За первое полугодие 2016 года плюс оказался в 400 млрд руб., а вот в 2017‑м – только 318 млрд руб. В результате показатели к прошлому году упали: в первом полугодии 2017‑го строительство, оказывается, не выросло на 0,2% (августовский отчет Росстата), а упало на 3,4% (сентябрьский отчет). Росстат все резко завысил, но неравномерно, и это удивительным образом привело к ухудшению показателя по отношению к прошлому году.
Росстат пока не пересмотрел данные по инвестициям и ВВП за 2016-й и первое полугодие 2017-го. Тут также возможны сюрпризы: исходя из логики, оба показателя за 2016 год должны быть повышены, а за 2017‑й – понижены (к прошлому периоду). Триллион рублей в карман не спрячешь. Такое ощущение, что наша официальная статистика вообще потеряла связь с реальностью и находится в зависимости только от произвольных пересчетов Росстата.
Символический поцелуй
Нефть всю прошлую неделю обгоняла рубль (около $58 за барр. и 57,3–57,5 руб./долл.). Это превышение не имеет никакого экономического смысла (разные базы). Но символически, пожалуй, важно – уже больше двух лет, как эти два показателя не встречались, а тут уже месяц крутятся друг около друга. Никто, впрочем, не прогнозирует дальнейший рост нефти – в наш бюджет заложено резкое падение ее цены (до $40 за барр.), ОПЕК прогнозирует на 2018 год коридор $50–55. Так что эта «встреча» на максимумах нефти и рубля, вероятно, ненадолго, нефть пойдет вниз. А прогнозов падения рубля и так достаточно.
составило падение реальных располагаемых доходов населения за 9 месяцев 2017 года, подсчитал Росстат. В сентябре (к сентябрю прошлого года) падение осталось на уровне прошлого месяца – 0,3%. Рекордно низкая инфляция (3% за год в сентябре) не помогает. Именно потому, что ее главной причиной является падение доходов населения. Если эти доходы вдруг вырастут, инфляция подскочит и снова их «съест». Так что радоваться низкой инфляции как-то не получается.
сократится ключевая процентная ставка ЦБР на заседании 27 октября, сообщили из Центробанка. Банк верен своей тактике очень осторожно сокращать ставку, несмотря на резкое падение инфляции. В результате ставка падает только номинально, а в реальном исчислении (деленная на инфляцию) иногда даже растет.
внес Джордж Сорос в свой фонд «Открытое общество», который стал теперь вторым по величине в США после фонда Билла и Мелинды Гейтс. В ноябре 2015‑го Генпрокуратура признала его «нежелательным» в России. Так что нам из этой суммы ничего не достанется.
кредита может предоставить госбанк ВТБ китайской CEFC China Energy на покупку ею 14,16% акций «Роснефти». Второй раз наш госбанк участвует в этой сделке своими деньгами. Уже даже не смешно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".